Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не мечем, а розумом»

На факультете журналистики ЛНУ имени Ивана Франко обсудили книгу «Корона, або Спадщина Королівства Руського»
27 апреля, 2018 - 11:44
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Мудрость предков учит, что можно проиграть битву, однако главное — выиграть войну. Войну за себя, за свой народ и государство, за свое будущее и за свое прошлое. Ныне Украина стала плацдармом гибридной войны, которая ведется и физически, и информационно со стороны России. И выиграть ее можно «не мечом, а разумом». Следовательно, книга, которую предложила редакция газеты «День», «Корона, або Спадщина Королівства Руського», является тем краеугольным камнем, который в новейшей истории Украины на научно-популярном уровне актуализирует в сознании современного читателя пласты тысячелетнего прошлого, формируя общую историческую память, которая позволяет искать ответы на известные кантовские вопросы: «Что я могу знать?»; «Что я должен делать?»; «На что я могу надеяться?».

Собственно, «Корона» позволяет больше познать себя, опровергнуть ряд стереотипов и проработать национальные комплексы неполноценности, которые до сих пор, к сожалению, остаются действующими на уровне сознания нации, например, шароварщина или исключительно селянский культурный код. Именно идея аристократии, «лучших мужей», «шляхты русьской», того слоя, который модерное обществоведение называет элитой, — является ведущей концепцией «Корони». Книга утверждает идею силы украинского политического, военного и духовного руководства на протяжении веков, которое руководило, трансформировалось, инкорпорировалось, однако занимало должное место в общественной иерархии и выполняло присущие ему функции, более того — общественные обязанности, поскольку происхождение таки обязывало. Аристократический этос как феномен европейской культуры был осью украинского культурного сознания. Поэтому «Корона, або Спадщина Королівства Руського» не только реанимирует феномен «великопанскости» — она обеспечивает передачу культурной памяти между поколениями, преодолевает  коммуникационный разрыв между духовной аристократией и постколониальной, постгеноцидной культурой, что является необходимым условием исторического продолжения украинской нации.

Эта книга стала предметом обсуждения на факультете журналистики ЛНУ имени Ивана Франко. Предлагаем несколько рефлексий по этому поводу.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«КНИГА СТАРАЕТСЯ ВЕРНУТЬ ОЩУЩЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ НАШЕЙ ИСТОРИИ»

Елена БАСАРАБ, студентка VI курса факультета журналистики:

— Когда Украину называют «молодым государством», всегда возникает ощущение, что такая тенденция только показывает, насколько поверхностно мы знаем свою историю. Игорь Сюндюков в одном из своих материалов в книге «Корона, або Спадщина Королівства Руського» очень точно указывает на эту проблему, обращает внимание на нашу безответственность перед предками, «которые боролись за принципы государственности и национальной свободы на протяжении многих веков». И в самом деле, разве можно назвать страну, корни которой уходят к Киевской Руси, Королевству Русьскому или даже казацкой эпохе, «молодой»?

Утрачивая осознание исторической преемственности и традиции, наш народ не раз страдал от «болезни забвения», и в связи с этим проходил тяжелые испытания, которых на протяжении истории было немало. Именно для этого и должна попасть в руки читателя книга «Корона», чтобы вспомнить, а порой и познать то древнее государство, которое получили мы в наследство.

В частности, в книге по-новому открываем для себя Королевство Русьское, являющееся потомком Киевской Руси. Мы пытаемся понять, почему бояре не смогли жить в согласии с Ярославом Осмомыслом, восторгаемся сильной братской любовью между Данилом и Васильком, которая и укрепила их государство, хотим понять, как удалось русьским властителям создать такие мощные города, как Холм и Галич, и вновь пытаемся в который раз усвоить те уроки, которые дали русьские наследники, не сумев найти согласие между собой.

Снова и снова возвращаемся к проблеме фальсификации нашей истории, которая уничтожала нашу идентичность и ломала хребет, танцуя вокруг подмены понятий, в частности «Русь — Россия» и «русьский-российский». Нужно написать не один материал и не одну книгу, чтобы наконец развеять все мифологемы, которые долгое время держали нас в плену чужих интерпретаций. И сегодня это нужно делать еще активнее, в первую очередь начать каждому украинцу с себя — открыть книгу и разрушить мифы, делавшие из него неуклюжего провинциала, который ничем, кроме шаровар и вареников, похвастаться не мог.

Книга «Корона, або Спадщина Королівства Руського» предлагает нам еще один взгляд на наше государство и традицию. Взявшись за исследование истории державников, которые пытались добыть/сохранить/восстановить страну, книга пытается вернуть нам ощущение преемственности нашей истории и переосмыслить известные факты, а также добавить к ним и совсем неизвестные, чтобы увидеть целостную картину.

Знать, кто мы есть, кто наши герои и почему каждый раз возникали препятствия на пути к независимости — это то, что нужно наверстывать, ведь давняя украинская «болезнь забвения» уже успела сегодня дать свои «осложнения».

«АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЫЛО ДОСТАТОЧНО НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ»

Анастасия МОЗГОВАЯ, студентка VI курса факультета журналистики:

— Уже давно не секрет, что современная война с Россией — война не столько за территории Украины, сколько за нашу историю. Присущая РФ политика присваивать чужое, особенно украинскую историческую память, — попытка обосновать и аргументировать «правдивость» существования российского государства, российского народа, российской нации и чего-нибудь российского в целом, а также продемонстрировать и доказать свою «древнейшую силу и мощь». Как это ни досадно, но украинцы таки любят откладывать свою историю «на потом», более того, мы — мастера в том, чтобы раздать ее всем желающим, потому что у нас она все равно «оставлена историкам». Взять себе то, что плохо лежит, — не украсть, поэтому РФ умело это использует, и если мир уже давно назвал эти «некражи» таки кражами, это не означает, что Украина в конце концов избавилась от одной из основных своих проблем и что историю таки можно оставить историкам: простые украинцы в основном, к сожалению, не знакомы со своим прошлым.

«Корона, або Спадщина Королівства Руського» — прививка от «казацких шаровар» и напоминание о «казацких саблях». Да, конечно, черных страниц у нас — немало, но кроме крепостничества, в Украине едва ли не сильнее всего была развита культура вольнонаемного труда; бедная нескладная украинская экономика, на которой так часто мы с чужой подачи акцентируем внимание, в свое время «позволяла компенсировать потери от внутриевропейских кризисов»; в противовес идеологически навязанному мнению, что украинская культура является селянской и примитивной, существуют доказательства аристократической культуры, которой было достаточно на территории Украины. Более того, «послемогилянская» украинская церковь, возникшая на рубеже XVII—XVIIІ веков,  сформировала «особый тип православия, или своего рода «третий путь» между двумя главными центрами христианского мира — Римом и Царьградом». И это даже не 3% неизвестных или малоизвестных исторических фактов об Украине, которые предлагает «Корона» вниманию своих читателей.

Если мы хотим сломать ряд стереотипов, доминирующих в сознании украинцев, в частности: «украинские герои — обязательно мертвые», «страдание — лейтмотив Украины», «казаки — дядьки в шароварах и с «оселедцем» на голове», то «Корона, або Спадщина Королівства Руського» поможет это успешно реализовать.

«ПРИМЕР СВОЕОБРАЗНОЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИИ»

София БОЖИК, студентка VI курса факультета журналистики:

— В книге «Корона» газеты «День» собрана гроздь статей о примечательных исторических событиях и личностях Киево-Русьской Украины, польской Речи Посполитой, Беларуси и Литвы как преемницы Великого княжества Литовского. Книга дает возможность заглянуть вглубь не только нашего прошлого, но и прошлого наших соседей, что очень ценно для формирования панорамного виденья мира.

На мой взгляд, рассказать украинцам об истории иностранцев-соседей, которая будет переплетаться и с нашей историей, — это пример своеобразной культурно-просветительской дипломатии и проявление того, что мы, украинцы, как часть цивилизованной Европы, не замыкаемся на себе, а стремимся познать наследие других народов, а также напоминание, что Украина никогда не была в стороне большой европейской истории, в частности, это хорошо проиллюстрировано отношениями Киевской Руси с Литвой. События из истории Литвы воспринимаются по-особому, поскольку это государство сегодня едва ли не больше всех переживает о будущем Украины. Поэтому материалы, посвященные Литве, можно трактовать и как проявление благодарности литовцам за их поддержку Украины на международной арене.

Также подано интересное историческое исследование относительно Луцкого замка, где в 1429 году состоялся Съезд европейских монархов. Игорь Сюндюков отмечает: «Тогдашние власть предержащие обсуждали в славном городе на Волыни (а тогда Луцк фактически был второй, южной столицей Великого княжества Литовского) далеко не «домашние», локальные дела, а действительно проблемы общеевропейского значения», где речь шла о короновании Великого князя Литовского Витовта, обсуждались важные политические и религиозные вопросы. Эти события припали на то время, когда Московское государство только начало «поднимать голову». Как видим, украинские земли еще тогда были в центре европейской дипломатии и всегда были причастны к творению европейской истории. И это важно помнить особенно потому, что нам много лет набрасывали миф о «молодом» государстве, самостоятельная история которого якобы началась только с 1991 года.

Кроме этого, показано много исторических параллелей с Беларусью. В частности, общими для обоих являются храмы Святой Софии — этот факт для меня является настолько глубоким, поскольку определяет не только историческую, но и духовную, ценностно-смысловую схожесть между украинцами и белорусами, возможно, указывает на тот общий «эффект высокого неба, то есть «высоких устремлений человеческой души», как писал Сергей Крымский. Здесь также стоит вспомнить «исторический герб «Погоня», как называет его Игорь Сюндюков, — национальный символ не только Литвы, который является хорошо известным историческим символом и для украинцев, белорусов и поляков.

Книга пытается привлечь внимание к нашей исторической памяти и показать, что история Украины развивалась как неотъемлемая часть истории европейской.

«ЭТО — НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ ДЛЯ КАЖДОГО УКРАИНЦА»

Анна МОНЧУК, магистр факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко:

— История — это тоже фронт, потому и значение у нее стратегическое. «Кто руководит прошлым, тот руководит будущим; кто руководит настоящим, тот руководит прошлым», — пишет Джордж Оруэлл в антиутопии «1984», и с ним трудно не согласиться. Особенно на фоне того, как рьяно наши соседи (в частности — Россия и Польша) пытаются переписывать украинскую историю на свой лад, навязывая свои интерпретации событий, рассказывая, кого мы должны считать героями, а кого нет. Поэтому статьи газеты «День» на историческую тематику, вошедшие в книгу «Корона, або Спадщина Королівства Руського», трудно недооценить. Они всегда интересны, актуальны, обстоятельны и достаточно лаконичны, что в цифровую эпоху, перенасыщенную информацией, не менее важно. Это — необходимый минимум знаний для каждого украинца. Не зря во всех развитых и успешных странах необходимым условием для того, чтобы обрести статус гражданина, является успешная сдача экзаменов на знание языка и истории.

Украинскую историю я знаю хорошо, однако каждую пятницу с интересом читаю рубрику «История и «Я», ведь есть вещи, которые затираются в памяти, а бывает, прочитав о событии третий раз или четвертый раз, ты замечает что-то, чего раньше не видела, расставляешь другие акценты, проводишь интересные параллели. Так было со статьей Игоря Сюндюкова «Право на собственную судьбу», в которой рассказывается о Магдебургском праве — «уникальной европейской (немецкой) юридической демократизированной институции», которое распространилось на многие украинские города в конце ХІІІ — в начале ХІV вв. Автор метко подчеркнул, что система городского самоуправления Центральной Европы хорошо сочеталась «с нашим национальным правовым обычаем и нашими собственными традициями времен Киевской Руси». И это запомнилось.

Та как я люблю подчеркивать карандашом в текстах самое важное, то статьи «Дня» хочется «разрисовать» полностью, вырезать и сохранить, чтобы возвращаться к ним в будущем. Благо, что газета придерживается хорошей традиции издавать ранее опубликованные материалы в формате полноценной книги. Правда, это очень удобно.

Следовательно, собранные в одну книгу в этот раз под названием «Корона...» статьи учат науке государственного мышления и управления. Учат дипломатии и компромиссу, но не тому разрушительному, который можно окрестить как коллаборационизм, а тому, который составляет сотрудничество с выгодой для обеих сторон. Также стоит отметить, что в текстах Украина вписана в более широкий, общеевропейский контекст, что в который раз напоминает: Украина — это Европа, что еще раз доказывает: здесь творилась история, принимались решения, без которых Европы, такой, которую мы знаем, не было бы (как пример — материал «Высшая дипломатия в замке Любарта»). Поэтому с уверенностью можно сказать, что «День» — это газета, которая формирует идентичность, взращивает национальное достоинство и мотивирует «учиться так, как нужно».

«КОРОНА...» — ПРОДУКТ ДЛИТЕЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ»

Ольга КРЫСА, студентка третьего курса факультета журналистики:

—  «Чтобы идти к кому-то, нужно быть кем-то», — именно эти слова Андрея Содоморы побудили меня к прочтению новинки «Дня» — «Корона, або Спадщина Королівства Руського».

Для меня «Корона», словно найденная корона Данила Галицкого, —  связь веков. Книга становится той нитью, которая создает новую, не похожую на предыдущую, картину украинской истории. Становится тем крепким стволом, который соединяет между собой хилые ветки — современное украинское государство, с разветвленной корневой системой     —  Киевской Русью и Королевством Русьским. Именно она дает возможность уничтожить остатки комплекса неполноценности среди украинского народа. Напоминает украинцам об их принадлежности к славному прошлому. О важности держаться собственных родовых и исторических  истоков, потому что только в таких условиях найдется смысл единства в борьбе за настоящее.

Впервые в этой книге наталкиваюсь на название «Королевство Русьское», которое отмечает территории, известные мне под наименованием Галицко-Волынское княжество. Этого, к сожалению, нет в школьных учебниках по истории. Не найти там информации о совместном, а главное            — успешном правлении Данила и Василька Романовичей. Что является довольно интересным фактом, учитывая горький опыт междоусобиц киевских князей. Не остался вне поля зрения факт причастности к этому историческому исключению  женщины — жены и матери потомков Романа Мстиславовича. После смерти мужа княгиня Романова не только спасла сыновей от гибели, но и впоследствии помогла им возродить прежние родительские владения.

Интересно было читать материал Игоря Сюндюкова «Лучшие мужи» прадавних времен» и одновременно проводить параллели с современностью. Эта публикация о древнерусском боярстве (элите), которое неоднократно, ради собственной общественно-политической выгоды, вставляло палки в колеса тогдашним князьям. Неограниченной власти они таки добились, когда отравили  галицкого-волынского правителя Юрия ІІ Болеслава, создав боярско-олигархическую республику. Однако продержалась она всего девять лет. После Королевство Русьское было захвачено и разделено между Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой. Как следствие  — это вылезло боком для украинского государства. Потому что в течение многих веков «русьская» (украинская) элита была либо полонизирована, либо уничтожена. Вот нам на руки, как отмечает автор: «Поучительное и трагическое следствие саморазрушения государства, безраздельного господства супербольших владельцев      — и предостережение для нас...»

Благодаря  этой книге открыла для себя много новых персоналий. К примеру, Вильгельм Габсбург, в Украине известный как Василий Вышиваный. Австрийский архикнязь,  украинский политик и военный деятель, который был одним из неофициальных представителей на трон в случае создания монархического строя. Он отказался от всех привилегий ради Украины, доблестно боролся за ее самостоятельность. И в конце концов погиб в результате пыток в Лукьяновской  тюрьме.

Достаточно познавателен последний раздел — рассказы о зарождении, развитии и функционировании в современных реалиях монархий. Этот пласт информации дает возможность понять, возможны и нужны ли в Украине изменения в государственном строе.

В целом «Корона...» — продукт длительного употребления. Для тех, кто любит массово потреблять литературу, эта книга станет настоящим испытанием. Ведь каждая публикация требует не только минимальных знаний истории, но и максимальной концентрации внимания.

КСТАТИ


ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Есть хорошая новость для тех, кто еще не успел приобрести свою «Корону...»! «День» готовит уже третье переиздание книги «Корона, або Спадщина Королівства Руського». Заказать издание можно прямо сейчас:

• в магазине на сайте «Дня» по ссылке https://day.kyiv.ua/uk/library/books/korona-abo-spadshchyna-korolivstva-...

• по телефону отдела реализации (044) 303 96 23

• придя в редакцию по адресу: г. Киев, пр-т Победы, 121д, кабинет 4.5

Подготовила Ольга КВАСНИЦА, кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент ЛНУ имени Ивана Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ