Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На урок, как на праздник

Что нужно знать родителям первоклассников
31 августа, 2005 - 20:10

Веселые и нарядные идут дети первого сентября в школу. Каждый из них надеется стать примерным учеником и радовать папу и маму хорошими отметками. Не чуждо это радостное настроение и родителям: «Вот мой ребенок. Какой он хороший! Надо только, чтобы в школе нашли к нему подход, свой «золотой ключик»!». Но вот проходит совсем немного времени, и мама слышит от своего обожаемого чада: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал...», «Неужели я буду заниматься таким скучным делом 12 лет?». В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться? Не рано ли усаживать 6-летних детишек за парту? Как помочь ребенку приспособиться к школе?

Прежде всего необходимо отличать психологическую неподготовленность к школе, которая может наблюдаться и в 7, и в 8, и даже в 10 лет, от проблемы принципиальной возможности обучать с 6-ти лет. Учить-то с этого возраста можно, можно обучать и с 5-ти лет (как это делают в некоторых странах), но тут учителя сталкиваются с целым рядом дополнительных трудностей и проблем, которых не было у 7 летних детей. Поговорим о том, как их решить.

Сначала немного статистики. По данным исследований украинских психологов, около 30% детей шестилетнего возраста страдают задержками развития интеллекта. Еще 42% — не готовы к обучению в школе. Примерно 12% первоклассников боятся идти в школу. Около 25%, наоборот, испытывают слишком радужные ожидания от встречи с «кораблем знаний», а это чревато разочарованиями. Нагрузки на шестилеток в школе, по сравнению с нагрузками в детском саду, возрастают в 2,5—3 раза.

У маленького первоклассника — большая потребность в игре, а понятие «работа» для него пока чуждо. Ему очень трудно удержать внимание в тех пределах, которые требует школа. 6 летний ребенок способен удерживать внимание на одном предмете 10—15 минут, а для успешного обучения требуется 20—25 минут. Даже усидеть 35 минут на уроке, не согнувшись, для него проблема — но ведь неправильная поза приводит к заболеваниям позвоночника.

Психологи разработали такие показатели готовности к обучению в школе:

1) способность к произвольному, целенаправленному, волевому поведению;

2) интеллектуальная готовность, когда ребенок умеет производить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, выделять существенные признаки предметов, делать умозаключения;

3) умение критически относиться к себе, способность к действиям в уме (развитие внутреннего плана действий).

Многие из этих умений находятся у 6-летнего ребенка в зачаточном состоянии. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его психического и физического развития. По мнению психологов, именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования — логическое мышление, воля, внутренний план действий. Поэтому многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6, а 6 с половиной лет.

Рассматривая первые шаги 6 летнего ребенка в школе, надо обратить особое внимание на проблему «школьных» страхов у детей. В большинстве случаев они объясняются установками родителей относительно школы. Ни для кого не секрет: иногда родители сами, боясь школы, непроизвольно внушают этот страх детям.

В профилактике школьных страхов действуют два правила:

1. Необходимо обеспечить детям теплую, благоприятную психологическую атмосферу, чтобы поддержать их уверенность в себе.

2. Очень важно дать детям возможность рассказать о том, что их тревожит, поскольку с разделенной с кем-то бедой справиться легче.

Очень сложно учиться «тепличным» детям. Прежде всего потому, что родители, окружая ребенка плотным кольцом заботы и опеки, лишают его самостоятельности и инициативы.

Некоторые родители постоянно сдерживают сына или дочурку фразами на манер: «не бегай — упадешь», «ничего не бери — сломаешь». И лишь вселяют в душу маленького человека страх перед неизвестным, в частности и перед школой.

Детей с повышенной тревожностью важно не подвергать критике, а наоборот, хвалить и даже немного захваливать. При этом следует руководствоваться тремя важнейшими правилами: общаясь с ребенком, смотреть ему в глаза; не менее 20 раз в день обнимать и целовать и, по меньшей мере, тридцать минут в день говорить наедине. А еще для неспокойной детворы замечательным успокоительным средством могут стать краски. Малышу не обязательно даже рисовать какие-то фигуры. Пусть он попросту макает кисть в краску и встряхивает ее на ватман, образовывая бесформенные пятна. Так вместе с краской будет выплескиваться на бумагу избыточное психическое напряжение. А если предложить школьнику пофантазировать на тему пятен, дорисовать их, чтобы создать осмысленную картинку, это вдобавок будет развивать воображение.

Родители должны помнить, что если успехов и отличных оценок добиваться ремнем, ребенок возненавидит школу на всю жизнь.

«Золотые» правила для родителей первоклассников:

1. Не превращайте ребенка в средство вашего самоутверждения, в вещь, которой можно хвастаться перед знакомыми: «А моя дочь три языка изучает, на скрипке играет, на художественную гимнастику ходит!» Вполне возможно, что такие нагрузки для него чрезмерны, но он не осмеливается вам возражать. Усматривайте в ребенке не продолжение вашего «я», а отдельную личность. Тогда вы будете способны понять, что ему действительно нужно, а что нет.

2. Демонстрируйте любовь к ребенку независимо от его успехов в школе или спортивном кружке. Он должен чувствовать, что дорог вам всегда, несмотря на то, совпадают ли его успехи с вашими представлениями и требованиями. Подобное отношение поможет сформировать у ребенка устойчивую позитивную самооценку на всю жизнь.

3. Ребенок не должен быть свидетелем семейных разногласий, особенно тех, которые касаются его воспитания. Родители должны договариваться и вырабатывать одну линию воспитания ребенка. В противном случае он не сможет приспособиться к противоречивым родительским требованиям и не станет целостной, интегрированной личностью.

4. Придерживайтесь «золотой середины» в воспитании: не лишайте ребенка самостоятельности, слишком опекая его, и с другой стороны, не пускайте его развитие на «самотек».

Александр ГУБЕНКО, главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ