— Не то и не другое. Начато новое, рассчитанное на 30 лет, дело. Те, кто в нем участвует, должны не только освоить элементарные навыки грамотного составления инвестиционных проектов, но и быть уверенными, что режим этот надолго и серьёзно. А эта уверенность пришла, когда Верховная Рада приняла поправки Президента и утвердила Закон о специальном режиме инвестиционной деятельности на территории города. Президент подписал его. Уверен, что инвестор теперь станет смелее и процесс пойдет более стремительно.
— На чем базируется ваш оптимизм?
— Это не только мой. Те эксперты, которые исследовали Харьков на предмет инвестиционных вложений, единодушны: он относится к группе регионов приоритетной инвестиционной привлекательности. Полуторамиллионный город богат высоким уровнем развития всех направлений промышленной экономики, высокой ёмкостью потребительского рынка, квалифицированными кадрами. И наша задача — органа городского самоуправления — сформировать комплексную инвестиционную политику, разработать механизмы увеличения притока инвестиций в регион и их эффективного размещения. Работа эта ведется далеко не первый год, и, судя по результатам, доверие к нам растет. Например, в прошлом году объем только иностранных инвестиций в городское производство составил 56,3 млн. долларов США — это в два раза больше, чем три года назад. Вложены они в производство 170 предприятий, 44 процента из которых — пищевой промышленности. Наши инвесторы из 37 стран мира, и, что интересно, больше всех средств поступило из Швейцарии — 41%, Великобритании —11% и крошечного княжества Лихтенштейн — 10 %, дальше — ФРГ — 7%.
— Будут ли иметь какие-то особенности инвестиционные потоки в связи со спецрежимом?
— Конечно. Больше внимания будет уделено привлечению местных инвесторов. Их участие распространится не только в сферах производства продукции и торгово-бытового обслуживания, но и на решение проблем оказания населению жизненно важных коммунальных услуг. Так, например, руководство Европейского банка реконструкции и развития проявило интерес к нашей программе развития сферы управления твердыми бытовыми отходами в городе. Предложен совместный проект её реализации, который прошел первый этап согласования. И если все будет хорошо, то в 2003 году в Харькове будет введен в эксплуатацию полигон для бытовых отходов, отвечающий европейским стандартам. Прослужить он должен 20 лет.
Одна из острых проблем Харькова — обновление подвижного состава горэлектротранспорта. Мы возлагаем большую надежду на государственную программу совместно с чешской фирмой «Татра-Юг» под условным названием «Украинский трамвай». Нам обещют кредит на выгодных условиях для покупки 52 машин. Кроме того, уже прорабатывается вариант участия более 10 харьковских предприятий в производстве комплектующих для трамваев, что, несомненно,оживит работу заводов. Пока проблема остается. Наша задача — найти выход из создавшейся ситуации и за счет инвестиционной политики хотя бы частично её решить. Необходимые документы уже подписаны председателем облгосадминистрации и городским головой.
Или возьмем еще одну программу, которая сегодня уже стала общегосударственной, а начиналась как пилотный проект в Харькове — это реконструкция и энергореставрация жилых домов первых массовых серий. В народе их называют «хрущевками». Сейчас заканчиваем один из таких домов. Особенность всего этого процесса состоит в том, что работы ведутся без отселения жильцов, используются материалы и инженерные оборудования местных производителей. В результате мы получаем не только полностью обновленный дом, но и дополнительные 12 квартир в надстройке мансардного этажа, лоджии на первом этаже и значительную экономию теплоэнергоресурсов.
Кстати, эффективность энергосбережения жилого фонда нашего города в 2-3 раза меньше, чем в европейских странах с аналогичными климатическими условиями. У нас более 2000 жилых домов, которые можно отнести к группе, подлежащей немедленной энергореставрации (в других городах Украины — не меньше). И мы подготовили ряд серьёзных инновационных проектов, требующих своей реализации. Это огромное поле для инвестиций, особенно внутренних. Кроме того, появляются тысячи дополнительных рабочих мест для конструкторов, строителей, монтажников.
— Все это здорово, конечно, но насколько город во всей совокупности своих возможностей готов к принятию инвестиционных потоков?
Хороший вопрос. Здесь есть проблемы, над которыми мы работаем. Одни из основных — законодательные, но надеюсь, что принятый закон о спецрежиме в Харькове несколько стабилизирует ситуацию. Немало предстоит сделать и в плане разработки эффективных механизмов формирования инвестиционного климата в городе, управления этим процессом , создания инвестиционных сетей и инвестиционной структуры.
А начинали мы шесть лет тому, когда в структуре горисполкома было создано управление, которое стало заниматься вопросами привлечения инвестиций в город. Работа велась в нескольких направлениях: шел поиск потенциального инвестора как внутреннего, так и внешнего; параллельно оказывалась методическая помощь предприятиям, организациям и фирмам всех форм собственности в подготовке инновационных и инвестиционных проектов; проводились международные встречи деловых людей, выставки, конференции. Тогда же и было подготовлено технико-экономическое обоснование создания свободной экономической зоны в Харькове. Сейчас эта работа углубилась, в структуре исполкома (без увеличения количества работающих) уже несколько управлений, формирующих инвестиционную политику города. Есть коммунальное предприятие, которое взяло на себя консультативную и организационную функцию внедрения спецрежима в городе.
Работаем также в направлении развития современных коммуникационных технологий, в частности, сети Интернет, наводим порядок на магистралях города, в коммунально-водопроводном хозяйстве. Короче, делаем все возможное, а порой и невозможное, чтобы наш город был привлекателен для инвестора, и оживление инвестиционных процессов способствовало общему оздоровлению экономики города.
— Что рассчитывает Харьков получить от реализации Закона о специальном режиме инвестиционной деятельности?
— Благоприятная инвестиционная и кредитная политика для инвесторов, по предварительным прогнозам, позволит привлечь в экономику города до 2010 года не менее 1,6 млрд. грн., увеличить в 3 раза объёмы промышленного производства, научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок; создать более 50 тысяч новых рабочих мест. Кстати, за минувший период этого года именно в рамках спецрежима, который начал действовать с 1января н.г., в город уже пришло 3 млн. долларов, а это работа для людей, их зарплата , приток в бюджет и новые услуги и продукция .
— А как же быть с налоговыми льготами при спецрежиме инвестиционной деятельности, которых боится Кабинет Министров?
— Я думаю, они не будут бременем. Ведь льготы касаются только новых инвестиций, в остальном город будет собирать средства в государственную казну ничуть не меньше, чем раньше. И потом, уже подсчитано, что за 10 лет общая сумма поступлений в бюджеты всех уровней с учетом всех налоговых льгот от предприятий, работающих в условиях спецрежима инвестиционной деятельности, составит более 2,6 млрд. грн, а общая сумма льгот — около 0,25 млрд. грн. Таким образом, сумма бюджетных и других платежей превысит общую сумму предоставленных льгот более чем в 10 раз — так стоит ли этого бояться?
— Желаю успеха и спасибо за беседу, Владимир Николаевич! Михаил БИДЕНКО, «День»
КСТАТИ
Как сообщил на сессии горсовета заместитель городского головы Харькова Евгений Назаров, вследствие создания спецрежима к 2010 ожидается рост промышленного производства и объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ более чем в три раза, что составит более 7 млрд. грн. в сопоставимых ценах.
За тот же период прибыль предприятий города должна вырасти почти в 4 раза. Кроме того, должны быть созданы более 50 тыс. новых и воссозданы более 100 тыс. старых рабочих мест, сообщает «Интерфакс- Украина».
Он сообщил также, что о готовности реализовать новые проекты в условиях специального режима инвестирования уже заявили 78 предприятий и учреждений.
Всего за 5 месяцев существования спецрежима инвестиционной деятельности в Харькове утверждены к реализации 10 проектов на общую сумму $38 млн. при том, что за 9 лет независимости Украины в город привлечено около $80 млн. иностранных инвестиций. Только по утвержденным проектам в ближайшие 5—6 лет предполагается создание 3,4 тыс. новых рабочих мест.
Специальный режим инвестиционной деятельности на территории Харькова в соответствии с подписанным в июне прошлого года Указом Президента, установлен на 30 лет с 1 января 2000 года. Уровень минимальной инвестиции в проект, дающий возможность получить льготу, дифференцирован и, в зависимости от отрасли, составляет от $500 тыс. до $3 млн. Недавно парламент принял соответствующий закон, который был подписан Президентом 30 мая нынешнего года.
Льготный режим предполагает: освобождение зарубежных инвестиций на 5 лет от ввозной таможенной пошлины и НДС; освобождение на 3 года на 100% и еще на 3 года на 50% от налогообложения прибыли, полученной от реализации инвестпроекта; выведение из состава валового дохода объема привлеченных инвестиций; освобождение от платы за землю на период освоения земельного участка.