Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Недетская» экономия

Читатели опасаются библиотечных новаций
25 марта, 2003 - 00:00

Статья «Дня» «Общие библиотеки»: за и против» (27 марта 2003 г.) вызвала вал писем, в которых наши читатели выступили против объединения детских и взрослых библиотек. Напомним, что идея подобного объединения с целью экономии средств была озвучена на коллегии Министерства культуры и искусства Украины вице-премьер-министром по гуманитарным вопросам Дмитрием Табачником. Среди редакционной почты не нашлось ни одного письма, в котором бы это предложение нашло одобрение. Написали нам библиотекари, учителя, воспитатели, просто посетители библиотек, как, например, семья Григорьевых и Бершовых из Донецка, три поколения которой ходили в областную Библиотеку для детей имени Кирова и привыкли к тому, что походы туда — это неотъемлемая часть жизни каждого члена семьи. Статью обсуждали на собраниях коллективов библиотек, школ, интернатов. Письма сопровождаются длинными столбиками подписей. «Детская аудитория, да и читатели-педагоги многое потеряют от такого нововведения». «Наша школа тесно сотрудничает с детской библиотекой». «Удел детей — подворотня, а не бесплатные дворцы, спортивные залы и детские библиотеки?» «Возможно, содержать столько библиотек с точки зрения экономики невыгодно, но не следует экономить на детях». «Мы считаем это бессмысленным». «Просим не лишать наших детей единственного бесплатного центра познания и досуга», — пишут наши читатели. Можно предположить, что вице-премьер-министр руководствовался самыми лучшими намерениями, предлагая создать «общие» библиотеки, ведь любая экономия могла хоть чуть-чуть помочь нашей гуманитарной сфере, на которой не успевают ставить заплаты. Но, по-видимому, где-то — сознательно или нет — было упущено, что это было бы не механическое слияние двух помещений в одно, а разрушение целой инфраструктуры, восстановить которую в случае утраты будет необычайно тяжело. Тем более, что эта инфраструктура пережила более тяжелые в финансовом отношении перестроечные времена. И об этом — в письмах наших читателей.

Светлые залы детских библиотек очень отличаются от взрослых. Тут книги повернуты «лицом» к читателю в самом прямом смысле этого слова. Каждый из нас был посетителем этих библиотек и помнит удовольствие от копания часами на стеллажах в поисках «своей» книги. Так мы узнавали себя и познавали окружающий мир. И, возможно, благодаря этим библиотекам в стране не перевелись читающие и, не побоюсь этого слова, думающие люди. Мы должны быть благодарны тоталитарной системе за то, что у нас это есть. Тогда считалось, что таким образом воспитывается новый советский человек, а оказалось, что этот человек был просто новый. Поэтому вопрос сохранения библиотек для детей — это вопрос мировоззренческого плана. Будут ли украинцы думающей нацией или Украине нужны лишь бездумные исполнители? Ответ, который иногда дают на него наши чиновники своими инициативами, настораживает.

Сегодня «День» предоставляет слово экспертам и благодарит всех, кто откликнулся на нашу публикацию. Свое мнение по этому вопросу вы можете направить по адресу: 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2л, тел./ф. 414-44-26, e-mail: [email protected].

Не страшно продешевить?

Надеюсь, нас много — тех, кто выступает в защиту детских библиотек Украины, которые я считаю нашей национальной ценностью. Если в большинстве зарубежных стран нет отдельных детских библиотек, а только отделения, это не означает, что Украина должна отказаться от сети специализированных детских заведений, которые имеют право на существование (ст. 6 Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле» и ст. 20 Закона Украины «Об охране детства»). «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они благодаря правильному воспитанию стали хорошими, это в наших силах», — это изречение Плутарха не перестает быть актуальным. Детские библиотеки как один из типов внешкольных учебных заведений (согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 6 мая 2001 года № 433) предоставляют практическую помощь школьникам в усвоении ими знаний по основам наук, содействуют развитию читательских интересов, воспитанию культуры чтения, любви к книге, ведут культурно-просветительную и воспитательную работу. В отличие от библиотек для взрослых, которые в основном выполняют информационную функцию, специализированные детские библиотеки в ходе просветительно-воспитательной деятельности имеют возможность индивидуального подхода к каждому читателю.

Большинство пользователей детских библиотек — из малообеспеченных семей. Пока родители заняты поисками возможности заработать деньги, дети принадлежат сами себе, организовывают досуг по собственному желанию. А в детскую библиотеку они идут потому, что попадают в свой мир — где уютно и есть множество интересных, ярких книг и журналов, вокруг ровесники и благожелательные библиотекари. Эти библиотекари не посылают сразу к каталогам, а подводят к стеллажам, где издания стоят лицом к ребенку, а не безликой стороной. В читальных залах для младших школьников, как правило, шумно, но это — рабочий шум, характерный для этого возраста, потому что надо пообщаться, обсудить интересную информацию, смешной рисунок. Залы, где работают старшие школьники, в тишине: здесь пишутся сообщения, рефераты, работы на конкурсы. А если свести их в одно?.. А еще прибавить взрослых?

Я полностью согласна с поэтом, который сказал: «Окружите ребенка сказкой, не делайте его взрослым преждевременно». А где же это делать лучше всего, если не в детской библиотеке? И если в Украине выходит Закон «Об охране детства» (2001 год), Указ Президента «О мерах относительно поощрения рождаемости в Украине» (2002 год) и дети и детство в нашем государстве не на словах, а на деле — приоритет, то как может идти речь об объединении с другими библиотеками такого самобытного, специализированного и очень необходимого в наше время заведения, как детская библиотека?

Почему должны исчезать специализированные детские заведения, когда в то же время существуют специализированные заведения для геев, лесбиянок? Что, намного дешевле и меньше проблем? А не страшно ли продешевить?.. И я искренне верю в то, что еще не перевелись в руководящих креслах умные люди, детство которых прошло с книгой в руках, и понимающие всю важность заданий, возложенных на детские библиотеки, и которые обеспечат им достойное существование и развитие. Ведь это альтернатива детскому попрошайничеству, проституции, наркомании. Будущее нации, Украины в целом требует признания преимуществ и приоритета образовательно-воспитательных аспектов в жизни ребенка.

Лариса ЛИСОВА, директор Ровенской государственной областной библиотеки для детей

И литературовед, и психолог, и актер

На наш взгляд, недальновидно разрушать налаженную стройную систему, обеспечивающую качественное развитие детского чтения. Если основным аргументом объединения является экономия, то при этом забывается, что утрачено будет значительно больше. В первую очередь, от неминуемого сокращения штатов пострадают профессиональные кадры, ведь детский библиотекарь — это и знаток детской литературы и психологии, и воспитатель, и педагог, и актер-любитель, который формирует мировоззрение и воспитывает культуру чтения, пробуждает любовь и уважение к книге.

Не избежать непрофессионального комплектования фондов детских библиотек. Существующая система изучения библиотечных фондов, запросов и интересов читателей-детей также будет под угрозой и приведет к потере уникальных фондов детской литературы.

Областная библиотека для детей является методическим центром для всех библиотек области, которые обслуживают детей. Потеря ее как самостоятельной единицы приведет к разрушению системы повышения квалификации библиотечных кадров области.

С 1998 года наша библиотека имеет стабильный штат — 49 штатных единиц. За период 1991—2002 гг. штат библиотеки уменьшился на 10 штатных единиц, именно библиотечных работников. При этом возросло количество читателей, увеличилась нагрузка на одного библиотечного работника, составляющая на сегодняшний день 1093 читателя. Мы проводим как индивидуальную работу, так и интересные массовые мероприятия, рассчитанные на активное участие детей (блиц-турниры читателей, литературные КВН, встречи с писателями, кружки и студии творчески одаренных детей). К тому же, наша библиотека проводит областные викторины, конкурсы, праздники, которые положительно влияют на активизацию чтения детей в области. Результатом такого сотрудничества стало издание двух выпусков сборника произведений творчески одаренных детей Днепропетровщини «Ластів’ята». Детская библиотека — особая библиотека, детский библиотекарь — особый специалист, потому что он причастен к светлому Храму Детства. И хочется верить, что никакие экономические расчеты сегодняшнего дня не повлияют на неповторимую атмосферу этого Храма.

По поручению коллектива Днепропетровской областной библиотеки для детей.

Н. РЕЗНИЧЕНКО, председатель профсоюзной организации

Oбъединить библиотеки. Детские и юношеские

На общем собрании коллектива мы ознакомились со статьей «Общие библиотеки: за и против». И хотели бы высказать свое мнение по этому случаю. Считаем, что объединение библиотек в одну приведет к потере детского читателя, обернётся катастрофой духовного развития и саморазвития детей. В такой библиотеке обслуживание детей отойдет на задний план, снизится качество обслуживания.

Сегодня детская библиотека — это полноценный, гибкий, многофункциональный центр по проблемам детства, который решает комплекс вопросов социализации и воспитания детей. Юный читатель — это особая категория пользователей библиотеки, которой необходим особый подход в работе.

Давайте проанализируем состав системы детских библиотек в Украине. Сегодня это всего 1238 библиотек, которые размещены главным образом в городах, а также детские библиотеки в райцентрах. Эти библиотеки являются методическими центрами для сельских библиотек и обслуживают детей и юношество в городах. Реальнее было бы объединить детские библиотеки с юношескими или с юношескими отделами, как это было когда-то. Эти категории детей близки по методам работы с ними и возрастными особенностями. Часто юноши и девушки 10—11-х классов являются еще и читателями детских библиотек. Такое объединение принесло бы только пользу. Объединять же взрослые и детские библиотеки невозможно.

Сегодня детская библиотека — это не только книгохранилище детских книг и выдача их читателям. Сегодня библиотеки работают над ответственными вопросами, в частности: рациональное обслуживание детей, которые нуждаются в социальной защите (создание банка данных о детях-инвалидах, детях-сиротах), работа с одаренными детьми и создание целой системы «Обдарованість», популяризация среди читателей различных возрастных групп здорового образа жизни, работа при библиотеках творческо-аматорских объединений, кружков; информационное обеспечение руководителей детского чтения и многое другое. Так стоит ли забирать у наших детей возможность учиться, общаться, познавать в среде своих ровесников. И как будут они себя чувствовать среди взрослых? Стоит ли терять то, что наработано годами, ради экономии мизерных средств, которые расходуются на детские библиотеки?

Л. ЕРМОЛИНА, заведующая районной библиотекой для детей, Верхнеднепровск, Днепропетровская область

Нонсенс



Павел МОВЧАН,первый заместитель председателя комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины:

— Предложение объединения детских библиотек и библиотек для взрослых поступило от вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам Дмитрия Табачника. В Верховной Раде знают о нем. По- моему, народные депутаты не согласятся с ним, потому что это — нонсенс. Но эта информация, насколько мне известно, уже разошлась по всей Украине. Я знаю, что такое предложение поступило и в Киевский горсовет. Там его рассмотрели на сессии, и оно было отвергнуто как неприемлемое.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ