Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налоговый код и Апокалипсис

26 февраля, 1999 - 00:00

ПРОБЛЕМА

Внушительный список наших церковных проблем в последнее
время пополнился еще одной — часть православных верующих протестует против
налоговых идентификационных кодов (НИК). (Всем известно, что НИК — это
система учета граждан страны, введенная правительством с целью улучшения
сбора налогов и наполнения бюджета). Верующие, особенно старые люди, отказываются
от кодов, и в результате не могут получать пенсии и льготы, пользоваться
сбербанками и тому подобное. Причина враждебного отношения к этой чисто
технической мере правительства состоит в том, что НИК воспринимается как
метка дьявола, о которой написано в последней книге Нового Завета — «Апокалипсисе».
Особенно — но не только — опасными считаются коды, в состав которых входят
три и больше шестерок («Число зверя» — 666). Еще одна причина протестов
— использование компьютеров в системе налогового учета. Вот такая мистерия
разыгрывается в одном из европейских государств в самом конце ХХ века.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Налоги для наполнения казны начали собирать одновременно
с возникновением государств, ибо без налогов государства не могут существовать.
А любые налоговые системы требуют учета населения — чтобы знать, у кого,
сколько и чего можно взять. Именно для этого издавна проводились переписи
населения. В Китае регулярные общие переписи проводились уже четыре с половиной
тысячи лет назад; то же самое происходило в древних Египте, Персии, Греции.
А св. евангелист Лука рассказывает: «И случилось теми днями, — вышел приказ
царя Августа переписать всю землю. ...И все шли записаться, каждый в город
свой». Тогда, почти 2000 лет назад, родился Иисус Христос, тоже включенный
в списки жителей языческой Римской империи.

Полученные в переписях данные всегда фиксировались на существующих
в то время носителях информации. Древние вавилоняне записывали данные на
глиняных табличках, египтяне — на папирусе, иудеи — на пергаментных свитках
и тому подобное. Когда появилась бумага, она вытеснила старые носители;
данные о всех гражданах стали записывать на бумаге — это было намного удобнее,
чем на свитках или табличках. Во второй половине нашего века началось вытеснение
из обихода бумаги (книг, папок, листов) новым носителем — компьютерным.
Компьютер, как и бумага, фиксирует и хранит только то, что в него запишет
человек, — не более и не менее, а к тому же он значительно удобнее бумаги.
Результаты последней переписи населения СССР обрабатывались на компьютерах,
в связи с чем каждому был присвоен особый код — так работают компьютеры.
Тогда, однако, все статистические данные были строгой государственной тайной;
никто не мог знать свой код, даже если в нем и было число «666».

Во все времена в странах или регионах с низким уровнем
культуры люди были склонны придавать мистическое значение записи своего
имени на папирусе, пергаменте, бумаге, — все равно на чем. Ибо верили,
что, манипулируя с написанным именем (а теперь — с кодом), можно причинить
вред его владельцу. И всячески уклонялись от любой регистрации. Поэтому
в Российской империи, например, переписи населения часто делали при поддержке
войск.

ПРОТЕСТЫ

Против налоговых идентификационных кодов выступают преимущественно
верующие Украинской православной церкви (УПЦ). Здесь сформированы комитеты
«по защите душ от кодов», в СМИ, особенно областных, публикуются многочисленные
материалы по этой проблеме, печатаются книги, а среди народа божьего распространяются
листовки, в которых не совсем корректно, мягко говоря, толкуются тексты
Святого Письма. Как пишет известный московский богослов дьякон Андрей Кураев:
«Уже появились священники, запрещающие причащаться и исповедоваться в Киево-Печерской
лавре из-за того, что ее банковскому счету присвоен идентификационный номер».
А недавно состоялось пикетирование верующими Верховной Рады. И все это
несмотря на то, что в послании Священного Синода УПЦ (еще 3 июня 1998 года)
сказано: «Сегодня делать категорические заявления о том, что православных
христиан Украины вынуждают к принятию «печати антихриста», было бы преждевременно
и несправедливо». Так священноначалие УПЦ (хоть и не единогласно) высказалось
против бойкота верующими новой учетной системы. «Пагубный ветер» демократии,
как видим, не обошел и верующих, ибо им не указ даже постановления Святейшего
Синода.

Стоит вспомнить еще один факт. В Российской Федерации не
так давно завершено создание общей учетной системы граждан, мало чем отличающейся
от нашей. И что же — заметных массовых протестов или возражений со стороны
Русской православной церкви не зарегистрировано. Что — там богословы хуже?
А может, дело в том, что православные россияне учитывают-таки экономические
потребности своего государства, а нам — все равно?

В Государственной налоговой администрации Украины нам сообщили,
что они получают тысячи писем верующих с требованием отменить или заменить
новую систему учета граждан. Эти письма до предела наполнили большой шкаф
администрации и производили бы большое впечатление, если бы не одно обстоятельство
— подавляющее их большинство написано по одному образцу. Администрации
хорошо известно, что такие заготовки пачками раздаются в храмах перед богослужениями;
верующему остается только вписать туда свое имя. Поэтому для многих очевидно,
что инициатива протестов идет не снизу, от верующих, а со стороны духовенства,
а особенно — от православных братств. Они злоупотребляют недостаточной
осведомленностью мирян и представляют им свою версию Святого Письма. Как
сказано в Новом Завете, «это слепые поводыри для слепых».

ЧТО ДУМАЮТ ДРУГИЕ ХРИСТИАНЕ?

Принимая во внимание серьезность темы, газета «День» обратилась
к нескольким духовным лицам других церквей и конфессий Украины с просьбой
прокомментировать ситуацию.

Епископ Даниил, ректор Духовной академии и семинарии УПЦ
КП: «Коды, компьютеры, сети, мобильные телефоны — это признаки времени,
данная нам реальность жизни. Идентификационные налоговые коды, может, и
подобны числу Антихриста («666»), но дело не в кодах, а в ином — в верности
Христу. В Апокалипсисе св. Иван Богослов пишет, что люди стают перед выбором
— сберечь веру в Сына Божьего или отречься от Него и служить Сатане, за
что они будут иметь жизненные блага. Сейчас, однако, никто не заставляет
людей отрекаться от Христа, никто не ставит их перед выбором: «Христос
или код!» Поэтому все мы должны получить эти коды — это необходимо, чтобы
нормально работать, получать жалованье или пенсию и соответственно выплачивать
налоги. Это долг каждого гражданина государства, в котором живем. Ведь
без этого кода — одни не могут продать, а другие — даже купить».

Григорий Комендант, президент Всеукраинского союза объединений
евангельских христиан-баптистов: «Немало признаков сегодняшнего дня свидетельствует
о том, что мир приближается к последним временам, ибо очень много всего
выпало на наш век. Сколько тысячелетий люди перемещались на волах, конях,
слонах и верблюдах, а сейчас можно облететь весь земной шар немногим более
чем за час. Идет установление глобального контроля над человечеством. Понятно,
что верующие волнуются — они связывают это с тотальным контролем личности.
Что касается идентификационных налоговых кодов, то, думаю, здесь нет опасности
— они не касаются души и веры человека. В то же время коды очень необходимы
государству — у него нет другого выхода. Только нужно было ввести их значительно
раньше — у нас все делается с опозданием. Требовать же отмены кодов — это
все равно, что требовать возвращения к феодализму или в средневековье.
Тем более, что этими протестами невозможно что-либо изменить.

Думаю также, что есть более пугающие признаки апокалиптических
времен, нежели коды. Это увеличение количества зла в мире, проявления сатанинства,
общая распущенность, неуважение к родителям, неуважение к детям. Все это
страшнее, нежели код — чисто техническое средство».

Отец Юрий Мыцик, доктор исторических наук: «Считаю, что
проблема идентификационных кодов не является исключительно церковной. Это
часть важного и сложного вопроса сохранения человеческой личности в современном
мире, в условиях тотальной глобализации. Уже сейчас техника позволяет контролировать
каждый шаг человека, каждое действие, лишает жизнь остатков приватности;
вскоре речь пойдет и об управлении нами. Опасности еще нет — идентификационные
номера не являются угрозой, но общество должно осознавать, к чему идет,
а главное — считаться с верой людей. Мне, например, не безразлично, что
со мной будет после кратковременного пребывания на этом свете — вечные
муки или вечное блаженство. Вы спрашиваете, а что Запад? Их там больше
волнуют права человека, тогда как нас — спасение души. А относительно крайней
государственной необходимости кодов, так можно сослаться на опыт Китая,
где общество достигло значительных успехов в экономике без подобных систем.
Уверен также, что никакие налоговые коды не остановят таких национальных
«героев», как, например, Лазаренко».

Станислав Широкорадюк, епископ-помощник Римо-католической
церкви в Украине: «Налоговые коды? Католики не воспринимают серьезно подобные
проблемы, почему-то тревожащие православных. Ведь в нашем обществе слишком
много проблем действительно важных. Например, защита человеческой жизни,
как рожденной, так и нерожденной. «Взывает о мести к небу» (в соответствии
с учением Церкви) невыплата заработной платы работающим людям. Или возьмите
такую общехристианскую беду, как пренебрежение воскресеньем — днем, отведенным
Святым Письмом для молитв, для общения с Богом. А наши люди в воскресенье
не ходят в храмы, не молятся, не празднуют; для них нормой являются дела,
базар, торги, обмен, суета. К тому же государство позволяет себе иногда
переносить на воскресенье рабочие дни. Налоговые коды — это чисто техническое
хозяйственное чиновническое дело. И доброе дело. Оно приведет к уменьшению
очередей, к улучшению налоговой системы, а значит, и жизни многих людей,
например, пенсионеров. Я это знаю, ибо много езжу по свету и вижу».

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема налоговых кодов давно вышла за пределы церковных
диспутов и переросла в социальную. Ибо отказ от НИК серьезно ухудшает жизнь
многих людей, к тому же самых малообеспеченных. В первую очередь из-за
невозможности получить пенсию, какой бы жалкой она не была. Противники
НИК во всем обвиняют власть. Она действительно виновна, ибо выдача кодов
часто осуществляется в «наилучшем» советском стиле — очереди, крики на
посетителей, всеобщий беспорядок (об этом писала газета «День»). Старому
человеку тяжело и горько стоять в очереди за бумажкой, от которой ему нечего
ожидать. Здесь поверишь даже в «666»! Намного лучше было бы развезти справки
с кодами старым и больным по домам!

Кажется, однако, что и некоторые православные пастыри взяли
на себя серьезную ответственность за «малых этих», кто, не получив код,
сидит теперь совсем без денег. Ибо роль духовенства — успокаивать людей,
а не пробуждать страхи в связи с каким-то кодом. Тем более, что все мы
уж давно «занумерованы» многочисленными документами, начиная от свидетельства
о рождении и кончая справкой о смерти. До сих пор, однако, никто не подсчитывал,
сколько шестерок в номерах наших аттестатов, дипломов, пенсионных книжек
и тому подобное. А телефоны? (Кстати, номер телефона отца Юрия Мыцика содержит
три шестерки. Должен ли батюшка отказаться от телефона?)

Прибавлю еще, что проблема налоговых кодов не является
общеправославной. Против кодов не протестуют, например, православные верующие
и теологи США, Польши, Эстонии и многих других стран; о России уже упоминали.

Св. евангелист Матвей приводит слова Сына Божьего: «Послушайте
и поймите! Не то, что входит в уста, человека осквернит, но то, что выходит
из уст...»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ