Сначала добровольцы, которые все еще без статусов, ждали апреля, когда Верховная Рада наконец проголосует за закон №1688. Он должен был урегулировать этот вопрос. Потом ждали мая, пока закон подпишет Президент. А потом ждали еще месяц, пока он вступит в силу и Кабмин разработает подзаконные акты для его реализации, иными словами, механизм — какие службы и что именно должны сделать, чтобы все неоформленные до сих пор добровольцы стали официальными военнослужащими. Со всеми соответствующими правами, обязанностями и льготами. Однако правительство такого механизма вовремя не выработало.
Чтобы вы делали, если бы вам пообещали хорошую работу, зарплату и все преимущества, из этого вытекающие, а затем — раз и все отменили? Конечно, возмущались и требовали справедливости. Так же планировали сделать и добровольцы, которые опять получили надкушенное яблоко вместо целого. 14 августа ОО «Общество ветеранов АТО» собиралось идти с пикетом к Кабинету Министров. Чтобы рассказать чиновникам все, почему такой вариант их не устраивает. А затем ускорили развитие ситуации и пошли на разговор к чиновникам сами: в Министерство обороны, в частности в Волонтерский десант, и в Государственную службу по делам ветеранов войны и участников АТО.
ХОТИТЕ ИЗМЕНЕНИЙ? БЕРИТЕСЬ ЗА НИХ САМИ
Здесь поняли: на пикет реакции власти не будет. А если что-то не устраивает с существующими законами — нужно садиться самим и работать. И на это чиновники с радостью согласились. Неделя понадобилась юристам на анализ законодательных актов относительно добровольцев, изучали опыт других стран, документы Минсоцполитики, Минобороны и МВД, правительственные постановления. И выяснилось, что весной 2014 года государство допустило такое явление, как добровольцы, однако механизма, что с ними делать дальше, до сих пор нет. Даже такой долгожданный закон №1688 не решал всех проблем. Он должен был стать только очередной точкой, от которой следует двигаться дальше.
Поскольку не давал ответов на основные вопросы: на каком основании добровольцев, не вошедших в состав ВСУ, МВД или же Нацгвардии из-за ранения или по другим причинам, признавать участниками АТО; как им получить статус инвалида войны.
«Какие именно документы должны подтверждать участие лица в АТО и как быть с показаниями свидетелей, ведь их будут принимать лишь от тех лиц, которые принимали участие в антитеррористической операции и получили статус участника боевых действий, инвалида войны или участника войны. То есть, если целый батальон (рота, сотня и тому подобное) не имеет достаточной документации в подтверждение участия всех бойцов в АТО, отдельный боец этого батальона не сможет ни подать документы, ни использовать свидетельства своих побратимов», — комментировала ранее принятый закон юридическая служба «Азова».
Чтобы раз и навсегда закрыть вопрос с проблемами добровольцев, участники «Общества ветеранов АТО» с аналогичными объединениями взялись за разработку концепции, на основе которой можно готовить очередной законопроект, единственный и окончательный, который не должен больше вызывать вопросов: а как оформиться, что нужно, чтобы доказать свое участие в АТО, как получить те или иные льготы. Эту концепцию юристы передали Юрию Бирюкову, советнику Президента, тот в ответ попросил подождать неделю. Если концепцию одобрят в аппарате главы государства, инициативная группа готова за короткие сроки написать законопроект, но продвигать его в парламент должен Кабмин или Администрация Президента. По мнению председателя «Общества ветеранов АТО» Кирилла Сергеева, подача от очередного депутата превратится в пиар или политический популизм, чем вернет добровольцев на исходную точку отсчета. С надкушенными яблоками.
«ВЛАСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ»
Заметьте, что всю гору документов и нормативно-правовых актов проанализировали не чиновники, а это их функции, за это они получают зарплату, а, собственно, бывшие бойцы. До этого подобного анализа никто не делал. За полтора года военных действий не дошли руки?
«Чиновники не любят полностью разбираться в проблеме, чтобы ее закрыть, они видят верхушку айсберга, которую показывают по телевизору, хватаются и пытаются решить ее маленькими кусочками, вместо того, чтобы прописать один нормативный акт. Защищая интересы добровольцев, мы всегда возмущались промедлением власти в этом вопросе, пока не вышли на главный ответ. Власть не медлительна — она просто представления не имеет, что делать», — комментирует Кирилл Сергеев. Коротко он изложил нам основные аспекты разработанной концепции.
«Идея такова, чтобы всех, кто принимал участие в военных действиях, но не был официально оформлен в состав ВСУ по вине государства (подал документы, но их долго держали, так и не оформив), признать военнослужащими, по инструменту акта служебного расследования, и поставить на соответствующий военный учет. Это же позволит претендовать на получение всех гарантий социальной защиты, как и военнослужащим — статус участника боевых действий, право на получение земельного участка и тому подобное. И если завтра опять наступление российских войск, в военкоматах опять очереди добровольцев, а они не могут с ними справиться, мы прописали механизм, как должны создаваться добровольческие батальоны: прямо при воинских частях, необязательно в военкоматах, ведется набор добровольцев, они на месте могут пройти короткую медкомиссию и быстрое оформление», — объяснил Сергеев.
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС НЕ РАЗОЧАРОВАТЬ
Также в концепции регулируется вопрос со статусами инвалидов войны и семей погибших бойцов. Государство должно их признать семьями погибших военнослужащих, только так они будут иметь единовременные выплаты и пенсии, предусмотренные законом. Полную версию концепции пока не обнародовали, хотят дождаться реакции из Администрации Президента. Ведь это действительно хороший шанс на понимание между бойцами и чиновниками.
«Мы очень ждали закона №1688, но он оказался мертвым, потому что касается только тех бойцов, которые пришли и ушли из батальона до того, как его присоединили к силовым структурам. Это на всю Украину будет 10—15 человек. А так государство получает сразу две-три тысячи добровольцев, официально признанных, которые станут в первую очередь оперативного резерва», — описывает преимущество концепции председатель «Общества ветеранов АТО».
Объединение атошников так настойчиво отстаивает этот вопрос не только потому, что некоторые и сами до сих пор не имеют никакого статуса. Им не хочется разочаровать тех побратимов, которые воевали, имеют опыт и хотят защищать государство и в дальнейшем, но из-за его безразличия теряют веру абсолютно во все. Если чиновники начнут опять тянуть время, рискуют оставить государство без добровольческой поддержки вообще.