Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Назидание в поисках нравственности

7 июня, 2006 - 19:29

Прошлогодний «Кинотавр» для его новых хозяев Александра Роднянского и Игоря Толстунова, безусловно, был пробным шаром: тот же лого в сине-белом цвете, заставка под музыку М. Таривердиева, большинство почетных гостей, идущих по «звездной дорожке» и фланирующих по пляжу. Фестиваль же этого года, словно подчеркивая, что он вступает в новую эру, полностью сменил имидж. Много солнц, ловящих отражение морских волн, либо море, играющее веселыми солнечными бликами, — все это в радостных желто-синих тонах. Сразу чувствуешь себя дома.

«Звездная дорожка» прошла под бурную реакцию Театральной площади, заполненной загодя зрителями. Сегодня уже люди специально едут в Сочи в это ранее не популярное время, чтобы стать даже не зрителями, а полноправными участниками крупнейшего национального киносмотра. Само открытие в Зимнем театре, которое вел «главный мачо страны» Федор Бондарчук, приятно удивило лаконичностью стиля, за которым скрывается, по классике, «безупречно скромное и очень дорогостоящее ситцевое платье Анны Карениной». Кроме официальных приветствий, представлений конкурсных программ и жюри, по традиции был вручен первый из призов «Кинотавра-2006» — «За вклад в кинематограф». Его обладателем по праву стал любимец женщин, детей и стариков, режиссер, сценарист, актер и политик — Станислав Говорухин. По поводу его деяний на экране и политической сцене можно спорить, но вклад его в кино действительно неоценим, а гражданская позиция неизменна. Конечно, я искренне поздравила Станислава Сергеевича и мы поговорили. Не о награде, а о последней его творческой работе — о картине «Не хлебом единым», снятой по известному в свое время роману Михаила Дудинцева. Киевляне имели возможность посмотреть этот фильм в декабре прошлого года во время «Киновернисажа», где Богдан Ступка собирал своих друзей в кинотеатре «Жовтень». Интервью со Станиславом Говорухиным — в одном из ближайших номеров, по возвращению с фестиваля.

Завершил торжественное открытие показ нового фильма Павла Лунгина «Остров». И фестивальная жизнь покатилась своим чередом, расширяя рамки суток насыщенностью ежедневного расписания, наполненного просмотрами и общением, «Кинорингами» и «Кинопробами». Первые — сомнительные, на мой взгляд, ристалища для желающих представить самих себя критиков. Вторые — более продуктивны. Там «старшая группа детского сада кино» делится впечатлениями дня и внимает мастер- классам мэтров.

Не могу и не хочу делать глобальные выводы о программе за несколько фестивальных дней — для этого еще будет время и место. Но некоторые тенденции уже просматриваются. Хочу остановиться на внеконкурсном фильме «Остров», который был принят бурными аплодисментами зала, наполненного, в основном, напомню, кинематографической публикой, но вызвал фильм неоднозначную реакцию. Поэтому я решила устроить «диалог в прямом эфире» с моей коллегой Ириной Гордейчук, авторскую программу которой «Своя роль» любят и ждут зрители.

— Ирина, эта картина, с одной стороны, выбивается из ряда фильмов П. Лунгина. Ведь мы привыкли к его молниеносным реакциям на социальные перемены в нашем мире. К динамичному, почти скандальному видеоряду, их иллюстрирующему. А здесь — намеренная неспешность повествования, документально затянутые красоты скупой северной природы и почти немой герой, мучающийся испытаниями, ниспосланными ему свыше. Грехи давят...

— Я не очень люблю притчевую форму в кино, но именно она привлекла меня в этом фильме. Только такая атмосфера созерцательности может помочь и герою, и зрителю сосредоточиться на главном. В этой обстановке невозможно представить себе героев «Свадьбы» или «Бедных родственников». Конечно, герой, которого играет Петр Мамонов, завораживает своей «инаковостью», так меня, южанку, захватывает строгая и недоступная красота севера.

— Работа потрясающе органичного в своих поступках и действиях Петра Мамонова не вызывает у меня сомнений и не оспаривается. Это — то единственное отчего фильм, если можно так сказать, состоялся. Несмотря на всю ходульность и предвзятость сюжетной линии: в молодости во время войны герой, раздавленный страхом смерти, предал товарища, расстрелял его, а сам выжил благодаря монахам и остался терзаться на собственной Голгофе в монастыре. Господь послал ему дивный дар ясновидения и врачевания, он — живая легенда. Слава о нем давно перехлестнула монастырские стены и пошла гулять по миру. А он мается душевной болью, которую ничем не унять. Вопит о прощении и не находит его. В лице адмирала, безбожника и атеиста, привезшего к старцу больную дочь, появляется, оказывается, выживший убиенный друг. Старец помогает изгнать из дочери высокого военачальника бесов, они прощают друг друга. И старец, бывший убийца, завершает свой земной путь, смиренно и достойно уходя в иную светлую, лишенную нравственных мучений, жизнь. Можно ли использовать столь запрещенное оружие, да еще в такой примитивной форме, создателям кино только потому, что именно внешняя сторона пребывания около церкви и формальная, внутри ее, подменяет истинно веру, являющуюся делом интимным?

— Конечно, фильм «Остров» — это Петр Мамонов, но я хочу спеть оду конъюнктурному чутью Павла Лунгина. Умея хорошо конструировать, он и в этой картине сделал безошибочную ставку на нравственность, отсутствие которой так чувствительно сказывается на нашем сегодняшнем существовании, и на единственно возможном исполнителе. Любой другой, пусть даже самый харизматичный артист, не смог бы вырулить из этой примитивной структуры фильма и откровенно окунул бы нас в паточную пошлость. В любом случае, этот фильм не предназначен для широкого проката хотя бы из-за намеренно затянутого темпо-ритма. Хотя фаны Петра Мамонова, даже далекие от кино, пойдут посмотреть на своего кумира.

Одним из первых в конкурсном показе был просмотрен дебют Сергея Карандашева «Странник», в котором случайное спасение героя приводит его к отшельничеству. Правда, провидение посылает ему для этого «проводника» — старца Иллариона. Вот такое киноначало у фестиваля. Не слишком ли много назиданий в поисках нравственности?..

Светлана АГРЕСТ- КОРОТКОВА, специально для «Дня», Сочи—Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ