Вполне разделяю высказанное в интервью для «Дня» (№ 212 за 2000 г.) замечание профессора В.Здоровеги о том, что наша журналистика очень слабая, если говорить о материалах на экономические темы. Все, что приходится читать в последнее время о нашей экономике, ее рыночной трансформации, какое-то фрагментарное или эмоционально-описательное.
Как гражданин, небезразличный к проблемам нашего молодого государства и украинскому обществу, хотел бы быть лучше информированным специалистами по ряду актуальных проблем, которые или замалчиваются, или освещаются слишком скупо и поверхностно. Наконец, могли бы и мы, творческий актив нашего «Дня», приобщиться к более глубокому их выяснению, и даже инициировать это нужное дело.
Что конкретно имею в виду?
1. Бедствием для Украины являются у нас, в частности в восточном и южном регионах, крупные высокозатратные предприятия, которые годами не способны адаптироваться к рынку, давать прибыль, а не убытки, приносить пользу нашей стране, а не усиливать ее зависимость от России высоким уровнем потребления энергоресурсов, того же российского газа. Ежегодно сжигаем его намного больше, чем, например, Польша, а валового внутреннего продукта на одного жителя страны в долларовом эквиваленте получаем в 2,5—3 раза меньше.
Какие конкретно убыточные предприятия и отрасли все-таки нужно сворачивать, а одновременно какие экономические меры принимать для снятия остроты проблемы безработицы, повышения занятости в депрессивных регионах? Как может помочь этому повышение уровня экономической свободы, применение опыта некоторых бывших советских республик, той же Эстонии, западных соседей из бывшего соцлагеря, где собственно экономической свободы намного больше, чем в Украине, и что им это дает?
2. Способен ли Кабмин вполне самостоятельно и ответственно вести свою политику, которая согласовывается с декларированной им же, Кабмином, правительственной программой? У всех ли в правительстве есть для этого желание и сила воли?
Среди недавних заявлений Л. Кучмы назван и такой негативный российский фактор, как «жесткое официальное и еще более жесткое неофициальное противостояние утверждению и укреплению экономического суверенитета Украины», и что «дело украинского государственного суверенитета оказалось намного более сложным, чем это представлялось». Украинской общественности не вполне ясно, о чем, собственно, идет речь, какие конкретные условия ставит Украине Москва, с какими далеко идущими планами, и как противодействует этому наше правительство?
3. О делах приватизационных. Процесс «большой приватизации», его прозрачность или непрозрачность почему-то не стали постоянной темой выступлений наших экономистов и экономических публицистов в украинских масс-медиа.
4. Не обсуждаем или очень скупо и односторонне дискутируем такие щекотливые вопросы, как:
— что важнее: иметь постоянную работу и стабильный средний заработок или лучшие возможности быстро обогащаться, пусть это второе и связано с определенным риском и не всем доступное?
— страны Евросоюза с целью предотвращения отмывания «грязных» денег и других финансовых злоупотреблений и махинаций в принципе договорились об отмене в течение ближайших лет банковской тайны. Сохранение банковской тайны в Украине способствует ли развитию бизнеса, росту экономически активности в интересах общества, или оно выгодно кому-то для каких-то иных целей?
Это только отдельные вопросы, к которым, по моему мнению, стоит привлечь внимание общества, делая его активным экономическим субъектом, демократизируя существующую систему отношений, которая стихийно, в интересах анонимного меньшинства, сформировалась в государстве. К вопросам, которые должны бы лучше освещаться, относится также необходимость регулярных публичных отчетов крупнейших предприятий и корпораций, тем более монополистов в своих отраслях или регионах — независимо от формы собственности (подчеркиваю — прежде всего корпораций), обнародования для широкой общественности достоверной экономической статистики, без «тайн для избранных», в т.ч. и данных из сферы внешнеэкономических отношений, украинского импорта и экспорта и его экономических результатов.
Считаю, что такая открытость информации и обсуждение важных проблем содействовали бы эффективному преодолению негативных процессов и кризисных явлений в нашем государстве.