Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не забыть, но простить

18 октября, 2002 - 00:00

Вступив во второе десятилетие своего существования, Украинское государство, однако, никак не может избавиться от многих признаков советского наследия, что особенно ярко проявилось в процессе переосмысливания собственной истории. Конечно, мифологемы тоталитарной идеологии, которые создавались десятилетиями, не так просто сломать за несколько лет, но если у элиты есть политическая воля, а у общества — гражданское неравнодушие, избежать идеологической «ловушки прошлого» вполне возможно. К сожалению, приходится констатировать, что привычка изучать свою историю, оглядываясь в сторону Москвы, не искоренилась у нас и до сих пор. Эта неприятная тенденция имеет ряд совсем «свежих» доказательств: создание комиссии по согласованию с Россией учебников по истории, решение власти отметить юбилеи В. Щербицкого (2003 г.) и Переяславской рады (2004 г.). Сюда же можно отнести проблему последних лет: признание Украинской Повстанческой Армии воюющей стороной во Второй мировой войне (по последнему вопросу Россия постоянно выступает со своим несогласием). Впервые этот вопрос встал вскоре после провозглашения независимости Украины, но каждое новое правительство «отфутболивало» его преемнику, пока в конечном счете вице-премьер Владимир Семиноженко не заявил ( «День», №152 ), что осенью в парламент будет передан законопроект, который признает ветеранами войны тех воинов УПА, которые не совершили преступлений.

Возникает логический вопрос: что будет вложено в данном законопроекте в понятие «преступление»? Уничтожение врагов в бою? Если так, то советские ветераны войны являются преступниками?

Складывается впечатление, что должностные лица, которые готовили документ, сознательно или нет, сделали очередной шаг к конфронтации и расколу общества — как иначе объяснить этот поиск «врагов» спустя полвека?

Конечно, события 1944— 1950-х годов в Галичине не могут быть описаны одной краской — ни черной, ни белой. «Мясорубка» братоубийственной войны перемолола не только сотни тысяч судеб и жизней, но и, казалось, саму историческую правду о тех суровых временах. Однако один факт не оставлял сомнений даже советским историкам (и это, вероятно, дразнило их больше всего): украинские повстанцы открыто провозглашали своей целью создание Украинской Самостийной Соборной Державы.

Однако — «горе побежденным». УПА проиграла войну с СССР, а ее воинам пришлось дважды умирать. После ужасной физической смерти их ожидала смерть историческая. Советская идеологическая машина сделала УПА «бандой фашистских наемников», а повстанцев — «бешеными буржуазными националистами».

В одной из своих песен вояки УПА пели: «Чи вам відомо, хто то є повстанець?..» В независимой Украине, после открытия архивов КГБ, стало возможным честно ответить на этот вопрос. Но намного более весомым поступком власти стало бы решение о признании УПА воюющей стороной в войне 1944—1953 гг. Это нужно не только живым участникам повстанческого движения (сколько их осталось — несколько тысяч, несколько сотен?..), но и тем сотням тысяч, которые погибли в боях с НКВД-МГБ, погибли в концлагерях, умерли уже в годы независимости Украины. Той Украины, за которую они отдавали свою молодость, здоровье и жизнь, и которая теперь все еще размышляет, принять ли эту жертву.

Опыт Испании, которая тоже пережила братоубийственную гражданскую войну (одинаковое чествование как победителей — франкистов, так и побежденных — республиканцев) является образцом великой идеи Примирения Общества. Украина имеет в своей истории так много трагических страниц и так мало примеров компромисса. Нам следует забыть историческую ненависть, введя вместо этого главный принцип Примирения: «Не забыть, но простить».

Сергей БОВКУН, Житомир
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ