Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На языке иронии

В Донецке открылась украинско-шведская выставка карикатуры по экологической проблематике
31 октября, 2011 - 20:39
РИСУНОК НИКОЛАЯ КАПУСТЫ

Проблема загрязненности окружающей среды, утилизации отходов, природоохранного воспитания — весь комплекс вопросов, которые часто называют «экологическим» — находится теперь, будем откровенными, на отдаленных окраинах сознания рядового украинца — что, в конечном итоге, и не удивительно, учитывая ту «повестку дня», которую ежедневно формирует для него власть. Экологическая тематика составляет своего рода тест на способность мыслить стратегически, и притом — в глобальных масштабах, а то, что нынешние власть предержащие вряд ли на это способны, свидетельствуют хотя бы их достойные насмешки голосования и переголосования относительно времени, по которому будет жить страна.

Между тем, вопрос экологической безопасности никоим образом не является прихотью практического (по Канту) ума, но — условием выживания в нынешним мире. Он не просто стал неотложным для Украины (и прежде всего ее промышленных районов), но и непосредственно завязан на тех проблемах, решение которых составляет для нее вопрос жизни или смерти. Энергетическая зависимость, лежащая в основе большинства наших проблем, непосредственно связана с решением экологического «узла». Действительно, расчетливое отношение к энергоносителям, использование восстанавливаемых источников энергии, утилизация отходов и мусора (в том числе использование их как материала для биотоплива), внедрение инновационных технологий и т.п. являются теми принципами, которые могли бы значительно облегчить украинские будни. Впрочем, для имплементации их в жизнь нужна воля. Воля мыслить и жить не только сегодняшним днем.

ПРИЗВАНИЕ СТОКГОЛЬМА

Швеция — одна из тех стран, которая смогла определить и выполнить большинство из перечисленных выше заданий. Сегодня это не только одна из наиболее эволюционных стран в плане бережного отношения к природе, воспитания экологической культуры и сознания и т.д., но (и прежде всего) это страна, которая почти на 100% обеспечивает себя внутренней энергией. Так, в структуре потребления энергии Швеции лишь 1% приходится на импортированное электричество: 38% дает ископаемое топливо, 31% — «мирный атом», 10% — энергия ГЭС, 1% — энергия ветра; еще 19% покрывает биотопливо. До 2020 года часть восстанавливаемой энергии (биотопливо, энергия солнца, ветра и воды) должна вырасти в этой стране до 49%.

Стокгольм видит свое призвание в том, чтобы (в частности, и на собственном примере) показать всему миру преимущества нового, соответствующие времени, мышление и действия. Ясное дело, движимые от противного, то есть выявление ошибочности и губительности традиционной (потребительской) культуры, на принципах которой до сих пор держится значительная часть семимиллиардной человеческой цивилизации, так же отводится в этой воспитательной стратегии важная роль.

Выставка карикатурных работ Facing the climate, инициированная Шведским институтом после Копенгагенской конференции по вопросам климата (декабрь 2009), собственно, и является одним из таких (причем, из наиболее удачных) шведских международных проектов, направленных на привлечение внимания мировой общественности к проблемам климатических изменений на планете. Изначально участие в нем приняли 25 карикатуристов из Швеции, однако по мере путешествия по странам мира сборник дополняется работами местных карикатуристов, каждый раз получая широкий резонанс среди зрителей. Начиная с сентября 2010 года экспозиция побывала на Балканах, в Исландии, Малайзии, Сирии, Латвии и России, а количество посетителей превысило 40 тысяч.

Этой осенью (под названием «Плюс 1°С. Климатические изменения на языке карикатуристов Украины и Швеции») выставка Facing the climate пожаловала и в Украину. Без преувеличения удивительная экспозиция содержит работы восьмерых карикатуристов — пятерых шведов и троих украинцев, каждый из которых представил по три работы. Донецк стал вторым из украинских городов, который получил возможность увидеть работы мастеров — до этого они демонстрировались в Днепропетровске, а следующим местом дислокации (в ноябре) станет столица.

КУЛЬТУРА vs ПРИРОДА

«Жанр карикатуры, несмотря на его способность вызывать у человека смех, в первую очередь апеллирует к мышлению», — справедливо отметила, открывая экспозицию, директор Дома работников культуры Майя Калиниченко. «Эти картины вынуждают задуматься о природе, о ценностях, побуждают менять устоявшиеся приоритеты», — вторил ей заместитель посла Швеции Мортен Энберг.

Действительно. Авторы карикатур иронизируют над дерзостью, самоуверенностью, ограниченностью человека, которая, по большей части, не способна осознать, куда ведет планету, а если и способна, то предпочитает избегать мыслей о «плохом».

Главная идея выставки — ценности, которые господствуют в нашем обществе, на самом деле является антиценностями. Это мир, где накануне потопа в спасенном Ковчеге спасают в первую очередь ценные авто (по паре от каждой марки), а уже тогда (если останется место) — людей и животных. Это мир, где последняя маленькая кучка снега экспонируется за стеклом в природоведческом музее. Мир, в котором на экологическом саммите, говоря себе, мол, дело в том, что что-то не так, спикер выражает обеспокоенность, что окружающая среда больше не отвечает современным требованиям цивилизации, а потому следует переосмыслить свои приоритеты. Авторы подвергают острой критике двойные стандарты, которые сказываются, в конце концов, не только при решении экологических проблем. На карикатуре «Китай — грязнее всего?» «чистые воротнички» из США и ЕС кичатся один перед одним природоохранным уровнем своих стран, в то время как принадлежащие им ужасные фабрики основательно губят природу Китая.

Украинские участники проекта — Александр Костенко из Днепропетровска, Сергей Рябоконь из Киева и Николай Капуста из Донецка — обратили внимание на не менее актуальные аспекты проблемы, и то, лишь поднявшись на уровень обобщений. «Тупиковая ветвь» Сергея повествует о человеке, который, спилив сук, на котором сидел, с удивлением зависает в воздухе, видя, как падает — нет, не сук — а целое дерево. А Александр вообще изображает человека, который, превратив свой дом — Землю — в большой санузел, вдохновенно заглядывается на другие планеты — потенциальные дома (или же, туалеты).

Впрочем, наиболее характерной и, скажем так, проницательной из культурологического пункта обзора является, по нашему мнению, робота Сергея Рябоконя «Добровольное пожертвование», где Адам и Ева пристыженно протягивают сухому, почти мертвому и напрочь голому дереву два листочка, которыми когда-то были прикрыты их срамные места. Обращение к проблематике начала человечества никоим образом не случайно, ведь похоже на то, что теперь оно находится у своего конца.

Сергей СТУКАНОВ, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ