Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налог на... чистую одежду,

или Почему отечественная химчистка может вскоре приказать долго жить
9 декабря, 1998 - 00:00

В БЕНЗОМЫЛО — И НА СОЛНЫШКО

Любопытно, что обычная стирка одежды известна с 84 года
до н.э., и лишь в XVI веке человечество изобрело технологию химической
чистки. В 1532 г. в Германии вышла книга, посвященная удалению пятен. Для
этой цели рекомендовалось применять растворы мыла, яичного желтка, желчи
и скипидара. Последний не разрушает красителей и волокон ткани, поэтому
в Европе одежду очищали в сосудах со скипидаром, заворачивали в хлопчатобумажную
ткань и выветривали. В качестве растворителя использовали также бензин
и даже придумали бензомыло. Неустанный поиск универсального чистящего вещества
приостановили современные химики, синтезировав терхлорэтилен.

В нашей стране услуги химчисток появились в довоенные годы.
А в 60-х сеть специфических предприятий начала развиваться невиданными
темпами.

«НАШИ» В ГОРОДЕ

Одной из наиболее популярных у киевлян химчисток была «Юбилейная».
Еще бы, 5 тыс. кв.м производственных площадей, немецкое оборудование, от
5 до 10 тысяч заказов в день! Открыли этот «титаник» службы быта к столетию
со дня рождения Ленина. С тех пор на образцовом предприятии побывала не
одна иностранная делегация.

— Представьте, изделие чистили на 1 этаже, а на то, чтобы
доставить его для отделки на второй, отводилось ровно 11 секунд. И не дай
Бог не успеть, — вспоминает директор ОАО «Юбилейное» Ольга Сопилко. — Сейчас
из 78 наших приемных пунктов осталось 18. И принимают они в день около
200 единиц.

К нынешним достоинствам бывшего предприятия-гиганта Ольга
Ивановна относит гарантированное качество и доступные цены. Также здесь
находится наиболее эффективная и единственная в стране механизированная
линия по чистке ковров. А еще тут полируют (восстанавливают) машинным способом
мех и чистят пуховые подушки с заменой тика. Кроме того, ОАО славится секретами
опытных мастеров: что они там смешивают, не знает никто, но нередко выводят
совершенно безнадежные загрязнения. Хотя без курьезов все равно не обходится.
Однажды в приемку взяли плед безо всяких сведений о его составе. Рискнули,
почистили и вынули из барабана... кусочек смолы с биркой. Попадались штаны,
которые от химии становились колом, и брюки, превратившиеся в «лапшу» —
части волокон растворились. Подобные метаморфозы приключались, как правило,
с вещами для покойников, купленными «за бугром» по дешевке.

Но что там вещи — многие крупные предприятия бытового обслуживания
и сами с переходом на рыночные рельсы «растворились». В Киеве есть бывшие
флагманы быта, пребывающие в состоянии приватизации, от которых остались
один директор со сторожем да поваленный забор. К счастью, многие сумели
выжить. К примеру, ОАО «Оксамит», дом быта «Столичный», «Новинка», ОАО
«Русановка», «Лотос». А конкуренты у них появились серьезные — химчистки
с крепким зарубежным капиталом.

ИТАЛЬЯНЦЫ ЗДЕСЬ, КАК У СЕБЯ ДОМА

Возле входа в химчистку «PROGRESSO-ITALIA» знакомлюсь со
Станиславом Николаевичем. Бывший сотрудник КБ судостроительного завода
«Ленинская кузница», он разрабатывал устройства для промышленного лова
рыбы. Промысловые суда стали стране не нужны, потому работает Станислав
Николаевич в СП аппаратчиком.

— Отбор персонала, — рассказывает директор СП Владимир
Затоковой, — жесткий. Обязательно техническое образование, умение общаться
и трудиться «по-капиталистически». После двух замечаний следует увольнение.
От оборудования до канцелярской скрепки — у нас все один к одному, как
в Италии. Пожалуй, только рабочие, как утверждают итальянские партнеры,
отличаются собранностью и азартом.

«Как вы беретесь это чистить?» — иногда удивляются они.
— У нас такое уже выбрасывают».

В качестве социальной помощи это и другие предприятия обслуживают
наиболее малоимущих бесплатно по карточкам. Но ориентируются здесь на людей
состоятельных. «Конек» «PROGRESSO», как и всех СП, — высокое качество чистки
дорогих кожаных изделий и глаженье одежды.

Бывают ли очереди? «Случается», — отвечает Владимир Порфирьевич.
— В период дождей, снега и грязи людей прибавляется и проблем тоже. Недавно
был случай, когда разобиженный клиент доказывал, что его свитер сел по
нашей вине на 8 размеров. Многих конфликтов можно было бы избежать, если
бы посетители не «химичили» сами и приносили загрязненные вещи сразу же.

НАБУК «АМЕРИКАНЦУ» НИПОЧЕМ

В американской химчистке один из посетителей допытывался,
почистят ли ему набук. Набук, как мне объяснили, — очень модный вид кожи,
плохо поддающийся обновлению. «Тем не менее американское качество гарантируется,
— заверил меня завпроизводством Олег Духота. — Конечно, если только «фирма»
не окажется подделкой со скрытыми дефектами».

Оборудование у СП германское, а предмет особой гордости
— гладильные доски с утюгами, температурный режим которых подбирает компьютер.
Услуги по-американски рассчитаны на элитных клиентов.

— Посещение дорогой химчистки — вопрос престижа? — поинтересовался
я у одной из посетительниц.

— В какой-то мере, — ответила мне Ирина С. — Во всяком
случае, здесь приятная обстановка, никаких раздражающих запахов, обходительный
персонал. К этой химчистке я уже привыкла, так какой смысл рисковать в
другом месте?

СОЦИАЛЬНО-НУЖНЫЕ — НИКОМУ НЕ НУЖНЫЕ?

Ситуацию на рынке услуг химической чистки прокомментировал
начальник отдела развития «Укрсоюзсервиса» Владимир Улазовский. По его
мнению, возрождение службы быта в виде ОАО и новых СП общей ситуации с
социально необходимыми услугами в стране не меняет. Предприятия с зарубежным
капиталом дают возможность их хозяевам получать «быстрые» деньги, и они
открываются в крупных городах Украины. В целом же по стране ситуация «аховая».
Структурная перестройка предприятий быта сопровождалась их перепрофилированием
и рациональным улучшением. Если на 1 января 1991 года существовало 2471
предприятие химчистки, то к началу 1998 года 600 из них приказали долго
жить. В провинции же — полный коллапс: сегодня на селе осталось 9(!) приемных
пунктов. Похожая ситуация с прачечными и банями. Загублена целая сеть специализированных
предприятий, предназначавшихся на случай чрезвычайных ситуаций. Чем это
грозит стране, догадаться не трудно — столько болезней, связанных с элементарной
антисанитарией в Украине, не было со времен военного лихолетья. Между тем
прогнозы малоутешительны: оставшиеся предприятия государство «добивает»
непомерными налогами и введением во всех приемных пунктах кассовых аппаратов
вместо квитанций.

В апреле прошлого года создана Лига химчисток и банно-прачечных
комбинатов Украины, объединившая ведущие предприятия отрасли различных
форм собственности. Представители Лиги заявляют о кризисе, достигшем критической
точки, и пытаются защитить права потребителей. Но похоже, что пока это
всего лишь глас вопиющего в пустыне. Ели это так, то в пустыне социально
необходимые услуги действительно не нужны никому.

Александр ФАНДЕЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ