Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наиболее опасно безразличие населения к накопившимся мерзостям,

считает академик Юрий Пахомов
10 июня, 1999 - 00:00

АНКЕТА «Дня»

1. Какие уроки ХХ века вы считаете наиболее важными для дальнейшего развития цивилизации?

2. Какие тенденции в развитии украинского общества на рубеже веков беспокоят вас больше всего?

3. Место и роль науки в жизни общества у нас и за рубежом — каковы они сейчас и какими вы хотели бы их видеть?

1. Первый урок . Социализм, считавшийся тысячелетия (со времен Платона и раннего христианства) утопией, оказался возможным и, как показал нынешний западноевропейский опыт, безальтернативным.

Споры о том, добра или зла больше в трагическом опыте СССР, будут вестись десятилетия, если не столетия. Но вряд ли в будущем вызовет сомнения вывод о том, что без СССР не было бы и современной, и будущей Европы. Гигантский же взрыв революции в октябре, проложивший глубочайшую борозду через Планету, был бы, видимо, лишь отложенным, и мог обрушить не тех, «кого не жалко». Так что с позиций Высшей морали Западу следовало бы оплатить жертвы народов бывшего СССР; жертвы,без которых у Запада не все было бы так комфортно.

Второй урок — урок тотального развала и дискредитации в ее середине и в конце уходящего столетия тоталитарных режимов. По-видимому, навсегда ушли в прошлое времена, когда (как при Сталине) выдающиеся гуманисты, мыслители с мировым именем (Анри Барбюс, Бернард Шоу и другие) восторгались деспотом. Разоблачения советской репрессивной практики времен 30-х годов, а равно позор карательных акций в Венгрии, Чехословакии и Афганистане сыграли в этом прощании с ореолом диктатуры и деспотизма куда большую роль, чем победа над Гитлером. Ибо с фашизмом все было куда однозначнее.

И все же не совсем ясно, какое значение будет иметь этот урок для судеб человечества. Похоже, что дьявол деспотизма с планетарного пространства уходить не хочет, что он становится даже опаснее, замышляя именно в конце ХХ века новую эпохальную авантюру под личиной ангела.

Деяния такого рода сейчас уже масштабны и многолики. Тут и экономическая экспансия Запада, осуществляемая якобы под флагом свободы, сопровождающаяся неэквивалентным обменом, и многократно углубляющаяся пропасть между «Золотым миллиардом» и остальными странами планеты. Тут и навязывание бывшим странам СССР губительных псевдорыночных и псевдодемократических реформ, которые ставят разоренные народы под контроль курируемых США криминальных кланов. Тут и карательные акции против целых народов, проводимые с двойным стандартом: одни народы наказываются за то, что в других случаях, в отношении своих сателлитов, покрывается и даже поощряется. И если в адрес одних преступных лидеров говорится «да, сукин сын, но наш», то из-за других наказывают страны, возрождая в новом варианте преступную сталинскую практику коллективной ответственности народов.

Третий урок — урок Косово. Он лишь внешне, да и вследствие своей «нераскрученности», кажется несопоставимым с двумя предыдущими. Но разве не таким же сугубо локальным, случайным и малозначащим явлением казался вначале бескровный октябрьский переворот?! И дело даже не в том, что после югославского конфликта и независимо от его итогов миропорядок, быстро меняясь, станет иным: пробьет дорогу тенденция двухполюсности, мир постепенно ощетинится против новоявленных карателей, вновь откроется дорога конфронтации.

Подлинно новое и наиболее значимое будет состоять в другом. По итогам операции НАТО — США неизбежным станет надлом, а затем и «обесточивание» главных инструментов внешней политики США в виде системы западных ценностей.

Напомним, что гигант СССР рухнул в решающей степени благодаря тому, что те, кто реально решал судьбу страны (творческая, научно-техническая интеллигенция), тяготели к социальной практике и идеалам Запада. Права человека, демократические свободы, не преследуемый плюрализм — вот что подожгло бикфордов шнур. Остальное уже дело техники.

Ныне, в отличие от прошлых времен, и президент США уже не сможет упрекать китайское руководство в несоблюдении прав человека. На это у США нет морального права. Постепенно придет и масштабное осознание того, что именно США, сохраняя комфорт внутри страны, готовы, в соответствии со своими интересами, задушить права целых народов на свободное волеизъявление, на благополучие и даже на жизнь. А можно ли убеждать в своей приверженности демократии, если цинично игнорируются мировое общественное мнение и оппозиционность, если внутри Соединенных Штатов нет отпора публикуемым в центральной прессе призывам сделать югославов коллективно ответственными, и даже стереть их в порошок (газеты Нью-Йорк Таймс, Нью-рипаблик и другие). Подобная атмосфера, созданная в этой, недавно еще образцовой стране, напоминает уроки всенародной ненависти и идеологический фанатизм, культивируемые в СССР в 30-е годы. При этом не важно, что целенаправленное зомбирование общественного сознания опирается на «независимые» СМИ и новейшие информационные технологии; и что за зонами выборочного манипулирования хлещет и оппозиционность, и плюрализм; и что внутри страны соблюдаются права человека. Ведь осознание двойного стандарта, пронизывающего политику США, теперь происходит скачкообразно. И так же скачкообразно произойдет отторжение, но не самих западных ценностей, а современных США как претендента на их толкование и повсеместное, с выгодой для себя, внедрение. Ведь здание демократии не может выдерживать отсутствия целостности; оно неотвратимо рушится под тяжестью накопившихся «издержек». Тем более в условиях, когда, вопреки порыву народов мира к суверенности и самобытности, США открыто и цинично претендует на установление нового миропорядка с унифицированными правилами игры, с набирающей силу трактовкой национальных границ как помех и архаики.

Все это свидетельствует, что мир, особенно под влиянием «урока Косово», вступает в эпоху победоносной конкуренции «незападных» ценностей с западными, вернее — с их верховным субъектом — США.

Конечно, США могли бы все же удержаться на пьедестале, но при условии появления у них «югославского синдрома», аналогичного вьетнамскому. Но это вряд ли свершится. В отличие от прошлого, сейчас сомнения народа легко преодолеваются новейшими информационными технологиями, способными внушить что угодно. По-видимому, и с этим злом незаангажированные силы планеты рано или поздно вынуждены будут бороться. Вызов, брошенный незападному миру со стороны США, неизбежно обернется бумерангом, вызовет адекватный отклик.

2. Больше всего беспокоит безразличие населения к накопившимся мерзостям. Безразличие это — от чувства безысходности, от ощущения бесполезности протеста, от убежденности в незыблемости власти кланов и мафии. Это — идеальная среда для обработки сознания через покорные СМИ, а дальше — для навязывания нужного решения и получения на выборах искомого результата. Это — благодатная почва для расправы с оппозицией, для фальсификации в любом масштабе. А затем — снова и снова реализация феодального «права первой ночи». Ночи продолжительностью в пять лет.

И все же этому не верю. Жизнь теряет тогда смысл. Ведь мы не кролики.

3. В развитых странах, каких не так уж много, именно наука, — а с нею производные от науки образование и высокие технологии, — основной источник и фактор экономического роста и высокого жизненного уровня. В Украине науку загубили, может быть, навсегда (речь идет о фундаментальных науках, продуцирующих технологический прогресс). А что не будет у нас большой науки, которой Украина так гордилась, так это точно. Ибо подобные потери, прерывающие преемственность поколений, обрывающие то, что наслаивалось сотни лет, уничтожающие бесценные и не воспроизводимые научные школы, — обычно невосполнимы. И не нужно думать, что этих самых третируемых пока ученых потом можно легко расплодить. Даже могучая ныне Германия, прервав течение научной мысли, вот уже десятки лет не может восстановить большую науку.

Ну а отсутствие науки для Украины — это дальнейшее (как и сейчас) пребывание на обочине, а то и (в зависимости от результатов выборов) — в канаве.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ