Полномасштабное военное вторжение, которое 24 февраля 2022 г. совершила россия в Украину, а также тотальное нарушение агрессором международного гуманитарного права и правил ведения войны повлекли за собой массовые жертвы среди мирного населения и масштабное разрушение гражданской инфраструктуры. Это заставило миллионы людей покинуть свои дома в поисках безопасности, защиты и помощи. По словам Верховного комиссара ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, в Украине происходит самый быстрый миграционный кризис со времен Второй мировой войны. Только за полтора месяца полномасштабной войны страну покинуло более 10% ее жителей.
СКОЛЬКО УЕХАЛО И КУДА
Количество вынужденно перемещенных лиц в конце апреля 2022 г. составило более 12 млн. человек, из которых за пределами Украины – 5 млн. Подавляющее большинство тех, кто вынужден был покинуть нашу страну – женщины и дети (90%).
Основными реципиентами беженцев из Украины в большинстве своем стали страны, с которыми она граничит. В первые дни войны эти страны значительно упростили процедуру пересечения границы. Больше всего наших граждан (2,9 млн.) приняла Польша, что составляет около 60% всех беженцев. Значительно меньше выехало в Румынию (774 тыс.) и другие страны-соседи.
Количество лиц, прибывших из Украины с начала войны в соседние страны (на 22.04.2022 г.):
- Республика Польша – 2 884 764
- Румыния – 774 094
- Российская Федерация – 578 255
- Венгрия – 485 618
- Республика Молдова – 431 468
- Словацкая Республика – 352 286
- Республика Беларусь – 23 900
Среди других стран больше всего беженцев из Украины зарегистрировано в Германии (366,3 тыс.), Чехии (304 тыс.), Болгарии (185 тыс.) и Италии (100 тыс.).
Особую обеспокоенность вызывают те, кто вынужденно попал на территорию россии, ведь неизвестно даже точное их количество. По официальным данным, в российской федерации (РФ) находятся 578 тыс. беженцев из Украины. Однако, по словам уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Людмилы Денисовой, это количество значительно больше, что составляет более 700 тыс. Ведь известно, что еще 21–23 февраля с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей было вывезено в Россию 113 тыс. человек. Более того, уже во время войны жителей городов и сел, которые оказывались под оккупацией врага, тоже принудительно вывозили в РФ. Пока их количество установить невозможно. По оценкам украинских властей, только из Мариуполя и его окрестностей вывезено до 40 тыс. человек. Поступает информация, что наши граждане некоторое время вынужденно находятся в специальных фильтрационных лагерях, а затем попадают в отдаленные депрессивные регионы России.
ЧТО ЖДЕТ НАШИХ ГРАЖДАН ЗА ГРАНИЦЕЙ
Польша, принявшая наибольшее количество граждан из Украины, предприняла ряд мер, чтобы сделать их перемещение и пребывание в своем государстве комфортным. В частности, для украинцев максимально упростили правила въезда в страну (границу можно было пересечь даже по внутреннему паспорту) и ввели бесплатный проезд на все виды общественного транспорта. Для этого не нужно обращаться в кассы или специальные центры помощи, а достаточно лишь предъявить паспорт Украины непосредственно в транспорте. Следует заметить, что постепенно почти половина стран ЕС начала вводить бесплатный проезд для беженцев из Украины (Словакия, Австрия, Румыния, Германия, Венгрия и др.). Другие страны обеспечивают бесплатный проезд для украинцев на отдельных видах транспорта (напр. только на железной дороге), определенных перевозчиков или в пределах определенных крупных городов.
Вынужденно перемещенным лицам, получившим временную защиту в Польше, присваивается идентификационный номер PESEL, предоставляющий доступ к медицинскому обслуживанию, рынку труда и образованию, а также предусматривает единовременную выплату в размере 300 злотых (приблизительно 2100 грн.) на взрослого и 500 (3500 грн.) – на ребенка. Дополнительную единовременную финансовую помощь (700 злотых) украинцы могут получить в рамках программы ООН. Кроме того, в Польше действуют социальные выплаты в рамках различных программ помощи семьям с детьми, в частности, помощь для покупки школьных принадлежностей, а также софинансирование платы за пребывание ребенка в яслях, детском клубе или опекуна. То есть даже матери с маленькими детьми могут трудоустроиться. Дети из Украины получают возможность бесплатно учиться в государственных школах, даже не зная язык (школа организует для них дополнительные уроки по изучению языка), а студенты – продолжить обучение. Несмотря на то, что в Польше развернулась широкая сеть волонтерской помощи украинцам, поляки получают дополнительное поощрение от своего правительства. Так, лица или организации, которые предоставляют жилье и питание украинцам, получают 1200 злотых в месяц (8500 грн.), но только в течение 60 дней.
Второй страной по количеству принятых вынужденно перемещенных из Украины лиц стала Румыния. Искатели убежища в Румынии имеют возможность бесплатного проживания и питания в одном из шести региональных центров, управляемых Генеральной иммиграционной инспекцией. Украинцы, как и другие иностранцы, получают право работать на тех же условиях, что и граждане Румынии, через три месяца с момента подачи заявления о временной защите. Правительство страны вместе с гражданским обществом разработали платформу Dopomoha, которая облегчает процедуру получения убежища, поиска жилья и работы. Граждане Украины, въехавшие на территорию Румынии по биометрическому паспорту, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и осмотр в течение 90 дней.
Среди стран, не граничащих с Украиной, больше всего ее жителей (с начала полномасштабной войны) приняла Германия. Попасть сюда украинцы могут бесплатно из Польши, а также из Венгрии, Австрии и Чехии. В некоторых районах Германии процедура оформления временной защиты для граждан Украины максимально упрощена (достаточно отправить отсканированный паспорт и заполненную анкету по электронной почте в ведомство по делам иностранцев). Временная защита предусматривает ограниченный список медицинских услуг. Полноценное медицинское страхование имеют трудоустроенные беженцы, а для этого украинцам необходимо оформить специальное разрешение. Если человек не проживает в специальном общежитии, предоставленном социальными службами, и не получает вещевую помощь (одежду, продукты, мебель), то он имеет право на финансовую поддержку от государства в размере 367 евро в месяц на взрослого человека. Размер пособия на детей зависит от их возраста (до 6 лет – 249 евро, от 6 до 17 лет – 326 евро, взрослые в возрасте до 25 лет, проживающие с родителями – 294 евро). Для украинцев организуют бесплатные курсы изучения немецкого языка, а у школьников и студентов есть возможность продолжить свое обучение в Германии. Основной проблемой здесь является значительный дефицит жилья, особенно в крупных городах, а также слишком высокие цены на его аренду. Очевидно, что в местах временного расположения (напр., спортзалы школ) нет условий. В этой связи для украинцев, ищущих жилье, была создана специальная платформа Wunderflats, где его предлагают бесплатно или со значительными скидками. Кроме того, существует возможность получения социального жилья, стоимость которого компенсируется государством.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАМЕРЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ
Несомненно, позитивно то, что граждане Украины получили возможность спасти свою жизнь и сохранить психологическое здоровье. Тем более что фактически вся территория нашего государства в большей или меньшей степени все же находится под постоянной угрозой воздушных атак врага. В то же время такой массовый выезд населения (в основном это молодые люди до 40 лет с высшим образованием) вместе с погибшими военными (3 тыс. военнослужащих) и значительными гражданскими потерями (только в одном заблокированном г. Мариуполь погибло более 10 тыс. мирных жителей!) представляет угрозу демографической, экономической и социальной безопасности государства. Поэтому после окончания войны очень остро встает проблема возвращения наших граждан на родину. Ее решение зависит от многих факторов. Естественно, что первым и необходимым условием является победа Украины, установление мирной и безопасной среды и быстрое восстановление разрушенных городов, населенных пунктов. Однако многое зависит и от мотивов и предыдущих намерений самих переселенцев. На первый взгляд довольно оптимистично выглядят результаты исследования социологической службы Центра Разумкова, проведенного в марте 2022 г. на пунктах пропуска через государственную границу в Закарпатской области. Они свидетельствуют, что большинство лиц, ехавших за границу в связи с военными действиями, планировали вернуться в Украину после окончания войны (79%). Лишь каждый десятый респондент выразил твердое намерение остаться за границей, а остальные (11%) затруднились ответить. Интересно было бы опросить тех же респондентов, но уже в странах, где они обосновались, через определенный промежуток времени. Есть основания предположить, что процент желающих вернуться будет значительно ниже. Кроме того, чуть больше половины опрошенных – жители Востока и Юга страны, 45% – жители центральных областей и только 4% – западных областей Украины. То есть участниками опроса стали в основном выходцы из населенных пунктов, где непосредственно происходили боевые действия, либо находившиеся вблизи линии столкновения, либо их населенный пункт подвергался обстрелам и авиаударам. Поскольку такого же исследования на пунктах пропуска Львовской области не было проведено, то, исходя только из собственных наблюдений, можем предположить, что процент желающих вернуться мог бы оказаться значительно ниже. Ведь значительная часть людей (в основном из западных регионов Украины) использовали условия упрощенного выезда, чтобы вывезти детей за границу (без нотариально заверенного согласия отца) или реализовать намерения устроить свою жизнь за границей. Однако этот вопрос требует более детального изучения.
Далее – скорость возвращения вынужденно перемещенных из Украины лиц будет зависеть, какой именно способ легального пребывания за границей они выбирают (статус «вынужденного» туриста, беженца или временной защиты). Что касается первого варианта, то им могут воспользоваться все владельцы биометрических паспортов, что позволяет находиться на территории стран ЕС до 90 дней. Если они обеспечены жильем (остановились у родственников, знакомых), не нуждаются в материальной помощи, то и не обязаны регистрироваться в стране пребывания. Очевидно, что эта категория перемещенных лиц будет возвращаться первой, и процент возвращения среди этой группы будет самым высоким.
Однако в большинстве своем те, кто спасаются от войны, оформляют статус беженца или просят временной защиты. В рамках этих статусов лицо получает в определенной степени схожие права (проживание, право на труд, доступ к жилью, медицинскую и социальную помощь, доступ к образованию для детей и подростков), однако способы их получения и лишения, нормативное регулирование различны. Здесь важно отметить, что 4 марта 2022 г. Европейский Союз впервые активировал статью 5 своей директивы по обеспечению минимальных стандартов предоставления временной защиты в случаях массового наплыва перемещенных лиц (2001/55/EC от 20.07.2001 г.). Такое решение предоставило украинцам право жить, работать и получать помощь в 26 из 27 стран-членов ЕС, избегая затяжного процесса подачи документов на получение убежища и длительного ожидания соответствующего решения.
Следует заметить, что срок временной защиты составляет один год и может прекратиться скорее, если закончится война или, при необходимости, его можно продлить. Статус беженца гарантирует право бессрочного проживания на территории страны. При этом процедура рассмотрения заявления на получение этого статуса имеет свои особенности в разных странах ЕС (изъятие паспорта лица на период рассмотрения заявления, который может длиться 6-9 месяцев, запрет покидать государство и невозможность трудоустройства в течение этого срока). Учитывая существующие преимущества и недостатки каждого статуса, выбор перемещенного лица зависит от его мотивов, о чем говорилось выше. То есть те, кто стремится вернуться домой сразу после окончания боевых действий, выбирают временную защиту.
ПРОЦЕСС УЖЕ НАЧАЛСЯ?
Исследования показывают, что большинство украинцев, покинувших свою родину в связи с войной, имеют членов семьи, оставшихся в Украине. С одной стороны, это может стать весомым стимулом для возвращения. То есть, по оптимистическому сценарию, значительная часть перемещенных за границу лиц вернется в Украину после окончания войны. Действительно, уже в конце марта Государственная пограничная служба Украины фиксировала увеличение потока украинцев в направлении въезда в страну, несмотря на то, что война продолжается. А 16 апреля впервые с начала полномасштабной войны прибыло больше людей, чем выбыло. В частности, количество прибывших составило 38 тыс., 35 тыс. из которых – украинцы. Если на начальных стадиях войны в Украину въезжали в основном мужчины, желавшие встать на защиту независимости своей страны, то ближе к пасхальным праздникам поток прибывших заметно увеличился и состоял в основном из женщин с детьми, а также трудовых мигрантов и студентов, получающих образование за границей. На портале оперативных данных Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев отмечается, что с 28 февраля по 24 апреля в Украину въехало уже более миллиона украинцев. Поскольку такие трансграничные перемещения еще не указывают на устойчивое возвращение и могут оказаться маятниковыми, то эту цифру пока не выделяют из общего числа выехавших за границу с начала войны.
Очевидно, что чем дольше будет продолжаться война, тем больше людей будет уезжать. Кроме того, для многих украинских беженцев этого времени может быть достаточно, чтобы устроить свою жизнь за рубежом. Тогда после прекращения действия военного положения к ним смогут присоединиться мужчины, не имеющие права выезда за пределы Украины. То есть, по пессимистическому сценарию, окончание войны может привести к новой мощной волне международной миграции за счет родственников уехавших во время войны, а также тех, кого будет гнать страх перед бедностью (что часто является следствием послевоенного экономического кризиса).
Реализация оптимистического сценария зависит от оперативности и комплексности действий государственной и местной власти. Поскольку из-за военных действий России 220 тыс. украинцев потеряли жилье, поэтому одновременно с постепенным его восстановлением необходимо расширить сеть специализированных домов для временного проживания граждан. Наряду с этим в скорейшем восстановлении и модернизации нуждается социальная инфраструктура (дороги, школы, садики и т.п.). Только после решения этих неотложных проблем механизмы возвращения граждан в Украину могут быть действенными. Основой для разработки таких механизмов должны стать результаты социологического мониторинга актуальных проблем, потребностей и намерений лиц, вынужденно покинувших свою страну. Такой мониторинг должен определить актуальность и возможности формирования модели циркулярной миграции. В то же время, необходимо проводить активную информационную и агитационную политику, которая должна формировать понимание и осознание гражданами своей важности, значимости своего вклада в процессы восстановления родной страны.