Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Некоторые мифы о социализме

Недавно в Киеве, в Центре развития общества, возглавляемом директором Игорем Харченко, состоялась однодневная конференция под названием «Украинский цивилизационный проект: проблемы и перспективы»
17 января, 2012 - 20:17

С организационной стороны конференция была устроена вполне удовлетворительно: до перерыва были заслушаны четыре получасовых доклада, было отведено достаточно времени на вопросы и ответы, кроме доклада Богдана Гаврилишина «Образ будущей Украины», поскольку его автор сразу после донесения своей информации отбыл. Во второй половине дня состоялось обсуждение всех докладов, при этом председательствующий Игорь Харченко старался предоставить слово каждому желающему, в результате чего собравшиеся могли выразить довольно широкий спектр мнений, связанных с темой. Я был третьим докладчиком, моя тема касалась роли культуры и затрагивала вопросы, рассмотренные в моей книге «Синергетическая концепция культуры» (2009). Однако я не мог не отреагировать на некоторые утверждения предыдущего докладчика, Богдана Гаврилишина, которые считаю неправильными. В этой заметке хочу остановиться на них более подробно.

Первый тезис, вызывающий возражение, — об определенном порядке, якобы присущем сталинскому режиму: наличии конституции и гарантий прав личности, например, пенсионного обеспечения. В связи с этим я подал следующие данные.

1. На протяжении правления Сталина более половины1 населения СССР было на положении колхозных крепостных, которые были ограничены в передвижении: их паспорта либо вообще отсутствовали, либо сохранялись в сейфах председателей колхозов, а плата за трудодень была, как правило, символичной (граммы зерна); приусадебные участки были обложены тяжелыми налогами. Голодоморы 1932—1933 гг. и 1947—1948 гг. унесли жизни около 10 млн человек (см. «Черную книгу коммунизма»).

2. По состоянию на 1953 г. (год смерти Сталина) в СССР насчитывалось 2 млн 527 тыс. узников ГУЛАГа. Всего же за время его правления в СССР было по приблизительным, явно неполным оценкам, убито режимом 20 млн человек. Остальное население разделялось на членов партии, которые пользовались определенными льготами (например, вторая зарплата в конвертах). Те же из них, которые принадлежали к партийно-советской элите, получали доступ к закрытым распределителям, где были такие товары и продукты, сами названия которых беспартийные уже и забыли. Отметим, что количество членов партии составляло около 18 млн человек. Чтобы дать представление о льготах для партийных, приведу пример. Однажды мне пришлось посетить в составе делегации, где я был единственным беспартийным, закрытую столовую. За обед мы заплатили по 33 копейки. На следующий день я съел в обычной столовой приблизительно такой же обед, но уже за 3 рубля 30 копеек. Вот такая была социальная справедливость при Сталине, да и позднее в СССР. Впрочем, в полном объеме привилегии доставались даже не всем коммунистам.

Построенная Сталиным система очень тяжело поддавалась лечению, хоть Маленков сразу после смерти Сталина существенно облегчил налогообложение колхозников, а Хрущев прилагал судорожные усилия в выращивании кукурузы. Интересный факт был обнародован в 1970-е годы в Харькове на выставке достижений американского фермерства (из-за чего ее пришлось быстренько закрыть). Оказалось, что американский фермер кормит, кроме себя, еще 75 человек, а советский колхозник, кроме себя — еще три человека. Таким образом, плодами сталинского «порядка» пользовалась небольшая прослойка партийного меньшинства. Остальное население либо уничтожалось, либо было лишено элементарных средств к существованию.

При позднем Брежневе знакомый коммунист доверительно сказал мне: «Скоро СССР развалится». — «Почему?» — «Потому что уже начались перебои в спецраспределителях».

Мне трудно представить, что эти факты не стали известны пану Гаврилишину. Вызывает удивление также его утверждение о чрезвычайных достижениях так называемого шведского социализма. Они действительно поразительны, но причины их вполне понятны. Распространенное объяснение основано на элементарной путанице понятий «социалистический» и «социальный».

Социализм как экономическая формация основан на уничтожении частной собственности на средства производства. Его безуспешно пытались построить в СССР, при этом жестоко экспроприировали и уничтожали бывших владельцев. Что же касается экономики Швеции, то она основывается на праве частной собственности на средства производства. Особенностью Швеции является глубоко продуманная и последовательно реализованная система социальных гарантий для всего населения. Эта система была создана благодаря усилиям социал-демократии европейского образца, представителей которой руководители СССР жестоко ненавидели как ренегатов. Все это хорошо известно, а соответствующую информацию относительно Швеции сейчас можно получить за считанные минуты из Интернета.

Поэтому в качестве шутки я привел такое предложение: всем известно, что есть социальные насекомые, но слава Богу нет социалистических насекомых.

В концепции докладчика Бебешко считаю непродуманным тезис о том, что идеалом общества является ничем не ограниченное право каждого индивида на реализацию всех своих желаний. Но азбучная истина заключается в том, что такое право должно быть ограничено, если действия индивида причиняют вред другим. Из этого и следует нетривиальная проблема правовой регуляции поведения членов любого человеческого общества. Сама же проблема построения Украины как государства, где воплощен принцип верховенства права, особенно острая в нынешних условиях. Без ее практической реализации любые «цивилизационные» проекты будут обречены на провал.

Таковы мои критические замечания относительно некоторых мнений, высказанных на вышеназванной конференции. Сам же факт свободного обсуждения актуальных проблем украинского государствообразования — явление позитивное, а инициатива пана И. Харченко заслуживает поддержки.

1 Даже в год смерти Сталина (1953) количество сельского населения составляло 107,50 млн человек против 81,14 млн городского. Их количество сравнялось в 1961 г. Таким образом, большая часть населения была лишена элементарных свобод.

Анатолий СВИДЗИНСКИЙ, общественный деятель, культуролог, профессор Волынского национального университета имени Леси Украинки, доктор физико-математических наук, заслуженный работник науки и техники Украины

Анатолий СВИДЗИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ