Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Несколько неудобных вопросов

25 октября, 2011 - 19:14

28 октября состоится ІІІ Всеукраинский съезд педагогических работников. Событие, без сомнения, важное как для сферы образования, так и для страны в целом. Ведь сегодня у нашего образования — клубок нерешенных проблем, оно стремительно теряет свои позиции в том, что касается качества учебы и доверия граждан, поддается невиданному с советских времен идеологическому и управленческому давлению. Возможно, съезд станет поворотным пунктом к новому пути развития украинского образования, что гарантирует его высокое качество и конкурентоспособность?

Достаточно проанализировать подготовку к съезду и проекты документов для одобрения, как становится понятно, что поставленный вопрос — риторический. Главная задача мероприятия: любыми методами организовать поддержку новоиспеченным документам — детищам действующего Министерства образования, науки, молодежи и спорта, которые должны «застолбить» его курс на консервирование существующей системы и ручное управление ею.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ?

Лишь за три недели до проведения съезда появился для обсуждения проект Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012—2021 годы. Стратегический документ, который должен был бы определить развитие системы образования на протяжении десяти лет, похож на план работы профильного министерства, собранный из ежедневных бюрократических лозунгов наподобие «обеспечения системного повышения качества образования...» и мероприятий по решению текущих проблем.

Каким должно стать украинское образование через десять лет? Какими путями этого достичь? Каким образом образование может предвосхищать потребности рынка труда и общественные вызовы? Как сделать университеты центрами создания инновационных идей и независимых мыслей, двигающих общество вперед? На эти основные вопросы стратегия ответа не дает. Они жизненно важны для общества и нуждаются в широком дискурсе. Много экспертных и общественных организаций уже заявило о низком качестве предлагаемого проекта, но министерство действует по привычной для этой власти схеме: обсуждение наскоро и подготовка «единодушного одобрения» на съезде. Неудивительно, что среди делегатов съезда нет педагогов, имевших неосторожность хоть когда-либо критически высказаться в адрес профильного ведомства.

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА?

Привычным из еще не забытых нами времен стал и способ, которым министерство решило продемонстрировать поддержку студентами проекта Закона Украины «О высшем образовании», который тоже будет вынесен на обсуждение съезда. Проведение общенационального студенческого референдума при участии 100 000 студентов в 100 вузах стало еще одним примером манипуляций и ухищрений власти. Оно демонстрирует: 1) как поставить шесть вопросов (которые не отражают сути законопроекта) так, чтобы на седьмой, главный «Поддерживаете ли Вы скорейшее принятие законопроекта?» получить ответ: «Да»; 2) как обеспечить результаты ответов ста тысяч студентов, при этом реально опросив гораздо меньше.

Важным результатом акции должно стать то, что на съезде можно будет объявить о «безоговорочной поддержке» студенчеством проекта закона, который на самом деле увеличивает перечень полномочий Министерства образования, науки, молодежи и спорта, не предоставляет академическую свободу и автономию вузам, а также содержит ряд вредных положений, тормозящих развитие высшего образования. Предыдущее обсуждение этого законопроекта продемонстрировало, что он имеет многочисленные изъяны, которые не устранены и в последней обнародованной версии.

ПОЗАБОТИЛИСЬ ОБ УЧИТЕЛЕ?

Министерство образовании, науки, молодежи и спорта анонсировало рассмотрение на съезде еще и проекта Этического кодекса украинского учителя, рожденного в сотрудничестве с Национальной экспертной комиссией по вопросам защиты общественной морали. Создание профессиональных этических кодексов в ответ на фактические или же ожидаемые конфликты в профессиональной деятельности давно является международной практикой. Во-первых, они призваны предотвратить негативное развитие разных категорий конфликтов и рекомендовать действия для их разрешения. Во-вторых, общим правилом является то, что кодексы не должны ограничивать индивидуальное личное право.

Ни первое, ни второе не касается предлагаемого Этического кодекса украинского учителя. Зато этот кодекс дает дополнительные рычаги контроля над учителем. Например, статья 23 определяет, что «каждый учитель должен воздерживаться от любых действий или высказываний, подрывающих уважение к его профессии», а следовательно, нашему учителю критиковать негативные явления в образовании — нельзя. А вот статья 14 утверждает, что курение несовместимо с профессией учителя. Хочется спросить: а с должностью министра образования — совместимо? По привычке, оставшейся с былых времен, будут созданы новые органы, призванные надзирать за выполнением учителем этой кучи правил: Комиссии педагогической этики каждого заведения и созданный министерством Комитет по вопросам педагогической этики. Неужели настоящий учитель поддержит такой кодекс, даст ли это ему профессиональную свободу, повысит ли ответственность, укрепит ли гордость за профессию?

Хочется надеяться, что работники просвещения и делегаты съезда, которые их представляют, не позволят манипулировать профессиональной мыслью и использовать съезд для одобрения непутевых, пустословных, а в чем-то, и вредных документов.

Лилия ГРИНЕВИЧ, координатор направления «Суспільство знань» в «Уряді Змін» Арсения Яценюка
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ