Европейская исследовательская Ассоциация при поддержке Международного фонда «Відродження» провела комплексное исследование сектора дошкольного образования Украины. Эксперты изучали все — доступность дошкольного образования, обеспеченность педагогами и их профессиональный уровень, международный опыт (ситуация сравнивалась с опытом России, Беларуси и Прибалтики), законодательное обеспечение, и особенно — финансирование детсадов. В основном, исследователи изучали дошкольное образование в Киеве, Львове, Полтаве и Харькове, а также опросили 100 сельских советов по всей Украине.
Исследование показало: есть положительные моменты, а есть и менее оптимистичные. К первым отнесли увеличение педагогического состава воспитателей почти на 3,4 тысячи (в целом сейчас в дошкольном образовании работает почти 145 тысяч педагогов) — несмотря на мизерную зарплату (1,2 тысячи «голой» ставки для воспитателей и 1,7 тысяч для заведующих). Также за последние три года увеличилось количество детских заведений почти на тысячу: на сегодняшний день их свыше 16 тысяч (341 — частной формы собственности). Кроме того, эксперты отметили хороший уровень образовательных программ, высокий профессионализм воспитателей и их самоотверженность. К сожалению, все остальные аспекты подверглись критике. Особенно — недостаточное финансирование дошкольного образования, хотя по данным Госкомстата, расходы в течение 2011 года (последние данные) увеличились на 3,6% и составляли 11831,6 миллионов гривен.
— Этот приоритет, предоставлявшийся финансированию дошкольного образования, имеет свою почву: рост рождаемости в Украине в начале 2000-х годов. Политика самого государства была организована реактивным образом: государство просто реагировало на происходящие демографические процессы. Центральная нынешняя проблема — уровень доступности дошкольных заведений. Из расчета на 100 мест, которые существуют и обеспечиваются государством, у нас — 116 детей. С каждым годом количество детей увеличивается, и в 2012 году количество переполненных детских садиков увеличилось до 5,5 тысяч: там на 100 мест свыше 130 детей, — рассказала Марина СОБОЛЕВСКАЯ, научный руководитель Европейской исследовательской Ассоциации.
Что касается ситуации на селе, то в каждом третьем селе вообще нет детского дошкольного заведения. А если и есть (помещение), то по причине неудовлетворительного материально-технического состояния его нельзя использовать. Собственно, это, а также отсутствие педагогических кадров (в среднем 1—2 на все заведение) является основной проблемой в сельской местности. «Мы провели опрос 100 сельсоветов по Украине. На первом месте — нехватка финансирования дошкольных заведений, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение. В каждом третьем случае нам ответили: садика вообще в селе нет, в соседнем селе — тоже. То есть, в 41% случаев не хватает средств на содержание, в 32% — нет соответствующего помещения. Нужно сказать, что наши санитарные — очень жесткие, и в селе трудно открыть заведение из-за несоответствия помещений. Также на селе медсестры есть только в половине детсадов, не хватает воспитателей-методистов, специалистов-логопедов, преподавателей физкультуры, музыкальных руководителей. Это проблема не только села, но и города», — считает руководитель Европейской исследовательской Ассоциации Светлана ГОРНАЯ.
По данным Тамары ПАНАСЮК, заместителя директора Департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины, сегодня Министерство финансов установило нормативное содержание одного ребенка — на уровне 6400 гривен в год. Также садики дополнительно финансируются из местных бюджетов, на благотворительные пожертвования родителей, спонсоров. И здесь — самая большая путаница. Ведь как-то так получается, что в одном дошкольном заведении на одного ребенка выделяется одна сумма, а во втором, в той же области — другая. Пример — Полтавщина. «Финансирование дошкольных заведений Полтавской области в расчете на одного ребенка в 2011 году составляло 4400 гривен в год. Мы увидели, что данная сумма превышает этот уровень кое-где (например, город Комсомольск) и достигает шести и девяти тысяч гривен. Также у нас есть города, где бюджеты не имеют возможности выделять средства на дошкольное образование, и сумма приближается к той, которую нам дает Минфин. В сущности, если говорить о справедливости распределения средств, то мы ее не видим: есть очень большая разница в финансировании каждого ребенка, — рассказывает Вадим ШТЕФАН, председатель общественной организации «Бюро социальных и экономических экспертиз».
Собственно, эта непрозрачность распределения средств, их нехватка больше всего беспокоят родителей, которые в таких условиях являются основными спонсорами дошкольного образования. Международный опыт показывает, что проблемы финансирования есть и у наших соседей, но, например, в Литве к этому подошли более цивилизовано.
«В Литве на государственном уровне решено, что каждый гражданин — не только тот, у кого есть маленький ребенок, — может 2% своего подоходного налога (налог на доходы физических лиц) отчислять на конкретное детское заведение. И люди это делают... В Беларуси открыли счета для каждого детского садика при управлении образования. Родители сдают определенные суммы официальным путем. Это не означает, что нельзя эти средства потратить на что-то другое, но по крайней мере родители могут проследить, куда идут деньги. В России позволили частным предпринимателям становиться учредителями частных дошкольных заведений: дали возможность создавать конкурентную среду. Я думаю, они постепенно решат вопрос доступности садиков, — говорит Светлана Горная.
Эксперты отмечают, что в Украине проблему доступности детских садиков также могут решить частные заведения — конечно, если сделать для предпринимателей комфортные условия. Эксперты опять приводят пример Литвы, где правительство дало возможность делать отчисление от налогов также и на содержание частных детских заведений. Так была создана здоровая конкуренция, и за год открылось 51 частное дошкольное заведение. За это выступают и в Минобразования.
«Тормозом развития дошкольного образования является финансирование: когда будут утверждены новые государственные санитарные требование и правила, а это разрабатывает Минздрав (мы уже подавали предложения уменьшить нормативы относительно площадей и других параметров) для содействия частной инициативе, — говорит Тамара Панасюк. — Если мы посмотрим на мировой опыт, то увидим, что муниципальных заведений намного меньше. Даже родительские коллективы создают дошкольные заведения, частные детсады, которые работают за счет общественности. В Украине отдают предпочтение коммунальным садикам. Возможно, по причине недостаточной платежеспособности. Потому что с каждым годом в Украине уменьшается количество частных учебных заведений. Это необходимо менять».
Следует отметить, что в марте нынешнего года завершится рассмотрение проекта изменений к закону Украины «О дошкольном образовании», в котором говорится, в частности, и о решении проблемы перегрузки и недостаточного количества дошкольных заведений. В том числе — путем развития частной инициативы.