Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Непрозрачно, дорого и без аудита

Эксперты назвали основные недостатки программы лечения украинце за рубежом
8 октября, 2020 - 10:30

Здоровье не купишь — гласит народная мудрость.  Однако иногда здоровая жизнь таки имеет свою цену.  «Ориентировочно средняя стоимость трансплантации почки за рубежом составляет 65 000 долларов, костного мозга — 120000, сердца — 100000, печени — 135 000», — приводит цифры экономистка ОО «CASE Украина» Наталья Лещенко.  Команда «CASE Украина» недавно проанализировала эффективность программы лечения украинцев за рубежом.  В ходе исследования и были выведены указанные цифры за операции.

«Для граждан страны со средней зарплатой чуть выше десять тысяч гривен эта сумма неподъемная. При отсутствии необходимого лечения дома единственным выходом в такой ситуации может стать государственная программа лечения граждан за рубежом», — добавила Наталья.  Программа финансируется из государственного бюджета еще с 1992 года.  В этом году на лечение 450 человек за рубежом по программе предусмотрен один миллиард гривен.

Но — пациентские и общественные объединения ждут развития трансплантации именно в Украине, что из года в год обещает Минздрав.  Небольшие затраты и для государственного бюджета, и больше спасенных жизней.  Пока трансплантация в Украине только становится на рельсы, эксперты советуют поработать над недостатками программы лечения наших граждан в иностранных клиниках.

«Учитывая потребности пациентов, растущие суммы и большую стоимость, правительство должно регулярно отслеживать и анализировать эффективность этой программы, формально это есть.  У программы есть паспорт, которым утверждена стратегическая цель — сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни и снижение заболеваемости.  А вот другие показатели определены достаточно формально, они не позволяют оценить, в какой степени профинансированные мероприятия помогают достичь поставленной цели.  Устанавливая стоимость программы, правительство берет объем программы по предыдущему году и закладывает их в бюджет.  В течение года происходят протестные события, и во время бюджетного года программа может раздуться в несколько раз, — объясняет Наталья Лещенко.  — Но никто не отслеживает эффективность предоставленного лечения за рубежом».

«Еще один темный момент — как МЗ определяет клинику, которая будет предоставлять услуги нашему гражданину.  Одна и та же услуга может быть предоставлена несколькими клиниками.  Но в порядке не прописаны принципы отбора клиники.  В последнее время были внесены изменения в этот порядок — средства, которые остаются на счетах клиники, могут быть использованы для лечения других граждан.  Но вопреки порядку правительство не отслеживает истории пациентов сразу после лечения.  От этого страдают связанные бюджетные программы, например, программа обеспечения лекарствами.  Многие из пациентов после трансплантации требуют длительного лечения.  Часто Минздрав не знает об остатках неиспользованных средств»,            — констатирует эксперт.

По прогнозам специалистов, на становление трансплантации в Украине понадобится минимум пять лет, если все делать своевременно.  Поэтому на этот переходный этап программу лечения за рубежом стоит усовершенствовать.  По крайней мере, сделать данные о формировании очереди на лечение прозрачными, ведь пациенты часто обращаются в Минздрав с вопросами, так когда же состоится ожидаемая операция, выделены ли на это средства, а в ответ слышат просьбу подождать.  Как показал государственный аудит, есть случаи безосновательного промедления предоставления разрешения на лечение за рубежом для отдельных граждан, что порой приводит к несвоевременной помощи.

«Сейчас электронный реестр заявлений до сих пор в разработке.  По неизвестным причинам одни заявления рассматривают срочно в течение нескольких дней, а другие — в течение полугода.  Для онкобольных, ухудшение состояния которых наступает непредсказуемо быстро и для которых длительный процесс имеет необратимые последствия, увеличение времени ожидания на терапию означает в лучшем случае повышение стоимости лечения, в худшем — самое худшее, — дополняет Наталья.  — Есть также примеры злоупотреблений со средствами программы.  В частности, государственный аудит программы приводит примеры, когда для лечения одного и того же больного выделяли средства и из государственного бюджета, и из кармана благотворителей одновременно».

Еще один несовершенный момент программы, как уже упоминалось, сотрудничество с иностранными клиниками.  Объем компенсации лечения за счет бюджета никак не ограничивают и не регулируют, дают из бюджета столько, сколько говорит клиника по своим тарифам.  Вместе с тем, отчитываясь о выполнении бюджетной программы, правительство указывает среднюю стоимость лечения одного гражданина Украины за рубежом, а стоимость отдельных, даже похожих медицинских случаев, может существенно отличаться.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ