Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Неудобные» дети

В наших школах — до 150 тысяч учеников с гипердинамией. Слишком возбудимые и импульсивные, они нуждаются в помощи психологов и педагогов
20 октября, 2008 - 20:25
ЭНЕРГИЯ ГИПЕРДИНАМИЧНЫХ ДЕТЕЙ БЬЕТ ФОНТАНОМ. ЕСЛИ НАЙТИ С НИМИ ОБЩИЙ ЯЗЫК И НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ НА ЧТО-ТО ПОЛЕЗНОЕ, ПОЛУЧИМ ЦЕЛУЮ ГЕНЕРАЦИЮ ТАЛАНТОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Современные дети соответствуют всем требованиям времени — активные, импульсивные, с богатой фантазией. Тех, которые выделяются среди других живым темпераментом и несдержанностью, ежегодно в мире становится все больше. Эксперты называют такое поведение гипердинамичным синдромом, или гиперкинетическим расстройством, а в 2004 году ВОЗ признала его проблемой №1 в детской психиатрии. Но пугаться не стоит: если ребенку уделяется достаточно внимания, при воспитании в любви и понимании со временем он перерастает гипердинамию. Остается интересная личность — жизнерадостная, творческая, коммуникабельная. По оценкам экспертов, сегодня украинские школы посещают от 50 до 150 тысяч гипердинамичных детей. И это при том, что в целом у нас пять миллионов школьников.

ПОНИМАНИЕ

Без сомнения, любая учительница или воспитательница, хотя бы несколько лет поработавшая в детском саду или школе, имела дело с детьми, которых как только по-доброму не называют: «круть-верть», «петрик п’яточкін», «юла», «фигаро». Они веселые, беспокойные, полные энергии, фантазии, очень импульсивные, из-за чего часто мешают педагогу проводить занятие, переключают внимание на себя. Пока эти детишки маленькие, они смешные, если же вырастают, а поведение их не меняется, на что есть веские причины, — возникают проблемы. Сначала у окружения (родителей, учителей, друзей, вообще взрослых), которому они не дают спокойно жить, потом у них самих, потому что нередко за это к ним начинают относиться враждебно, даже выгоняют из школы.

Психиатры и психологи называют это гипердинамическим синдромом или гиперкинетическим расстройством — ребенок сверх нормы подвижный. В основе расстройства — органическое нарушение деятельности мозга, которое и приводит к чрезмерной возбудимости. В 2004 году Всемирная организация здравоохранения признала это расстройство проблемой №1 в детской психиатрии, и сегодня в развитых странах ему уделяют столько же внимания, столько мы, например, гриппу. На фоне безразличия государства к проблеме, в наши школы ходят от 50 до 150 тысяч детей с гиперкинетическим расстройством — «смотря как считать», — говорят психиатры. И это при том, что всего в Украине пять миллионов учеников.

— Гиперкинетическое расстройство — это самая распространенная патология, и количество случаев среди наших детей очень большое. Вследствие этого нарушения у ребенка до некоторой степени задерживается развитие эмоционально-волевых процессов — ребенок как будто младше своего возраста. Мы ежедневно сталкиваемся с ними, но делаем вид, что их не существует. Эти дети ощущают дефицит внимания. Они быстро утомляются, легко отвлекаются на уроках. Из-за своей импульсивности и несдержанности нередко становятся объектом агрессии, от чего очень страдают. Если это не лечить, то во взрослом возрасте 70—80% из них продолжают иметь проблемы — у таких людей сохраняется импульсивность, сниженный контроль над своими эмоциями и, соответственно, поступками, — объяснил координатор Национальной программы «Психическое здоровье в Украине» Игорь Марценковский.

«Проблемы» — это не только ссоры с соседями или конфликты на работе, хотя и это не редкость. Если ребенок постоянно ощущает, что его не воспринимают и что для учителя праздник, когда его нет на уроке, он будет чувствовать себя изгнанником в обществе и в любом случае будет самоутверждаться. Но это будет получаться так, что...

— Если дети вовремя не получают помощь, то, как показывают научные исследования, с каждым годом их самооценка падает, увеличивается депрессия, поведение становится антисоциальным. Если им не уделить внимание, их жизнь может стать большой «аварией» — у них есть шансы стать зависимыми от наркотиков или алкоголя, связаться с криминалитетом. Кстати, такие люди в четыре раза чаще попадают в ДТП, чем другие, — говорит директор учебно-реабилитационного центра «Джерело» (Львов), психиатр Олег Романчук.

Еще больше краски сгущает исполнительный директор Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман, неоднократно посещавший отечественные тюрьмы:

— Я вижу результат невнимания, безразличия к ним государства и общества, когда посещаю колонии: эти люди совершили ужасные преступления. И многие из них такие, которым завтра нельзя дать свободу. Мы можем не обращать внимания на проблему, но тогда нам придется постоянно содержать в тюрьмах людей, которых могло бы там не быть.

ПОМОЩЬ

Три года назад Олег Романчук вместе с коллегами создали во Львове организацию «Джерело», помогающую гипердинамичным детям: находили их в школах и детских садах, работали с их родителями. Опыт работы с 300 такими детьми показал, что их поведение меняется, когда они видят другое к себе отношение — начинают больше контролировать свое поведение. Вообще, считают эксперты, гипердинамичные дети могут прожить нормальную жизнь, реализоваться, тем более что среди них бывает множество талантов: история знает случаи, когда дети с гипердинамическим синдромом становились художниками, актерами, музыкантами, изобретателями и тому подобное.

— Родители говорят: мы не знаем, что делать, у нас проблемы с другими людьми, потому что на ребенка жалуются, кричим на них, за это нам стыдно. Учителя же часто чувствуют себя беспомощными... Тем не менее, дети могут быть адаптированы, если ими постоянно заниматься, сосредоточиться на позитивном — как мы работаем со своими. Методики давно апробированы в мире. Например, методики поведенческой психотерапии (семейноцентрированная модель и модель мультидисциплинарных команд), когда с детьми работает команда специалистов, обученные родители. Чтобы внедрить это в государстве, нужна реформа в системе психиатрии. Сейчас мы размышляем над созданием в обычных поликлиниках мини-программ для детей с гиперактивностью. Важно как можно раньше выявить расстройство — тем эффективнее будет вмешательство, — рассказал Олег Романчук.

Отечественные эксперты говорят, что нам ничего не нужно придумывать — схему помощи в Европе создали еще в 60-х годах прошлого века. При этом лечение делится на коррекцию поведения и на лечение при помощи фармакологических препаратов (которые тормозят чрезмерную возбудимость). При этом большинство специалистов настаивает именно на поведенческой психотерапии, а лекарства, говорят, можно принимать только в острых случаях.

— Нам не надо ничего придумывать. Все уже исследовано, все известно. Нужно внедрять технологии, которые десятилетиями работают в мире. Возможно, нам больше мешают традиции, какая-то неорганизованность, дефицит информации или консерватизм, потому что даже с диагностикой гиперкинетического расстройства проблем нет, — говорит Игорь Марценковский.

ПОТЕНЦИАЛ

Сейчас в Министерстве здравоохранения Украины разрабатывается протокол помощи детям, который, как планируется, должны применять во всех школах. По словам профессора, заведующего кафедрой детской, судебной психиатрии КМАПО им. П.Л. Шупика Минздрава Украины Вячеслава Мишиева, вместе с ним будут разработаны программы выявления и работы с детьми психиатров, педиатров и педагогов.

— Протокол — это схема, что за чем делать, работая с ребенком, и какие показатели качества лечения. По большому счету подобные есть во всем мире, специалисты их применяют. Но кроме этого нужно, чтобы и родители осознали проблему, адекватно к ней отнеслись — не пренебрегали необходимым детям лечением. Иначе Минздрав проблему не решит, — отметила руководитель отдела охраны детства и материнства Минздрава Раиса Моисеенко.

Иностранные коллеги, в частности из Института психиатрии лондонского Королевского колледжа, обещают помогать и делиться опытом. Собственно, за этим на днях и приехали в Украину. Самоотверженность наших врачей и большая занятость — это то, что их больше всего поразило в больницах.

— Когда мы приезжаем в Украину, видим много больших энтузиастов, которые имеют глубокие знания и хотят учиться. Нам это очень приятно. А еще в Украине есть широкая сеть заведений, где могут оказываться такие услуги. Это очень важно, потому что не во всех странах они есть. Все врачи, которых мы встречали, работают очень тяжело, много часов. В Европе не так усиленно работают с пациентами. Считаю, что эти ваши ресурсы нужно и можно использовать. А сочетание их вселяет в меня оптимизм, — сказал Эрик Тейлор, профессор детской и подростковой психиатрии Королевского колледжа.

Более того, психиатры утверждают, что проблема гипердинамичных детей по большому счету не медицинская, а проблема отношения к детям общества. При этом подчеркивают, что она — мировая и что ее решение — это «тест на зрелость общества» и, конечно, родителей гипердинамичных детей. «Родители должны любить ребенка и верить в него», — говорит Олег Романчук. Именно тогда ребенок поверит в себя (собственно, это касается всех детей). Проявлением такого неравнодушия, на его взгляд, могло бы стать создание Ассоциации родителей, воспитывающих гипердинамичных детей, которые есть во всем мире, чтобы лоббировать их интересы. Внимание к этим детям и будет заботой об их будущем и будущем государства: предупреждение многих конфликтов в школе, случаев детской беспризорности, наркомании, алкоголизма, подростковой беременности, а у взрослых — психиатрических расстройств, той же зависимости от психостимуляторов, семейных проблем, безработицы, преступлений, ДТП и тому подобное. Это еще один аргумент в пользу того, что дети — лучший вариант для инвестиций.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ