Мартовские события в Крыму дали возможность сбросить маски с жителей полуострова и посмотреть на их лица: мы увидели настоящих патриотов Украины и предателей, которые ненавидели государство, в котором живут, и делали все для его уничтожения.
При этом, если о существовании последних кто-то догадывался, то о существовании первых особо не было слышно. Это не значит, что в Крыму и Севастополе в частности было мало патриотов Украины, просто, живя мирной жизнью, они не пытались вслух заявлять о себе. Но в условиях войны и аннексии полуострова украинские патриоты решились на это. Большинство из них — молодежь, которая не помнит жизни в совке, об этом периоде жизни знает из книг по истории, фильмов, рассказов бабушек и дедушек (которые пережили Голодомор 1932-1933 годов, Вторую мировую войну, репрессии и успели рассказать о том, что Советский Союз был настоящей империей зла). Эта молодежь видит себя исключительно в своей свободной демократической стране, которая должна стать неотъемлемой частью цивилизованного мира, а не составляющей содружества, в котором за всех граждан все решает один человек — президент.
В условиях современной жизни на полуострове оказывать сопротивление и открыто демонстрировать свою гражданскую позицию очень трудно и даже опасно. Однако в Крыму и Севастополе много тех, кто, несмотря на все сложности, продолжает бороться за право жить в свободной стране.
Одной из таких стала Мария — преподаватель гуманитарных дисциплин в местной школе. Свою фамилию девушка просила не называть из соображений безопасности.
«Я довольно долго находилась в депрессивном состоянии, потому что не знала, как жить дальше, но постепенно нашла способ открыто демонстрировать свою гражданскую позицию. Отныне ежедневно хожу на работу в вышиванке, — рассказывает Мария. — Сначала кое-кто из коллег удивлялся этому, но постепенно все привыкли. И это воспринимается нормально, даже говорят, что вышиванка мне к лицу. А вот что касается транспорта, то если бы у меня не было собственного авто, я бы не рискнула сесть в таком виде в троллейбус или маршрутку, поскольку однозначно подверглась бы агрессии пророссийски настроенных граждан. Поэтому не экспериментирую. Когда же ходжу в магазины или по улицам, надеваю обычную одежду. Но, на мой взгляд, ходить в вышиванке на работу — это тоже поступок, на который способны не все. Не могу сказать, что я ничего не боюсь, нет, инстинкт самосохранения всегда действует, и именно поэтому стараюсь быть осторожной».
«После того, как между Украиной и Российской Федерацией началась война, у меня уменьшилось количество друзей как виртуальных, так и тех, с кем я раньше очень тесно общалась в повседневной жизни. Во-первых, многие из них, увидев мою позицию, отказались от дружбы со мной, во-вторых, я сама после этих событий очень многое переоценила и теперь понимаю, что не нужно окружать себя, так сказать, шелухой. Как раз наступило то время, когда стоит подумать, с кем мы общаемся и для чего это делаем. Мне не нужны в перечне друзей предатели», — объясняет Мария.
Еще одна форма сопротивления и несогласия с аннексией Крыма — это публикация в социальных сетях постов, в которых крымчане откровенно демонстрируют свою позицию и пишут о том, что происходит на полуострове. Однако это тоже подвергает опасности. Как сообщил один из пользователей социальной сети «ВКонтакте», «в последнее время, когда размещаю на своей странице посты, которые содержат осуждение действий соседнего государства, или пишу сам что-то на эту тему, наталкиваюсь на море необъективной критики, — и это в лучшем случае, а в худшем — мне пишут агрессивные комментарии почти с угрозами, что, разумеется, не придает ни оптимизма, ни хорошего настроения. Впрочем, это реалии сегодняшней жизни в оккупации», — подытоживает интернет-пользователь.
Одной из тех, кто не боится называть свою фамилию и открыто выражает гражданскую позицию, стала студентка четвертого курса Севастопольского городского гуманитарного университета Полина Харитонова. Сегодня Полина пытается плыть против течения, несмотря ни на что.
Девушка поделилась: «Патриотизм нужно воспитывать с детства. Только почему молодежь 1993-го и более поздних лет рождения считает себя патриотами России, мечтает вместе с пенсионерами вернуться в российскую реальность? Юные граждане гордятся своим российским патриотизмом, предстают мучениками за него, только вот беда: место рождения, гражданство, образование, работа, образ жизни, бытовые пустяки и прочее — украинские почему-то.
Если ты родился и выучился в стране, которая тебе неприятна, ты не видишь в ней свою перспективу, то вполне логично — ищешь лучшую. Если «мне милей всего Россия — родина моя», — то вполне логично, ты делаешь свой жизненно важный выбор: направляешь свои усилия на ее развитие и процветание, живя и работая на территории своей новоизбранной «родины», перед этим с благодарностью попрощавшись со своей первой Родиной. Возможно, в твоем новом доме тебе и будет лучше. Так бы поступили цивилизованные люди. Но какой-то сбой произошел в цивилизационной программе молодых крымчан: они выбирают свой путь — разрушение и уничтожение приобретенного за первые 20 лет жизни и во имя чего? Какая-то удивительно испорченная форма любви и дикого патриотизма. Сегодня все чаще можно услышать вопрос: «А что тебя сдерживает, чтобы оставаться дальше среди людей, решивших зачеркнуть, стереть, уничтожить, вытравить свои 20 лет жизни, не только свои, но и твои?!».
Аж тошнит от такого перевернутого мировосприятия, от этой странно перекрученной логики. Мой Крым — Украина, я здесь родилась! Не я натянула на него российский кафтан, из-под которого кое-где робко выглядывает вышиванка. Теперь остаться здесь и сберечь свое — принципиальный вопрос, потому что сбежать (как кто-то сбежал до или после 16 марта) всегда легко. И несмотря на то, что «патриотически больные» лица кривятся, если телефонный звонок — не гимн России или Севастополя, а «Ще не вмерла Україна», это придает сил».