Сегодня в 20 тыс. 700 школах страны начинается новый учебный год. Всего за парты сядет 5,4 миллиона украинцев, среди которых 400 тысяч — впервые. Как планируется, в день знаний все члены правительства посетят школы и поздравят учеников и учителей с началом нового учебного года. Для педагогов 1 сентября в этом году — двойной праздник. С сегодняшнего дня, согласно решению Кабмина, зарплата работников образования будет повышена в среднем на 15%.
Впрочем, некоторые школы в Украине, возможно, открывают свои двери в последний раз. Причина — недобор. Как решают эти проблемы в Житомирской области? Что сделать, дабы ребенок полюбил школу? Об этом — в материалах нашего журналиста и эксперта.
Гнедая лошадка, размерено стуча копытами, тянула по сельской дороге телегу... «Что-что, а школа у нас в Колодиевке хорошая, — завел разговор возница. — Новая, двухэтажная, учатся дети с 1-го по 11 класс. Но вот беда, всего 68 учеников, и, может, через год- два их станет еще меньше. Потому что в селе примерно 160 дворов — пенсионеров много, а школьников мало. Учителей 18 да еще кочегар, уборщица и повар. В этом году школу не закрыли — но что будет дальше, не знаем».
Школа (в Красноармейском районе на Житомирщине) действительно красивая — обновленный фасад, во дворе свежевыкрашенные спортивные снаряды. Но демографический фактор неумолим — как известно, последние 5— 10 лет статистика фиксирует существенное сокращение населения Украины, и прежде всего на селе. На Житомирщине, в частности, в Колодиевке 1—2 новорожденных в год — это уже праздник. Не удивительно, что в таких условиях вопрос комплектования и содержания сельских школ обострился. Хотя, по свидетельствам ветеранов образования, эта проблема возникла еще в советские времена, где-то на стыке 70-х и 80-х годов прошлого века. О необходимости сокращения сети сельских школ новые руководители Житомирской области, назначенные после оранжевой революции, заявили через несколько месяцев после прихода к власти.
По словам заместителя губернатора Житомирщины Ирины Синявской, по состоянию на лето этого года образовательная отрасль области насчитывала в общем 918 общеобразовательных учебных заведений, из них 902 — школы. В них должны учиться свыше 178 тысяч учеников или на 6 тысяч учеников меньше чем в прошлом году. Норматив финансирования — 1536 грн. 76 коп. на одного ученика в год. Учитывая значительные площади, малонаселенность большинства районов и как следствие большую разветвленность сети, даже при применении коэффициентов повышения бюджетного обеспечения содержать сельские школы становится чем дальше, тем тяжелее. Со слов И. Синявской, в области в 34 школах в среднем по 24 ученика (фактически один нормальный класс), кроме этого, 245 школ (27%) относятся к малокомплектным и учится в них менее 50 детей (обучение одного ребенка в таких школах обходится бюджету почти вдвое дороже предусмотренного нормативом). Функционировали также начальные школы (I степени), где учились по 2— 4 ученика. Качество обучения в школах, где меньше 50 детей, убеждена она, по большей части существенно ниже чем в больших школах, поскольку в «малокомплектках», утверждает госпожа вице-губернатор, часто значительно слабее учебно-методическая база. Учителя, как правило, подвержены неоправданному упрощению учебного процесса, не проводят внеклассную работу, что в итоге вызывает низкий уровень знаний и как следствие, обуславливает значительно низкую конкурентоспособность в обществе их выпускников. Чтобы средств было достаточно, нужно закрыть 100 школ, но планировалось это сделать в отношении 36 школ, где меньше 50 учеников, и сэкономить таким образом 3,5 млн. грн. У школ, куда собирались переводить учеников, по словам И. Синявской, значительно лучше материальная и методическая базы для обучения. Однако эти планы столкнулись с сопротивлением со стороны сельских общин, за которыми, в соответствии с Законом «Об образовании», решающее слово в вопросах открытия или закрытия учебных заведений в том или ином населенном пункте. На момент разговора согласие на ликвидацию школ дали только 14 общин. И. Синявская считает, что «отказников» при этом не очень волновало качество образования их детей.
Среди школ, которые, согласно информации управления образования и науки облгосадминистрации, общины отстояли, Романовская общеобразовательная школа I—II степеней (проще 9 летка), что в Брусиловском районе. Вэтом селе — 350 жителей. В школе, по словам ее директора Сергея Ткача, — 30 учеников, в 1-м, 2-м, 3-м классах нет ни одного, в других классах — от одного до девяти школьников. В новом учебном году первоклассников нет. Работают вместе с директором девять педагогов (один пенсионер) плюс кочегар, охранник, уборщица. Сам директор работает в образовании уже больше 25-ти лет. Проходим с ним по классам и кабинетам: одно помещение — это бывшее имение, построенное в 1914 году, второе — бывшее админздание бывшего местного колхоза. Классные комнаты, мастерская светлые и по большей части просторные, стены и потолки чисто побелены, заметно, что полы красили совсем недавно. Компьютерного класса нет. Бюджет школы — около 70 тыс. грн., из которых 40 тыс. грн. приходится на заработную плату педагогов и персонала, а 30 тыс. грн. на коммунальные, хозяйственные и другие расходы. Лучшие ученики школы часто становились победителями районных предметных олимпиад и других соревнований, опережая воспитанников полнокомплектных школ I— III степеней. Часть выпускников в последние годы, и в этом, стали студентами колледжей, институтов, университетов, в том числе столичных. С. Ткач признает, что сохранить местную школу как 9 летнюю будет тяжело, носчитает, что ввиду того, что в селе есть около 30 семей, которые не против рожать детей, в виде школы I степени в будущем у нее есть перспективы.
В то же время родителей беспокоит проблема подвоза детей в укрупненные школы. Начальник отдела образования Малинской райгосадминистрации Виталий Коробейник в разговоре с «Днем» отметил, что в данное время в каждом районе эту проблему решают по собственному усмотрению, а нужен обобщенный подход. В частности, при создании парков школьных автобусов возникают вопросы: кто из медработников будет контролировать здоровье водителей перед выездом, кто возьмет на себя функции механика, который будет проверять техническое состояние машин и тому подобное. Эту проблему признает и И. Синявска. С ее слов, в области в этом году разными способами приобрели шесть школьных автобусов и требуется еще 14 единиц такой техники. Однако твердых гарантий от Министерства науки и образования относительно помощи в обеспечении автобусами область не получила. В то же время глава облгосадминистрации Павел Жебровский публично обещал: если не будет решен вопрос подвоза детей из закрывающихся малокомплектных школ в другие школы, ликвидировать их не будут.
То есть очевидно — успех областной власти и подчиненных ей структур относительно реализации планов сокращения сети сельских школ (официально это называется «оптимизация») будет зависеть как от умения четко организовать решение вопросов, возникающих при этом, так и способности убеждать местные общины. В то же время есть данные, что особенно несговорчивых будут обходить через принятие решений районными советами, которые собственно выделяют средства на содержание школ. И здесь возникнет вопрос, насколько это корректно с точки зрения закона? Однако наиболее сложным видится именно психологический фактор, за которым, кроме прочего, часто кроются чисто бытовые мотивы (например, необходимость ухаживать за огородом и скотом, как детям, так и сельским педагогам, вследствие чего им не хочется отрываться от своих домов).
Мнение ученых относительно названных процессов также неоднозначно. Доцент кафедры социальной педагогики Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, кандидат педагогических наук Наталья Сейко считает, что с экономической точки зрения, сокращение сети сельских школ, возможно, оправдано. Старшеклассников из малокомплектных школ, по ее мнению, следует переводить в большие школы, чтобы они попадали в более разнообразную социокультурную среду. Однако для младших школьников более оптимальным является обучение в менее наполненных классах и поближе к родителям. Т.е. в данном случае ее взгляды совпадают с предложениями педагогов, которые видят определенную перспективу за сохранением в селах, где будут дети школ I степени.