Координатор избирательных программ Гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская отмечает, что особенностью нынешней предвыборной кампании стали благотворительные организации — политики массово основывают благотворительные проекты и раздают вещи и деньги в поддержку определенных групп людей, учебных или культурных заведений. Впрочем, продолжительность жизни таким организациям пророчат очень короткую.
В «Опоре» объясняют: поскольку мажоритарные политики не всегда могут получить поддержку политической партии и выступить под ее флагом, то часто ищут другие пути получения поддержки электората. Одно из самых простых решений — основать собственный региональный благотворительный фонд, ведь благотворительность вызывает уважение в обществе. Как результат, отчеты о благотворительной работе кандидата могут более положительно повлиять на электорат, чем агитационная работа партии.
«Украинцы занимаются благотворительностью так же, как люди на Западе. Однако у нас это не считается чем-то особенным, поэтому люди даже не осознают, что они — благотворители», — рассказывает координатор информационных проектов Украинского форума благотворителей Леся ЯРОШЕНКО. Впрочем, объясняет эксперт, в последнее время в Украине развивается именно политическая благотворительность, а не общественная. Решить проблему могло бы своеобразное поощрение от государства в виде субсидий или налоговых льгот. Однако они до сих пор законодательно не закреплены. Более того, из нового Закона «О благотворительных организациях», который находится на рассмотрении у Президента Украины Виктора Януковича, были изъяты пункты об освобождении от НДС товаров и услуг, предоставленных в качестве благотворительных. Также в документ не включен пункт о налоговых льготах для тех, кто занимается благотворительностью.
Несмотря на это, Леся Ярошенко надеется, что новый закон все же поможет людям активнее заниматься благотворительностью. Ведь по новым условиям работа организаций, которые занимаются благотворительностью, станет максимально прозрачной. В законе идет речь о том, что информация о структуре организации, размер доходов и затраты не могут считаться коммерческой тайной, а поэтому каждый желающий должен иметь к ней доступ.
«Прозрачность очень важна для того, чтобы люди могли контролировать и доверять благотворительным организациям. Ведь в Украине, как и в странах Западной Европы и США — большинство доноров — это рядовые граждане, которые отдают небольшие суммы, но благодаря своей массовости делают колоссальные дела», — объясняет эксперт.
Общественная активность и помощь другим «за просто так» на Западе уже стали модными — это учитывается при поступлении в университет или при приеме на работу. Те, кто занимается благотворительностью долгое время, рассказывают, что это не только помощь другим, а возможность духовно сблизиться с людьми. Примеры гражданской активности и того, как один человек может что-то изменить, успешно демонстрируют основатели небольших благотворительных проектов на Западе.
«Главное — не бояться начать что-то делать. Если есть что-то, что вас тревожит, и вы чувствуете, что можете повлиять на ситуацию — делайте что-то, знакомьтесь с людьми, рассказывайте о том, что вас волнует, — и вы сами удивитесь, как много людей захочет вам помогать просто так», — рассказывает Арун Сторрс, американка, основательница проекта помощи детям-сиротам из Непала «Кумари Проект».
Арун саму удочерили, когда ей было семь недель. Когда она впервые пришла в детский дом, из которого ее забрали, решила помочь детям, которым повезло меньше, чем ей. Сегодня она живет со своей семьей в США, но занимается сбором средств на еду и образование сиротам, а также поиском волонтеров, которые готовы поехать в Непал и отдать свое время и умение детям из детдома.
«Много зависит от связей, но не все. Я встречаю людей и рассказываю им о нашем проекте. Если их это трогает, то они спрашивают, чем и как могут помочь», — рассказывает Сторрс. Для примера, через несколько дней двое ее друзей вернутся из 30-дневного путешествия по пустыне, где они рассказывали о себе и благотворительном проекте Кумари, пытаются таким образом собрать деньги на еду детям.
«Книги, еда, даже желание научить детей языку или помочь нам здесь, в США, с логистическими вопросами — все это неоценимая помощь. Люди в действительности намного больше стремятся помогать другим, чем это может казаться с первого взгляда», — подытоживает Сторрс.
По результатам исследования, проведенного Украинским форумом благотворителей, в Украине люди больше всего готовы поддерживать деньгами или собственной бесплатной работой проекты в сфере образования, экологии и спорта, детские программы, а менее всего готовы жертвовать что-то в защиту прав человека и демократических ценностей.