Днем менеджер Виктория Стократюк работает в офисе. Ночью — рисует маркером на бронежилетах, которые купил ее парень, герб Украины и пишет «Вернись живым». Потом эта защита поедет в горячие точки, которых сейчас немало в Украине, а Виктория постфактум будет волноваться, когда Виталий (так зовут ее парня) будет рассказывать, что был за 10 километров от Славянска.
Юрий Бирюков, известный в соцсетях под именем «Крылья Феникса» благотворительностью никогда не занимался. Однако за два с половиной месяца смог собрать на покупку продуктов и бронежилетов для украинских военных около четырех миллионов гривен. И таких историй сегодня — много: украинцы не ждут, пока государство обеспечит военных.
«День» пообщался с обычными украинцами, которые поддерживают армию, и узнал
ПОМОГАЮТ УКРАИНСКИМ ВОЕННЫМ И... РОССИЯНЕ
Столичный бизнесмен Юрий Бирюков не мог опомниться от февральских событий на Майдане, когда от пуль снайперов и силовиков погибло больше сотни активистов. Чтобы мужчина отдохнул, жена «вытянула» его на море. Однако вместо того, чтобы лежать на пляже, Юрий читал новости из Крыма.
Первую посылку с рациями активист отправил в 79-ю бригаду 5 марта. С тех пор каждую неделю он преодолевает на машине по меньшей мере 1200 километров — едет из Киева в Одессу, Херсон или Николаев и возвращается назад, чтобы снова собирать деньги и закупать бронежилеты. За это время через руки мужчины прошло почти четыре миллиона гривен. На днях он осуществил одноразовый платеж на 400 тысяч — покупал снаряжение. Сколько своих денег потратил на бензин и ремонт автомобиля, Юрий говорит, уже и не подсчитать.
Деньги в поддержку украинских военных шлют со всего мира. Нас поддерживают в Канаде, США, Мексике, Европе: от Польши и Словакии до Франции и Великобритании. Переводили деньги из Монголии, Японии, Израиля, Австралии, Южно-Африканской Республики, Индии. Помогают средствами и россияне. «Почти всегда после перевода денег они пишут мне сообщение, что им стыдно за свою страну, поэтому они хотят поддержать нас», — говорит Юрий.
Он вспоминает один звонок: «Где-то в середине марта позвонила по телефону бабушка, сказала, что у нее нет денег и очень просила нитки. Я не мог понять, какие и зачем. Она мне объясняет: «Вы мне нитки организуйте, я буду вязать ребятам носки и рукавицы». Нитки мы не организовали, конечно, но это очень зацепило и растрогало».
Юрий считает, что украинская армия только рождается. А еще говорит, что активисты больше не дадут ее грабить так, как это делала власть 20 лет подряд. «Мы такую армию сделаем — куколка будет, а не армия. Мы ребятам такое оставим, чего они не видели 23 года. Они все специалистами хорошими будут, один лучше от другого», — с воодушевлением говорит Юрий.
«ВОЕННЫЕ БЫЛИ ПОЛЬЩЕНЫ, ЧТО ПОМОЩЬ ОТ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ, А НЕ ОТ ПОЛИТИКОВ»
Когда российские войска вошли в Крым, таксист из Бердичева Александр Ермошин ходил в военкомат. Там ему сказали, что в случае необходимости вызовут, но до сих пор не звонили. «Я решил не сидеть без дела, а помочь армии. На то время знал, чем занимается «Феникс» (Юрий Бирюков. — Авт.), связался с ним и подключился к работе».
Александр — координатор 26-й артиллерийской бригады, которая стоит на границе с Россией. Мужчина периодически доставляет туда разгрузочные жилеты, форму, средства гигиены, носки, камуфляжные футболки. «На что денег хватает, то и покупаем», — говорит активист.
Он вспоминает, как вначале военные недоверчиво смотрели на них, спрашивали, какую партию представляют, воспринимая помощь как агитацию. Когда познакомились лучше, и военные узнали, что все приобретено за деньги простых украинцев, были польщены.
Средства, рассказывает Александр, пересылают со всей Украины и из-за границы. Часто звонят по телефону жители Донетчины и Луганщины и просят, чтобы мужчина всем рассказывал, что они не хотят в Россию, просят, чтобы о них не забывали.
Александр собирает деньги, потом ищет нужный товар, договаривается о скидке, покупает, пакует и доставляет в часть. Прежде, чем помощь пойдет солдатам, ее проводят через бухгалтерию и ставят на баланс. «Сигареты или футболки мы отдаем просто так, а вот генераторы или другие дорогие вещи ставим на баланс. Ведь когда мы победим, нужно, чтобы солдаты и в дальнейшем ими пользовались», — объясняет активист. Перед людьми, которые пересылают деньги, Александр отчитывается: выкладывает в соцсети фото купленных вещей и чеки.
«Боевой дух у военных очень высокий, такой еще поискать нужно. Один солдат мне сказал: «У меня дома огород и кредит, я этого москаля загрызу, чтобы только быстрее домой вернуться за огородом ухаживать». Поэтому у России нет никаких шансов», — улыбается активист. И уже серьезнее добавляет: «Я считаю, что на Майдане была не революция, а война за независимость, и она продолжается сейчас на Востоке».
Мужчина радуется, что помогает солдатам. Смеется только, что жена угрожала выгнать из дома: «Она меня очень редко видит, в основном, когда сплю или ем. Наверное, таки выгонит. Но я потом вернусь».
«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ С СОЛДАТАМИ ПОКУПАЕМ «РАЗГРУЗКИ» ИЛИ БЕРЦЫ, ОНИ РАДУЮТСЯ, КАК ДЕТИ»
Еще полгода назад он был частным предпринимателем, потом стал активистом Автомайдана. Уже три месяца киевлянин Виталий Уманец помогает армии. «Когда в Крыму начали блокировать военные части, мы поехали туда, чтобы наладить снабжение необходимых вещей. Одна группа активистов позднее вернулась домой, вторая осталась, и их захватили «зеленые человечки». Мы освободили друзей, поняли, что ездить в Крым опасно, поэтому решили помогать военным на материковой Украине, особенно тем, кто стоит на границе», — рассказывает Виталий.
За это время через его руки прошли несколько сотен тысячи гривен. «Это мизерные средства, но они реально помогают. Чтобы более-менее поднять на ноги военную часть, нужны сотни тысяч. Я не знаю, куда девают миллиарды», — говорит парень.
По его словам, военные больше всего нуждаются в бронежилетах, касках, одежде. Они до сих пор были в форме старого образца, и только сейчас Министерство обороны сделало заказ на новую форму. Нужны солдатам и берцы, и разгрузочные жилеты, которые позволяют носить с собой много нужных вещей. «Когда мы это покупаем вместе с военными, они радуются, как дети. Говорят, что впервые за годы независимости им так помогают», — говорит Виталий.
«Когда солдатам привозишь вещи, они понимают, что не сами, а еще понимают, почему там стоят и ради кого жертвуют жизнью — ради людей, которые остались в тылу и поддерживают их. К армии приходит понимание, кого она защищает», — говорит активист.
В настоящее время вместе с друзьями и другими инициативными людьми Виталий покупает преимущественно тепловизоры. Это устройство «видит» тепло, которое излучает живое существо, и позволяет по нему узнать, когда кто-то двигается в сторону военных.
БОЙЦЫ БАТАЛЬОНА «ДОНБАСС» (НА ФОТО) — ХОРОШО ЭКИПИРОВАНЫ. ОНИ САМИ ОБЕСПЕЧИЛИ СЕБЯ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ. А ТЕМ ВОЕННЫМ И ДОБРОВОЛЬЦАМ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ, ПОМОГАЮТ НЕРАВНОДУШНЫЕ УКРАИНЦЫ И ДАЖЕ РОССИЯНЕ / ФОТО РЕЙТЕР
Вместе с «серьезными» вещами Виталий доставляет в части и то, что передают родственники солдат. А недавно его знакомый, учитель изобразительного искусства, принес несколько десятков рисунков своих учеников. Дети в возрасте от 4 до 8 лет рисуют на бумаге карандашами и красками украинские флаги, калину, военных, Майдан и «йолку». А еще пишут пожелания мира и добра. «Это, чтобы поднимать боевой дух, — говорит активист. — Хотя он и так высокий. Особенно сейчас, когда начали убивать наших ребят. Это уже не просто война за страну. Солдаты воюют за убитых, за того Сергея, с которым несколько дней назад ночевали в одной палатке или курили, а сегодня его уже хоронят».
Помощь армии, признается Виталий, превратилась для него в работу. «Я сделал каникулы по делам, потому что понял, что в какой-то момент мы можем в России проснуться. Конечно, я хочу зарабатывать деньги, плавать где-то на побережье, но это будет тогда, когда мы победим», — говорит парень.
«ОТ ДОМА ИХ ОТДЕЛЯЕТ ТОЛЬКО РАПОРТ, НО ОНИ ЕГО НЕ ПИШУТ»
«Когда-то у меня будут дети, и они спросят: «Пап, а что ты делал, когда была война?». Мне нужно будет что-то им ответить», — рассказывает столичный ІТ-специалист Виталий Дейнега.
Он написал на странице в соцсети, что готов потратить десять тысяч гривен на бронежилеты и помощь пострадавшим, призывал приобщаться. «Я думал, что таким образом соберу по друзьям тысяч 30. За первый день вместе с моими деньгами было около 17 тысяч гривен. Первая посылка с карематами и мультитулами — маленькими наборами инструментов, где есть нож, отвертка и многое другое, что позволяют в полевых условиях починить оружие — поехала буквально на следующий день на Арабатскую стрелку, откуда на материковую Украину периодически пытаются пробраться вооруженные «гости» из Крыма.
Парень сразу выложил фотографии того, что передал военным, и ему продолжили пересылать деньги. Чтобы собрать большую сумму, Виталий выбрал в телефоне список контактов, которые теоретически могут помочь. Вышло 98 людей. Парень звонил по телефону им и говорил, что они могут приобщиться к проекту деньгами или помочь в распространении информации, позвонить своим друзьям. Потом Виталий начал работать с бизнес-партнерами. «Я стараюсь обедать или пить кофе с людьми, приглашать их в гости. Спам в интернете может принести какие-то деньги, но личный контакт намного более эффективен», — делится тайнами сбора средств Виталий.
«Сергей, мой знакомый, дал 1500 гривен, потом подвозил меня и вспомнил, что у него племянник служит в 80-й бригаде. После этого Сергей дал мне еще почти 20 тысяч гривен на эту бригаду. Мы купили ребятам бронежилеты, приборы ночного видения, перчатки, фонари. А Сергей начал работать со своими контактами», — рассказывает Виталий.
Виталию ежедневно перечисляют около десяти тысяч гривен. «Четыре бронежилета в день — это неплохо», — улыбается парень. Он покупает защиту четвертой категории. Такие защищают от автомата Калашникова и от снайперской винтовки. «Некоторые ребята стоят в касках, рассчитанных на массовые акции. Такие выдержат мостовую, но не пулю. На блокпостах солдаты в «брониках» второй категории, которые защищают от пистолета и ножа. До сих пор в нормальных бронежилетах стояли только те, кому их купила мама или привезли такие, как мы. Только сейчас Минобороны наконец начало закупать средства защиты. Поэтому мы переключаемся на рации», — говорит Виталий.
Больше всего он запомнит, как возил посылку в Изюм Харьковской области. Его контролируют украинские военные. Виталий с водителем проехали город, и им сказали, что нужно еще немного проехать. «Это «немного» было где-то 150 километров, мы фактически объехали Славянск, и на границе города остановились. Мы проехали 6 украинских блокпостов, где нас проверяли. Если бы их контролировали сепаратисты, мы бы с киевскими номерами просто там остались. В конце было действительно страшно. Мы смотрим на карту и понимаем, что за следующим холмом уже Славянск. Я позвонил военным, и они сказали подождать 15 минут и не выходить из машины. За это время один автомобиль перекрыл дорогу, и подъехали два военных джипа с крупнокалиберными пулеметами. В каждой машине — приблизительно по 10 людей, без бронежилетов, но вооруженных автоматами. Джипы остановились, а дальше все, как в компьютерной игре. Оттуда с нереальной скоростью выскочили военные, каждый взял на мушку свой сектор, после этого один из них подошел к нам и забрал восемь бронежилетов и еду. Они прикрыли наш отъезд. Подготовка очень заметна, ведь эти ребята — миротворцы, большинство из них были в Ираке, Сьерра-Леоне и других горячих точках», — вспоминает Виталий.
На следующем из блокпостов он познакомился с добровольцами-правоохранителями из Львова. Они написали рапорт, что готовы ехать на Восток спасать страну. От дома их также отделяет один рапорт, но они его не пишут. И ни единой мысли о том, чтобы перейти на сторону России, как это сделали отдельные коллеги из Донецкой области и Луганской областей, нет. «Такой боевой дух — это то, что вселяет наибольший оптимизм», — говорит Виталий.
IТ-шнику помогает его девушка Вика. Она, по словам Виталия, — надежный тыл. Девушка распространяет информацию, помогает отчитываться относительно поступления и траты денег. Когда боевые действия закончатся, пара планирует организовать большую благотворительную вечеринку. Все собранные средства пойдут на помощь семьям пострадавших солдат из 95-й бригады.
КСТАТИ
Кировоградцы помогают разведчикам
Помочь своим землякам-военным взялись и кировоградцы. В частности, студент-магистрант Сергей Мороз решил «позаботиться» о бойцах 3-го Отдельного Полка Специального Назначения (ОПСН), то есть армейского спецназа разведки. Парень объясняет: «По многим причинам не могу бороться плечом к плечу с нашими побратимами против террористической угрозы в восточных регионах Украины. Но я решил для себя, почему бы мне не попробовать помочь из тыла? Поэтому присоединился к гражданской инициативе EuroArmyMaydan, одним из основателей которой является мой давний знакомый Иван Жеков (проживает в Киеве), которая переросла в Благотворительный Фонд «Поддержи армию Украины». Благодаря совместным усилиям этой гражданской инициативы было спасено много жизней, ведь было закуплено очень много бронежилетов, касок, приборов ночного видения и другого необходимого на фронте снаряжения».
У бойцов 3-го ОПСН, что, к сожалению, уже не удивительно, пока нет ни бронежилетов, ни кевларовых касок. «По меньшей мере, 25 бронежилетов минимум 4-го класса (цена одного в пределах 6500 грн) и минимум 25 касок кевларовых (М1,М2, немецких) (цена единицы в пределах 3500 грн)», — пишет о самых острых потребностях кировоградских военных Сергей Мороз.
Реквизиты волонтеров: Благотворительный фонд «Поддержи армию Украины»
ЕГРПОУ 39199337
р/с 26002052731795 (UAH)
ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК», МФО 300711
Назначение платежа: благотворительная помощь «Кировоград 3 ОПСН» или «Кировоград 79 Аэромобильная» — соответственно
Карточка Приватбанка: 4149 4377 1589 9173 на имя Гайдук Александр Леонидович