Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Начнем мыслить!

6 июля, 2001 - 00:00

Хотел бы примкнуть к дискуссии на страницах «Дня» о том, какая система мышления соответствует нашему обществу.

Полностью согласен с автором статьи «Кризис истины» Александром Воином («День», № 68) о том, что в нашем обществе (не только в нем, но и во всей новейшей цивилизации) господствует иррационализм. Но проблема не в том, что в жизни мы руководствуемся некой иррациональной системой мышления, а в том, что мы вообще никакой системой не руководствуемся. Т.е. глубоко не мыслим.

Сейчас нередко можно услышать, что для конца ХХ века характерен прагматизм. Это не совсем точно. Потому что из всех возможных вариантов действий прагматизм выбирает именно тот, который принесет наибольшую как по интенсивности, так и по длительности пользу. Иногда мы в учебных заведениях сталкиваемся с выбором: что лучше — самому учиться или дать кому следует деньги и получить нужную оценку? Часто говорят, что, как бы то ни было, лучше иметь определенные знания, чем их не иметь. Стало быть, пресловутый «прагматический» выбор является не чем иным, как недальновидностью и ленью.

Еще чаще упрекают наше общество в гедонизме. Но это также неверно. Любой эпикуреец-гедонист, прочитав рекламную фразу типа «Можешь ли ты отказаться от удовольствия?», провел бы калькуляцию: чего больше получаешь от курения — удовольствия или же наоборот. Удовольствие, получаемое от курения, более чем скоротечно, после чего наступает длительный период страданий от зависимости и болезней. Наши «гедонисты» вообще никаких калькуляций не проводят, потому как думают о наслаждении не в течение длительного времени, а уже сегодня.

На мой взгляд, нравственная проблема нашего времени — побочный эффект развития техники и распространение прогресса. Человек стал больше полагаться на технику, чем на собственные силы. Зачем мне делать то-то и то-то, если это за меня может сделать автомат? Зачем мне своей головой вычислять цену на базаре, если это можно сделать при помощи калькулятора? Зачем ходить одну остановку пешком, если это же расстояние можно преодолеть на трамвае? Средний человек разучился работать и думать. Но лень, увы, присущая человеку от рождения, вместо того, чтобы искореняться через общественные отношения, начала еще больше лелеяться. Подавляющее большинство людей работает лишь тогда, когда в этом есть необходимость. Необходимостью являются деньги — вот и работают только ради денег. А мы называем это прагматизмом.

Другой беспокоящей нас важной вещью является неспособность поступиться собственными интересами ради общих интересов, или эгоизм. Эгоизм имеет почти такое же происхождение, как и лень. Человек по своей природе — эгоист (Т.Гоббс). Не быть эгоистом его вынуждает общество. Он видит, что, поступившись частью своих интересов, выиграет намного больше, чем если бы принципиально их отстаивал. Но чтобы к этому прийти, опять-таки нужно думать!

Человек в наше время, несмотря на пресловутые экономические трудности, зачастую воспитывается в «парниковых» условиях (когда и солнца вдосталь, и влага соответствующая). Все за тебя решают мама с бабушкой, все, чего ты не хочешь делать, за тебя сделают. Твои эгоизм и лень лелеются все больше и больше. Когда ситуация меняется, и «парниковые» условия исчезают, и начинаются проблемы, — все как-то стремятся от них убежать, причем кто куда: кто в наркоманию, кто в алкоголизм, а кто и просто с моста... С эгоизмом и ленью, я почти убежден, связано большинство случаев суицида, а также алкогольная и наркотическая зависимость.

Я думаю, что системой мышления, в наибольшей степени соответствующей нашему обществу (если это вообще можно назвать системой мышления), является конзумизм. Это система, при которой человек паразитирует на достижениях цивилизации и не создает ничего своего. Причиной этому являются вышеупомянутые эгоизм и лень. Если мы хотим что-либо изменить — а мы вынуждены это делать, — следует заставить человека отказаться от этих «атрибутов». А чтобы это произошло — нужно, чтобы он начал мыслить, думать. Когда люди думают, даже самая плохая философская (этическая) система приведет к намного лучшим результатам, чем если жить бездумно.

Николай СИМЧИЧ, бакалавр философии, Коломыя, Ивано-Франковской обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ