Наконец-то киевляне получили возможность самостоятельно избрать городского голову, а не удовлетворяться ставленниками правящей власти. Напомним, что вместе с президентскими выборами в мае этого года будут выборы киевского головы. С чего начинать работу будущему городскому голове столицы? Список первоочередных или неотложных проблем сейчас составляют небезразличные общественные активисты. В результате обсуждений и обдумываний должен выйти манифест от общественных объединений «Киев — удобный город». В перечне требований — борьба с МАФами и стихийной торговлей, развитие общественного транспорта и велоинфраструктуры, решение проблемы парковки, защита исторических и зеленых зон Киева.
Но главное требование общественности — прозрачность и публичность новой власти. Директор ОО «Інститут міста» Александр Сергиенко советует для начала внедрить новую традицию относительно сессий Киеврады: «Заседания сессии должны проводиться в колонном зале, с допуском на балкон не только журналистов, но и всех желающих. Чтобы решения, которые будут рассматриваться, были представлены на ознакомление за 10 дней до сессии. Если эти вопросы задевают интересы микрорайона или местной общины, то представители могут прийти и написать плакаты, подготовиться, выразить свое мнение».
Уже после этого эксперт советует браться за хозяйственные проблемы города, а еще — провести этакую ревизию всех нелегитимных решений. «То, что было награблено из городского бюджета за последние годы, должно быть возвращено. Все эти безобразия нужно прекратить и наказать всех, кто к этому причастен. Если это не будет сделано, это стопроцентная гарантия того, что эта ситуация повторится. А какой путепровод в первую очередь ремонтировать, а какой — во вторую, это — второстепенный вопрос».
ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ ПИШУТ ПЛАН РАБОТЫ БУДУЩЕМУ ГОРОДСКОМУ ГОЛОВЕ
• Велоинфраструктура. У общественных активистов, среди которых Ассоциация велосипедистов Киева, «Київські проекти», «За доступний громадський простір», уже есть свой план, что и когда изменять. Так, Ирина Бондаренко, координатор Ассоциации велосипедистов Киева, считает, что на развитие велоинфраструктуры Киеву нужно 5—7 лет. Поэтому в АВК советуют сначала выяснить, сколько велосипедистов в Киеве, где именно нужно прокладывать велодорожки, кстати, этот аспект советуют учитывать и при строительстве, а также пропагандировать преимущества велоезды над другими видами транспорта, например, социальной рекламой.
Для начала советуют назначить советника городского головы по развитию велосипедного транспорта. По мнению Ирины, это лицо должно пройти стажировку в европейских городах, где велодвижение является популярным. А затем разработать концепцию его развития в Киеве с учетом советов международных экспертов. Как известно, первые шаги на этом пути уже сделаны. Велодорожки появились на проспекте Бажана в рамках проекта «Старт». Однако во время проверок активистами их качества, выяснялось, что их используют в качестве парковки, как место расположения биотуалетов или МАФов.
• Проблему парковки в манифесте «Киев — удобный город» активисты предлагают решать штрафами для злостных нарушителей. В первую очередь тех, кто ставит авто на пешеходных переходах, тротуарах, перекрестках, остановках или газонах. А, чтобы не зарились на пешеходную зону, установить ограничительные столбики. И в конце указывают, что следует ускорить строительство «перехватывающих паркингов» (специально обустроенные платные паркоместа при въезде в город, владельцы оставляют авто здесь, а дальше — пользуются общественным транспортом). Первый такой паркинг в Киеве появился около станции метро «Ипподром», по подсчетам экспертов, городу нужно 12 таких парковочных зон.
Парковка же в центре города должна быть платной, но нужно разработать оплату парковки через смс или другие схемы, говорят эксперты, а полученные от этого средства направить на развитие общественного транспорта или пешеходной инфраструктуры города.
• Стихийные рынки. Будущему городскому голове предлагают поставить точку в этом вопросе. «Поскольку есть спрос и предложение, то необходимо обустроить небольшие рынки в разных районах города, а милицию заставить штрафовать нарушителей», — пишет в манифесте активист Андрей Косецкий.
• На борьбу с МАФами общественность дает один год. Рецепт уже выдумали — придерживались законов. Как аргументирует Андрей Косецкий, в Департаменте градостроения и архитектуры есть схема расположения временных сооружений. Все, что ее нарушает, то есть устанавливается без необходимых разрешений, должно быть ликвидировано. Пока же киевляне только наблюдают, как время от времени на той или иной улице показательно грузятся на эвакуаторы МАФы, а через определенное время они вырастают здесь вновь, как грибы. Чтобы этого не повторялось, активисты советуют задуматься над развитием «активного первого этажа» в домах (для магазинов или кафе).
• Что касается развития общественного транспорта, то активисты ничего необычного или неизвестного нынешней власти не предлагают. Как говорят, было бы желание. Отдельная полоса для троллейбусов-автобусов, уменьшение количества маршруток, расписание движения наземного транспорта на каждой остановке, введение единого электронного билета — эти решения озвучиваются из года в год, но пока что мало что изменяется. Но есть надежда, что, наконец-то, эти предложения будут воплощены в жизнь.
• Сохранение исторического лица Киева — тоже в перечне требований к будущему городскому голове. Как рассказывает юрист Марина Соловьева, которая несколько лет занимается сохранением исторического центра и тоже разрабатывает свои предложения к манифесту, позитивные шаги в решении вопросов ее сферы уже есть. «Сегодня, когда нет давления от бывшей власти, суды имеют возможность принимать объективные решения. Наконец могут быть позитивные решения судов по строительству в Десятинном переулке и на территории Александровской клинической больницы. Потому что юридически все доказывает, что территория в Десятинном переулке — это земля историко-культурного назначения, на которой нельзя ничего строить, в том числе тот коммерческий проект, который сейчас там возводится. Вскоре должен быть суд по Александровской больнице, и есть основания говорить, что он завершится в нашу пользу».
«У НАС ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ ЗАКОНЫ, ПОТОМУ ЕДИНСТВЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ — ИХ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ»
Кстати, недавно активисты в очередной раз побывали в Десятинном переулке, где возводится торговый центр, и предупредили застройщиков и их руководство, что в случае позитивных решений суда этот земельный участок придется приводить в первобытное состояние. Пока реакция — нулевая. Однако Марина Соловьева надеется, что при новой столичной власти законы о сохранении историко-культурного наследия наконец-то будут выполняться.
«У нас очень хорошие законы, потому единственное требование — их придерживаться. Должны прийти в Киевраду люди, которые действительно будут опекаться Киевом, а не зарабатывать на столице, которые будут отменять незаконные решения. Есть проекты относительно уголовной ответственности за нарушение норм закона Украины об охране культурного наследия. Если Верховная Рада их примет, то Киеврада должна будет работать в законодательном поле», — добавляет юрист.
Председатель Общественного совета при КГГА Марина Бурмака добавляет, что все требования общественности будут выполнены тогда, когда между активистами и городским головой будет налажено сотрудничество, а общественное мнение — чего же хотят киевляне — будет постоянно изучаться и мониторится.
«Перед тем, как приступать к работе, новоизбранному мэру стоит изучить общественное мнение — какие же именно проблемы нуждаются в немедленном решении. Для европейских стран — это постоянная практика!
Например, осенью прошлого года первоочередными проблемами киевляне называли состояние автомобильных дорог, грязь и мусор на улицах, парковку автомобилей на тротуарах и газонах и функционирование МАФов. Но, к сожалению, мнение киевлян так и не легло в основу деятельности городской власти.
Из опыта работы Общественного совета, могу сказать, что город нуждается в налаживании административного менеджмента относительно изучения общественного мнения и внедрения системных социологических опросов, — утверждает Марина Бурмака. — Если новоизбранный мэр сможет установить такую взаимосвязь с общественностью, то даже при сложной бюджетной ситуации он не потеряет доверия киевлян. Но при условии, что направления использования бюджетных средств будут утверждаться не за «закрытыми дверями», а открыто, с учетом общественного мнения».
• Идей относительно улучшения жизни в столице у активистов хватает. Кроме вышеупомянутого, они советуют создать при КГГА департамент, который будет заниматься облагораживанием и комфортом пешеходных зон, хотят уменьшить количество внешней рекламы, чтобы улицы Киева стали визуально «чище», дать новую жизнь спальным районам, где бы нашлось место для рекреационных и торговых зон, а также сохранить зеленые насаждения столицы. Пока что эти идеи дорабатываются и совершенствуются. В итоге — манифест получат все кандидаты на должность городского головы, а также кандидаты в депутаты Киеврады. Активисты хотят собрать еще и подписи киевлян в поддержку своих предложений. А лицам, которые будут руководить Киевом, и в самом деле стоит взять их на заметку.