Украина готовится к визиту папы римского Иоанна Павла II. Казалось бы, уже само желание Понтифика посетить Украину, высказанное им впервые, кажется, еще в 1988 году, следует трактовать как проявление уважения к украинскому народу и как честь для Государства Украина приветствовать у себя в начале третьего тысячелетия достойного гостя из Вечного города — одну из величайших личностей ХХ столетия.
Наряду с абсолютным большинством украинской общественности, которая к визиту Иоанна Павла II относится исключительно положительно, есть незначительное, но очень крикливое меньшинство, не скрывающее своего раздражения, даже негодования и протестующее против приезда в Украину Папы Римского. Возглавляют это меньшинство священнослужители УПЦ, подчиненной московской патриархии. Кое-кто из них открыто обзывает Папу «врагом» украинского народа, подозревая его в «злодейских» намерениях — «красть православные души». С такими, как это на первый взгляд ни парадоксально, солидаризируется верхушка КПУ и прочие ностальгики по советскому прошлому из левого лагеря. Конечно, это явление — тоже составляющая нынешней украинской действительности, на которой в этой статье мы хотим остановиться. Сначала однако о «злодее».
Вечер 16 октября 1978 года в Риме. На площади св. Петра множество римлян, немало паломников из разных стран и случайных туристов, ожидающих появления белого дыма над Сикстинской капеллой. Свершилось!
С балкона базилики св. Петра к собравшимся обращается только что избранный Pontifex maximus («строитель мостов») краковский кардинал Кароль Войтыла, новый глава Католической церкви — папа Иоанн Павел II. К присутствующим он обращается со словами: «Не бойтесь!».
Очень уместно! В истории Католической церкви еще не было такого, чтобы Папой стал славянин да еще и гражданин коммунистического государства. Римляне, не ожидавшие такого, несколько ошеломлены. Большинство присутствующих на площади воспринимают эту новость с энтузиазмом.
Позднее Иоанн Павел II объяснил, что его призыв «Не бойтесь!» — это слова Иисуса Христа, обращенные им после своего воскресения к разочарованным и испуганным ученикам-апостолам. «Мы не должны бояться правды о самих себе» и старайтесь «побеждать страх в глобальной ситуации современного мира», сказал Иоанн Павел II о своем первом выступлении в качестве Понтифика. Правда, слова «Не бойтесь!» не на шутку напугали лидеров коммунистических государств. Еще бы! Папой стал гражданин коммунистической Польши. Это был вызов для коммунистических вожаков.
Через месяц после первого путешествия Иоанна Павла II на родину в Восточном Берлине созвано (июль 1979) совещание звезд от идеологии стран социалистического блока, на котором с большим беспокойством констатировались новые веяния в Католической церкви и обдумывалось, «что делать». Но это уже история.
Подытоживая 22-летний понтификат Иоанна Павла II, можно утверждать, что он остался верен девизу: «Не бойтесь». Об этом лучше всего свидетельствуют его многочисленные путешествия по странам всех континентов, встречи с верующими разных конфессий под лозунгом II Ватиканского собора: «То, что объединяет нас, больше того, что нас разделяет!».
С приходом на престол св. Петра папы Иоанна Павла II Католическая церковь перестала быть статичной и приобрела черты «странствующей церкви», как говорится в Евангелии, основанной самим Иисусом Христом. Возглавил это «паломничество» Церкви сам Понтифик, всюду во время своих визитов проповедуя Истины Евангелия, уважая при этом другие конфессии, чего ощутимо не доставало Католической церкви в прошлом.
Не побоялась встречи с Папой, например, мусульманская молодежь в Марокко (1985 г.), дискутируя с ним по проблемам веры в единого Бога. Представители протестантских церквей в Камеруне во время встречи там с Иоанном Павлом II заявили: «Мы знаем, что мы разделены, но не знаем, для чего». (Вряд ли удовлетворительный ответ на подобный вопрос знают верующие христианских церквей и в Украине).
Кульминацией практического воплощения слов Христа «Не бойтесь!» в деятельности Папы Римского («не бойтесь правды о самих себе») можно считать признание вины и грехов христиан-католиков во время торжественной Литургии в Ватикане 12 марта 2000 года. Итальянская газета «Стампа» охарактеризовала эту Mea Culpa как «коперниковую революцию» в поведении Католической церкви.
Через некоторое время масс- медиа всего мира облетел снимок, как согбенный старостью, недугами и заботами Папа молится возле Стены Плача в Иерусалиме. А в музее Яд Вашем Иоанн Павел II скажет: «Как епископ Рима и наследник апостола Петра заверяю еврейский народ, что Католическая церковь, руководствующаяся евангельским законом правды и любви, глубоко огорчена ненавистью, актами преследований, проявлениями антисемитизма против евреев, допускавшихся христианами когда-либо и где-либо в мире. Давайте строить новое будущее, в котором у христиан не будет никаких антиеврейских чувств, а евреи — никаких антихристианских, где будет господствовать взаимоуважение тех, кто хвалит единого Творца и Господа»...
Следует напомнить и о кратковременном визите Папы в Грецию в начале мая в этом году (который, правда, не обошелся без протестов), в частности, о публичном извинении за грехи католиков перед православными греками (за разграбление Константинополя крестоносцами 1204 г. и за крестовые походы на Византию вообще), высказанное Иоанном Павлом II во время встречи с архиепископом Афин и всей Эллады Христодулом. Реакция на это представителей Русской православной церкви была очень сдержанной. Патриарх Алексий II заявил, что речь идет лишь о декларации и «надо посмотреть, как это прощение будет проявляться на практике». Можно с этим согласиться. Пока что это слова извинения и просьба о прощении. Следует, однако, отдать должное этому шагу, соответственно оценить протянутую к примирению руку. Практические результаты такого шага должны были бы проявиться в будущем, если для этого будет существовать добрая воля. Для примирения, как известно, нужна добрая воля двух сторон.
Русская православная церковь не может дальше занимать позицию, будто раскаиваться есть за что только одной стороне, одной конфессии — Католической церкви, в том числе и за случаи насильственного захвата храмов РПЦ греко-католиками в Западной Украине в начале 90-х годов, что является самым главным, постоянно повторяемым аргументом руководства РПЦ, почему она противится визиту Папы Римского в Украину.
История деятельности Русской православной церкви как одного из трех китов, на которых держалось русское самодержавие, не лишена трагических страниц, и они также требуют переосмысления со стороны нынешнего руководства РПЦ. Это, например, молчаливое потворство разрушению мусульманских святынь в Казанской губернии, где к середине ХVIII ст. за двадцать лет из 536 мечетей было уничтожено 418.
Это и миссионерская деятельность РПЦ среди народов Сибири и на Кавказе, продиктованная прежде всего внутренней и внешней политикой империи Романовых. Подчеркивая роль церкви в русификации завоеванных народов империи, епископ РПЦ Вениамин писал: «Православие должно вести борьбу не просто с чужой верой, но и с чужими национальностями, обычаями и привычками».
Не будем здесь подробно останавливаться на политике РПЦ на украинских землях, так как об этом в последние годы опубликовано немало фундаментальных работ. Приведу лишь слова В. И. Вернадского, что «с наибольшим озлоблением украинская национальная идея преследовалась в церковно-религиозной и школьной литературе».
Бесспорно, позиции УПЦ МП вЗападной Украине, которую московский патриарх Алексий II, исходя, наверное, из результатов пакта Молотова-Риббентропа, считает «канонической территорией» РПЦ, ощутимо пошатнулись. Так, во Львовской епархии из более 1000 приходов УПЦ-МП осталось сейчас около полусотни. В начале 90-х годов не обошлось и без актов насильственного захвата храмов греко-католиками, что не следует оправдывать. Это, собственно, доказывает, насколько чувствительна историческая память к обидам и унижению в прошлом, если их не лечить откровенной дискуссией и готовностью признать за собой ошибки и факты нехристианского поведения. Тем не менее руководство РПЦ и далее молчит о том, кто и каким способом захватил храмы греко-католиков в Западной Украине в 1946 году. Кто молчаливо (если не с удовлетворением) воспринял аресты епископов и священников УГКЦ, преследование и принудительное обращение верующих «в веру предков».
То, что сосуществование между греко-католиками и православными в Галичине далеко не безоблачно, признал и епископ УГКЦ Л. Гузар на страницах газеты «День» (17.11.2000) и уточнил: «Неприязнь усиливается не стремлением решить проблемы спорных церквей, а желанием Православной церкви, зависимой от Московского Патриархата, восстановить свою силу в Западной Украине. Ни в коем случае здесь не может быть и речи о преследовании. Эта ситуация хорошо известна в московских иерархических кругах, ограничивающихся общими обвинениями, которые никогда не основаны на конкретных фактах и продолжают опираться на давно разрешенные конфликты».
Итак, нужен диалог партнеров, уважающих и доверяющих друг другу. К сожалению, главное препятствие на пути такого диалога — именно недоверие, в частности, когда один из партнеров, как это было в прошлом году в июле во время очередной сессии католическо-православного диалога в Балтиморе (США), добивается признания «ненормальности» существования униатской церкви. Такое требование, выдвинутое на пороге третьего тысячелетия, ведет в глухой угол. Абсурдно было бы сегодня настаивать на «ненормальности» существования, например, многочисленных протестантских деноминаций или и дальше считать «ненормальностью» самопровозглашение себя в 1589 г. Московской митрополии патриархатом. Куда может завести такой фундаментализм, демонстрируют афганские муллы вместе с талибами, объявив «ненормальным» существование материальных свидетельств — памятников культуры буддизма на территории Афганистана и разрушив их.
Весьма неоднозначно, с точки зрения христианского учения, поведение РПЦ касательно военных операций в Чечне. В прошлом году 30 января, отслужив благодарственный молебен за российские войска, воюющие в Чечне, патриарх московский Алексий II заявил, что у российского государства и церкви «общие задачи: это нравственное здоровье нашего общества, сохранение мира в России, преодоление межнациональных и прочих конфликтов». Тем не менее кровопролитие в Чечне — это не только война с террористами, она имеет признаки гражданской войны.
Раньше или позже руководство РПЦ будет вынуждено самокритично переосмыслить прошлое и настоящее деятельности своей церкви в интересах своих же верующих и, как это сделал Папа Римский от лица католиков, признать также и свою вину, объяснить любопытствующему верующему, какие причины были, например, у глубоко верующего русского православного философа Н. Бердяева утверждать, что «Московская церковь насыщена московским шовинизмом сверху донизу и в прошлом, и в настоящем» («Судьба России»).
Это и вопрос поведения РПЦ во времена СССР, когда она способствовала процессам сплошного огосударствления духовно-религиозной жизни в стране, а во времена господства Брежнева некоторые ее представители выполняли агентурную работу атеистического режима «в борьбе за мир во всем мире».
«Если в отечественном православии не произойдет коренного изменения во всем наподобие аджорнаменто в католицизме, если оно не найдет внутренних факторов разрешения своих коллизий и преодоления своих центростремительных тяготений, не научится жить в условиях демократического общества, то за два-три поколения в Украине оно станет тупиковой конфессией», — пишет современный украинский религиевед А. Колодный.
Над этим следует задуматься руководству всех православных церквей в Украине. Сказано это и в адрес тех иерархов РПЦ и УПЦ- МП, которые считают развал СССР «грехом» (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл) и призывают к интеграции восточного славянства в границах «исторической России». Сказано это и тем священникам, которые считают, что папа Иоанн Павел II приезжает в Украину «как вор православных человеческих душ», который, «раздавая подарки, постарается обратить представителей молодого поколения в католичество» («Время». МН. 8.6.2001).
Насколько глубоким должно быть недоверие монаха-священника Киево-Печерской лавры к украинской молодежи, если он так о ней отзывается в микрофон журналиста. И кто же, как не Церковь за это в ответе?
В контексте шумных протестов против приезда римского Понтифика в Украину заслуживает внимания и незаурядная активность, так сказать, «околоцерковных» элементов и еще больше — антирелигиозной силы верующих «ленинской конфессии», которые стали добровольными помощниками московской режиссуры. Речь идет о разных группировках, братствах, партийках, «Организации советских патриотов Украины» и т.п. Все они в плену советского прошлого. Того прошлого, в котором, по словам белорусского писателя В. Быкова, главной эмоциональной силой, своеобразной национальной религией была ненависть. «Будучи не в состоянии изобрести что-то путное, мы с упрямством маньяков отвергаем не только западный быт, стиль жизни, культуру, но вместе с тем и здравый смысл, лежащий в основе всех экономических достижений Запада», — констатировал белорусский классик в 1990 году.
Что касается коммунистов, то лидер КПУ Симоненко уже давно заявил, что визит Папы в Украину нежелателен. Симоненко со всей категоричностью поддерживает его партийный единомышленник, народный депутат Украины, председатель Украинского отделения международного фонда единства православных народов Екатерина Самойлик и иже с ними с левого фланга украинского политикума.
С коммунистами вообще-то забавно получается, когда они занимают какую-то позицию относительно религиозно-церковного вопроса. В статье «Коммунисты о церкви и ее роли в жизни современной Украины», опубликованной в «Голосе Украины» 26 мая 1999 г., П. Симоненко поделил конфессии на «хорошие» и «плохие». Греко-католиков назвал «предателями», верующих УПЦ-КП — «раскольниками» и заключил, что единственной настоящей отечественной церковью является УПЦ, подчиненная Московскому патриарху. В конце статьи ее автор написал, что КПУ продолжает придерживаться марксистской мудрости, что «религия — это опиум народа». Таким образом лидер КПУ П. Симоненко отдельные конфессии осудил как «вредный опиум» , а УПЦ-МП признал «каноническим» и «полезным опиумом», напрочь презрев «единственно правильное» учение учителя всех времен и народов Ленина, который написал, что религия — это «невыразимейшая мерзость».
К счастью, такое горе-учение, «неподдельная интонация святоши Ада» (С. Аверинцев), уже не определяет ныне ход истории Украины, куда через несколько дней прибудет папа римский Иоанн Павел II как глава государства Ватикан и как пастырь своих верующих.
Может он, обремененный уже возрастом, недугами и заботами, снова, как тогда, 16 октября 1978 года на площади св. Петра в Риме, во время своего первого обращения к верующим и неверующим, повторит слова Христоса: «Не бойтесь!». Может, Папа скажет украинцам: «Не бойтесь правды о самих себе». Даже если он этого не скажет, очевидно, что поиски и знание правды, какой бы горькой она ни была, о самих себе как народе, является основной предпосылкой формирования здорового национального достоинства, здорового развития государства и залогом того, что тоталитарное прошлое ни в каком виде уже никогда не повторится.