Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нашлись причины для оптимизма

Социологи: ценности духовные перевесили ценности богатства и престижа
17 июля, 1996 - 19:54

Уже несколько месяцев подряд отечественные социологи фиксируют незначительное, но стабильное улучшение самочувствия украинцев. Пусть 57% респондентов говорят, что их материальное положение ухудшилось из-за роста цен, пусть для половины граждан Украины нынешнее время — не для сбережений, пусть в государстве еще высока безработица (не так безработица как дисбаланс между спросом на рынке и предложением, а еще — очень низкие зарплаты), но стабилизация гривни, некоторые сдвиги в банковской системе уже дали о себе знать. Социологи фирмы «GFK» говорят, что уже третий месяц потребительские настроения украинцев растут, более того, стоят «на взлете». Это данные опроса «Исследования потребительских настроений в Украине» — совместного проекта компании «GfK Ukraine» и Международного центра перспективных исследований. При этом эксперты говорят, что украинцы и далее остаются очень осторожными в собственных расходах: ухудшение ситуации люди связывают с уменьшением заработков, потерей работы или дополнительных заработков и сокращением помощи от родственников и знакомых (40% в апреле 2009 года против 11% в апреле 2008 года). Не менее важно то, отмечают эксперты, что украинцы просто перестали бояться экономического кризиса, как это было в конце прошлого — в начале этого года (тогда социологи фиксировали резкий спад потребительских настроений). Такого резкого пессимизма относительно собственного будущего и видения будущего страны социологи не помнят. К тому же за это время и Украина, и Европа, и, очевидно, весь мир несколько пересмотрели систему ценностей — в этом также есть сдвиг к лучшему, и ученые это видят... Подробнее о тенденциях, которые ныне наблюдаются в украинском обществе, «Дню» рассказал руководитель департамента исследований по заказу компании «GfK Ukraine» Глеб ВЫШЛИНСКИЙ.

— Господин Вышлинский, насколько то, что вы исследовали — экономические ожидания украинцев и их потребительские настроения, — сопоставимо с реальной ситуацией в экономике, с тем, сколько у украинцев денег в карманах?

— Когда мы смотрим на потребительские настроения, то главный вопрос, который мы пытаемся понять — насколько люди чувствуют себя уверенными в завтрашнем дне. Часто это не является отражением нынешнего экономического положения, благосостояния семей, а является ожиданием: будет лучше или хуже в ближайшее время. Т.е. насколько люди уверены в том, что у них в дальнейшем уровень доходов и благосостояние будут изменяться, и в какую сторону. Что касается инфляционных ожиданий, то в Украине, как во всех странах, сейчас во время кризиса инфляционное давление уменьшилось, потому что уменьшился спрос (если предложение остается стабильным, а спрос уменьшается, то цены снижаются или остаются стабильными). Темпы потребительских настроений в Украине продолжают улучшаться, ситуация постепенно стабилизируется: так, в мае 2009 года индекс потребительских настроений вырос на 5,4 пункта и составлял 71 (в системе обсчета этого исследования 100 балов является нейтральной величиной, 0 — минимумом, а 200 балов — максимумом. — О.М.). Это уже четвертый месяц устойчивого роста — от рекордно низкого значения в январе 2009 года. Причиной позитивной, пусть и осторожной, динамики можно считать состояние относительного равновесия, в котором находится экономика Украины во II квартале 2009 года.

— Следовательно, украинцы уже привыкли к кризису, к тому, что о нем все говорят, нашли для себя пути выхода и причины для того, чтобы быть оптимистами?

— Кроме того, люди несколько излишне отреагировали на негативные явления, которые произошли осенью прошлого года: такого низкого уровня потребительских настроений как тогда и зимой этого года не было ни в одной стране Европы. Даже если посмотреть на США, откуда начался мировой финансовый и экономический кризис, то хотя они также вышли на довольно низкий уровень потребительских настроений, но там это происходило постепенно. В Украине это было очень резко. Соответственно, в какой-то момент люди поняли, что они слишком сильно отреагировали на кризис, слишком сильно боялись и их страх в отношении будущего является необоснованным.

— В исследовании речь идет о краткосрочных и долгосрочных экономических ожиданиях граждан. Например, что самое большое улучшение наблюдаются в тех настроениях украинцев, которые касаются краткосрочных экономических ожиданий (70,1 пункта) и что долгосрочные ожидания выросли менее всего. Речь идет о видении близкого и отдаленного будущего?

— Это одно из подтверждений того, о чем я говорил: люди ожидали, что ситуация ухудшится трагически, что будет общий дефолт страны, неконтролируемое падение курса гривни и так далее. Они увидели, что такого не будет и, соответственно, их ожидания относительно ситуации ближайшего года улучшились. Такая динамика экономических ожиданий означает, что число украинцев, которые надеются на позитивные сдвиги в экономике страны уже в течение года, растет. Но если мы говорим о долгосрочных ожиданиях, то здесь еще господствует пессимизм в плане того, что, например, украинская власть является слабой, чтобы в корне изменить ситуацию, и соответственно, люди не надеются на то, что Украина вырвется в какие-то лидеры в ближайшие годы, считая, что мы к этому еще не готовы.

— Какие реальные основания есть для того, чтобы украинцы себя чувствовали более оптимистически? Гривня, например, некоторая стабилизация в работе банков...

— На настроения сильно влияют стабильность курса гривни, стабильность рабочих мест — как и в других странах мира, для людей это очень важно. Кстати, ухудшение потребительских настроений сопровождалось ухудшением ожиданий в отношении безработицы. Это — второй фактор. Также, как и в предыдущие годы, когда украинская экономика росла, но так же росли и цены, на ожидания людей очень сильно влиял и этот фактор. Еще один из факторов — политический. Украинцы более положительно реагируют на какие-то объединения — формирование коалиции, формирование правительства и тому подобное. А всяческие развалы ухудшают потребительские настроения. Ныне основной причиной улучшения потребительских настроений мы считаем стабилизацию в финансовой системе, стабилизацию курса гривни и, в принципе, собственно, успокоение людей — более реалистичный взгляд на происходящие вещи, чем тот, который был в конце прошлого года.

— Можно ли сказать, что с осени, когда в полную силу будет проявляться предвыборная активность, у украинцев потребительские настроения ухудшатся и весь этот оптимизм исчезнет?

— Ныне уже все знают, что выборы будут, что это дополнительный источник нестабильности. С другой стороны — роль выборов, как источника нестабильности, очень часто преувеличивают. Потому что в Украине нет реального кандидата, который бы быстро набирал голоса избирателей и, соответственно, чтобы это угрожало изменению общественного строя или что-то подобное. А те политики, о которых говорят как о потенциальных будущих кандидатах на должность президента, всем известны. И Тимошенко, и Янукович, и Яценюк были и являются известными и активными политиками. Общественность в основном знает чего от них ждать. Поэтому здесь не может идти речь о какой-то серьезной нестабильности, к тому же все эти кандидаты достаточно прагматичны и вряд ли можно ожидать противостояния, которое было во время оранжевой революции. Они скорее договорятся между собой. Поэтому я думаю, что негативные ожидания, связанные с осенью, очень преувеличены.

— Возможно, на оптимизм украинцев повлияла переоценка ценностей — что счастье не в деньгах, и не в их количестве?

— Согласно нашим стратегическим исследованиям, в Украине, как и в других странах, во время кризиса увеличилось внимание людей к традиционным ценностям — семье, религии, например. К тем гаваням безопасности, где человек может спрятаться от нестабильности внешнего мира и получить какую-то помощь и поддержку. Соответственно, ослабилось влияние таких ценностей как благосостояние, социальный статус, престижность — это вещи, характерные для времени, когда все определяют деньги и богатство. Ныне люди переосмысливают насколько важными для них являются ценности потребления, удовлетворение от жизни и жизни на показ, которые были характерны для предыдущих лет. Частично и потому, что люди не могут себе этого позволить и думают больше о традиционных ценностях.

КОММЕНТАРИЙ

Семен ГЛУЗМАН, психиатр, правозащитник, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины, директор Украинско-американского бюро защиты прав населения:

— Пессимизм во время кризиса — это человеческая характеристика, это нормально. Потому что когда надвигается опасность, которую мы не понимаем и не знаем, и когда нас пугают со всех сторон, что завтра будет дефолт, голод, войны и прочее, то мы, конечно, очень волнуемся. Это видят социологи, которые замеряют нашу тревогу. А потом выясняется, что так же светит солнце или идет дождь и что все те же негодяи у руководства страны — они же не изменились. Кризис — это для нас проблема, а у нашего правительства кризиса как не было, так и нет. Это у нас с ними кризис. Он коснулся не всех: большинства людей — да, и мы понимаем, что нужно жить экономней, а они как жили, так и живут и совершенно не думают об экономике — как занимались все популизмом, так и занимаются. Люди привыкли, начинают понимать, что кризис — не бесконечный, что нужно выходить из него. Кто-то переносит это тяжело, кто-то — легче... На самом деле очень многие фирмы раздули свои штаты, и я знаю, что набирали на разные должности людей, от которых не было толку (потому что такой человек был у приятеля). Вот и сокращают. Это нормальное поведение нормального бизнеса — просто он у нас был ненормальный. С одной стороны, приходит привыкание к ситуации, с другой — люди сами ищут выходы... Давно замечено, что во время разных бедствий и потрясений, не только социальных, но и природных, как, например, извержение вулкана, землетрясение, а также во время воен многие психиатрические пациенты, попадая в такую запредельную ситуацию, понимали, что им надо выжить (они же не лишены разума) и пытались это сделать. Это касается не только психических больных и не только психического здоровья. Это касается общего телесного здоровья: в статистике зафиксировано, что во время Второй мировой войны было очень мало больных с язвенной болезнью, аппендицитов. Это связано не только с тем, что врачи не фиксировали случаи болезни. Просто главным заданием, когда не было более-менее благополучных условий, бывших до войны, ставало для людей задание выжить. И люди выживали.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ