Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не разговаривайте с неизвестными!

Киевские воры грабят пенсионеров и ветеранов
11 сентября, 2006 - 18:54
«ЭЛЬДОРАДО» / ФОТО АЛЕКСАНДРА РОМАНЧУКА, Киев

Людям свойственно стремиться к легким деньгам — кто-то ищет большую зарплату, кто-то играет в лотерею или делает ставки в казино. Однако ни те, ни другие никогда и ни за что не откажутся от абсолютно бесплатного предложения денег. На этой доверчиво-потребительской струне, конечно, и играют люди более изобретательные — квартирные воры.

Кражи личного имущества занимают среди уголовных преступлений одно из первых мест — только в 2005 году по официальной статистике их было раскрыто 52 тысячи в столице. И это только случаи, которые влекут за собой уголовную ответственность. Ведь потеря имущества на сумму менее, чем 525 гривен согласно действующему законодательству является административным, а не уголовным преступлением.

Недавно корреспонденту «Дня» пришлось стать свидетелем составления протокола по одной из квартирных краж. Оперативники приехали через 6 часов после вызова и увиденному и услышанному ничуть не удивились. Говорят, сейчас такого мошенничества — хоть пруд пруди, особенно среди социально незащищенных слоев населения — безработных, одиноких, пенсионеров, ветеранов. Схема преступления проста до смешного: на улице к пожилому человеку подходит девушка, представляется работником социальных служб и предлагает написать заявление о предоставлении дополнительных льгот, на которые «вы, как ветеран, имеете право».

Нужно отдать должное изобретательности преступников: ветераны и пенсионеры именно те люди, которых проще определить в толпе — по возрасту. Кроме того, именно им свойственно ожидать от государства новых необычных льгот и дополнительных выплат к маленькой пенсии. Подавляющее большинство пожилых людей внимательно следит за новостями, которые касаются пенсионного законодательства, и готовы поверить, что очередной перерасчет средств состоялся, пока они выходили в магазин, и эта милая девочка действительно несет в сумочке деньги для пенсионеров...

Когда пенсионеру уже заговорили зубы, становится еще проще: по дороге в дом псевдослужащий рассказывает жертве, какое именно несчастье готовит ему как социально незащищенному гражданину государство, и как одно заявление поможет выйти сухим из воды. В квартире человека отвлекают — заводят на кухню или другое отдаленное помещение и задерживают там на определенное время. Пока «представитель социальной службы», например, диктует длиннющий текст заявления или обращения, в квартиру проникают другие участники кражи и выносят деньги, драгоценности, мелкую бытовую технику.

Подавляющее большинство — до 90 % краж — происходят в квартирах многоэтажных домов. Это значительно проще, чем «работать» в сельской местности или частном секторе, — ведь обычно контакты между жителями таких домов довольно слабые, освещение плохое и далеко не на всех подъездах установлены кодовые или магнитные замки как средства защиты от посторонних. Как показывает статистика, большинство квартирных краж происходит в рабочие дни и во время, когда трудоспособные граждане находятся по большей части на работе — т.е. с 10 и до 14 часов дня. Так и получается, что, даже увидев незнакомого человека у собственной квартиры, не каждый киевлянин угадает — сосед это, соседский квартирант, гость или вор.

Прежде чем пригласить в свой дом незнакомого человека, подумайте семь раз и лучше все равно не пускайте. Надежнее посетить соответствующее учреждение самостоятельно или во всяком случае позвонить по телефону. А лучше и совсем не заговаривайте с незнакомыми: бесплатного сыра в последнее время нет даже в мышеловках. Если же аргументы незнакомых покажутся довольно убедительными, не спешите вести гостя домой: обязательно попросите предъявить удостоверение, сказать адрес и телефон службы, которая направила работника. Дело в том, что большинство социальных служб предварительно связываeтся с клиентом по телефону или по почте, спрашиваeт документы для оформления льгот, составляeт акты на стандартных бланках. Более того: чтобы оформить субсидию или пенсию, пенсионер должен сам прийти в социальную службу, а одинокий человек — самостоятельно позвонить по телефону в территориальный центр и сообщить о своих потребностях. «Приходить в территориальный центр не обязательно — можно просто позвонить по телефону, — объясняет заместитель начальника центра обслуживания одиноких нетрудоспособных людей Нина Буланова. — Человек, нуждающийся в обслуживании, должен сказать свое имя, адрес, некоторые другие исходные данные. Далее уже мы посылаем запрос в больницу или в ЖЭК, чтобы выяснить состояние дел. Когда составлены все акты, клиент сам выбирает дни, когда к нему будет приходить работник, сам назначает время. И, конечно, каждый сотрудник центра имеет стандартное удостоверение».

Остерегаться, однако, стоит не только пенсионерам: по словам милиционеров, байки для каждой категории населения разные. Если вы рабочий — вас позовут взять с собой документы, потому что на работе аврал, если студент — будут ссылаться на проблемы с институтом, если верующий человек — будут просить показать иконы. Словом, для каждого подбирается индивидуальный подход, настолько тонкий и точный, что даже недоверчивый человек может поверить. И здесь уже неизвестно, что лучше — послушно выполнять указания «ведущего» или выйти из комнаты и попробовать остановить правонарушение в противостоянии с двумя-тремя вооруженными людьми.

Работники милиции советуют гражданам быть настороже и выполнять элементарные правила безопасности. В частности, не оставлять ключей под ковриками или в почтовом ящике, не показывать малознакомым людям, где и сколько денег храните, просить представителей всех служб, которые пытаются проникнуть в дом, предъявить удостоверение и при возникновении хотя бы малейшего подозрения — не открывать двери. Еще лучше — организовать дежурство жильцов дома в рабочее время или заключить договор об охране квартир с государственной службой охраны. Кроме этого, каждому гражданину стоит знать оперативные телефоны социальных, страховых, аварийных служб своего района, чтобы при необходимости убедиться в честности намерений сантехника или монтера. И, безусловно, — если в вашем подъезде ходят незнакомые и звонят во все квартиры — без колебаний вызывайте милицию.

Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ