На днях в г. Макеевка Донецкой области специалисты по работе с несовершеннолетними провели специальный опрос среди маленьких беспризорников города в возрасте 10—17 лет. Опрос проводился макеевской общественной организацией «Мартин-клуб» и был направлен на выяснение обстоятельств ухода детей на улицу и специфики их жизни вне дома и включал в себя беседы с несколькими десятками маленьких бродяжек Макеевки. По словам экспертов, проводивших опрос, в основном маленькие беспризорники Донецкой области проводят все свое время на рынках в отдаленных районах крупных городов, а также на вокзалах и автостанциях, где собираются большими группами. При этом половина из них охотно тратит часть денег на наркотики, сигареты и алкоголь. Впрочем, несмотря на все эти пугающие показатели, большинство детей считает свое будущее вполне перспективным, хотя 40% опрошенных представляют свою дальнейшую жизнь с трудом.
В целом, по словам экспертов Донетчины, количество малолетних беспризорников в регионе в последние годы остается стабильно высоким. Еще два года назад специалисты говорили о начале «третьей волны» детского бродяжничества в Донбассе, которая за это время только набрала обороты. Первые две «волны» были следствием Первой и Второй мировых войн и общей нестабильной обстановки в стране, а третья «волна» имеет уже несколько иные причины. По словам начальника управления по делам семьи и молодежи Донецкой ОГА Игоря Сабадахи, сегодня основными причинами ухода детей из дому является прежде всего равнодушное отношение к ним со стороны родителей, постоянные раздоры в семье и отсутствие каких-либо моральных ориентиров и перспектив на будущее. Так, в результате упомянутого опроса выяснилось, что почти 87% маленьких бродяжек на сегодня точно знают, что у них есть дом и семья, но возвращаться туда не хотят. По данным опроса, больше половины детей (53,3%) жили в семьях, где хотя бы один родитель был им не родным. Более того, около 13% семей являются неполными (есть только один родитель), причем в большинстве случаев дети воспитываются одинокими матерями. Вообще, согласно данным статистики, отцы проживают в таких семьях крайне редко, а дедушки — практически никогда. При этом все дети жалуются, что дома им не дают нормально спать (более 43%), не кормят (более 16%), не содержат в чистоте (13%).
Более того, как выяснилось в ходе исследования, в представлении подавляющего большинства подростков Донецкой области (76,7%) доминирует образ семьи, в которой в неумеренных количествах употребляют алкоголь, причем в 37% случаев пьяницей является мать, а в 27% — отец (или отчим). Впрочем, есть и семьи, в которых пьют все… Также во многих семьях (13,3%) родители употребляют наркотики, и в этом случае, как утверждает В.Федотова, дети очень легко идут по стопам родственников. Уже сейчас многие подростки практически не скрывают, что у них есть опыт употребления наркотических препаратов и спиртного, причем, как правило, все наркотики производятся кустарным способом. Ну, а что касается моральной стороны воспитания, то тут дело и подавно обстоит совсем уж печально.
По словам руководителя «Мартин-клуба» Виктории Федотовой, особенно плачевное положение в этом плане складывается в среде подростков Донетчины, которые уходят из дому гораздо более массово, чем дети более младшего возраста. Старшие дети острее ощущают нехватку внимания со стороны родителей, отсутствие какой бы то ни было заботы и просто равнодушное отношение к их жизни, проблемам и стремлениям. Так, согласно специально проведенному исследованию, большинство детей впервые узнали вкус беспризорности в возрасте 7—9 лет (более 50%), и лишь чуть более 13% из них стали бродяжками в 5—6 лет. В целом же в одной только Макеевке сегодня большинство детей, которые занимаются бродяжничеством, как правило, старше 10 лет. При этом большая их часть — мальчики (90%).
Впрочем есть и другие мотивы ухода детей из дому, причем некоторые из них до смешного банальны. Например, у каждого четвертого подростка Макеевки при уходе на улицу преобладало «желание гулять», а у каждого пятого — дурной пример сверстников. Хотя стоит отметить, что примерно 6,5% детей регулярно выгоняют из дому сами родители.
Что же касается частоты пребывания маленьких беспризорников на улице, то, как утверждает большинство из них, они проводят там круглые сутки. Впрочем, примерно третья часть подростков все же почти ежедневно приходит ночевать домой, а совсем небольшой процент выходит на улицу только периодически — например, для того, чтобы «подзаработать» на что- либо или когда дома становится совсем уж невмоготу.
Подавляющее большинство нынешних беспризорников — 84%, посещало школу, причем многие из них говорят, что там им было хорошо. И только 10% детей утверждают, что никогда туда не ходили. Даже для названного большинства школьные занятия, судя по всему, — дела давно минувших дней: 70% говорят, что уже не ходят совсем, и лишь 30% неохотно сообщили, что изредка все-таки посещают школу. Правда, и это «изредка» сводится к тому, что дети не были в школе несколько месяцев (а некоторые даже больше года). Реальными же учениками себя считает лишь 16,6% опрошенных бродяжек.
Да и, по сути дела, основной школой жизни для них сейчас является именно улица. Чтобы заработать себе на еду, подростки, как правило, занимаются попрошайничеством или какими-то мелкими работами — собирают металлолом, протирают стекла автомобилей на перекрестках, продают вещи… Но, несмотря на разнообразие промыслов, тем не менее около 57% беспризорников Донетчины регулярно остаются без еды на несколько суток.
Примерно 70% беспризорных подростков стараются регулярно следить и за своей гигиеной, моются или каждый день, или хотя бы несколько раз в неделю. Остальные же 30%, по их же собственным словам, мыться не имеют возможности, да и не хотят, и поэтому предпочитают купаться лишь летом — в водоемах области, а зимой не мыться вовсе. Такое положение вещей, по мнению детей, особо не влияет на их здоровье, хотя каждый четвертый беспризорник сегодня называет себя больным. Остальные же утверждают, что здоровье у них вполне нормальное, болеют они лишь 1—2 раза в год и в основном сталкиваются с такими заболеваниями, как простуда или педикулез. Правда, по словам исследователей, у бродяжек встречаются и отдельные случаи венерических заболеваний, желтухи, ветрянки, обморожения и травм, но только 30% подростков при необходимости готовы обратиться к врачу, остальные не хотят идти в больницу ни при каких обстоятельствах.
Учитывая все эти достаточно тревожные факты, руководство Донецкой области все настойчивее пытается найти пути решения проблемы «детей улиц», однако пока это получается не очень эффективно. Вполне очевидно, что корень этих проблем лежит в неблагополучных семьях Донетчины, в которых ухода за детьми и их нормального воспитания попросту нет. Чтобы решить этот вопрос, в прежние годы в регионе даже пробовали составить специальный реестр неблагополучных семей, а затем либо следить за воспитанием в них детей и при случае вмешиваться, либо и вовсе лишать родителей их прав и отдавать детей в приюты. Все бы хорошо, вот только, похоже, эта задумка властям так и не удалась: в последние годы количество неблагополучных семей в Донбассе только растет. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в общеобластном реестре детей-сирот только 30% (3578 человек) являются сиротами по объективным причинам (из-за смерти обоих родителей), остальные же 70% (11492 человека) — это дети, родители которых живы, но были лишены своих прав по ряду причин. Словом, в регионе появляется все больше детей, которым в ужасных условиях улицы гораздо комфортнее и уютнее, чем дома. И в этом вопросе никакими реестрами неблагополучных семей и попытками вмешаться в их быт уже не обойтись. Дети просто нуждаются в нормальных условиях жизни в нормальных семьях.