Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ничейный»

За три года мать трижды оставляла маленького сына
14 июня, 2006 - 20:27
МЕДПЕРСОНАЛ НЯНЧИТ МАЛЫША. НО ЕМУ НУЖНА МАМА / ФОТО АВТОРА

Если человек совершает преступление, его судят. А когда мать оставляет младенца в холодном доме, в мокрой кровати, где малыш умирает от голода и от крика, то такую гражданку никак не наказывают, — удивляется заведующий детским отделением Шаргородской районной больницы, что на Виннитчине, Андрей Лозовой. За десять лет работы из его отделения выходило много брошенных детей; заведующий собирается укомплектовать альбом с фото «ничейных» мальчиков и девочек. Кстати, грустная региональная статистика: ежегодно сельские председатели привозят до пяти детей. Подобное происходит практически в каждом районе. Устанавливая причины, специалисты почти не говорят о бедности или аморальности. Даже восемь тысяч, которые сейчас получает мать при рождении ребенка, отходят на задний план. Суд и врачи единодушны в том, что безответственными стали опекунские комитеты.

ДВЕ МАМЫ ОДНОГО СЫНА

На рабочем столе Андрея Лозового под стеклом лежат фото детей. С одного улыбается младенец в розовом: эта девочка сейчас находится в доме ребенка. Ее спасли соседи: случайно зашли в дом и увидели, что ребенок один. Кстати, и специалисты, и социальные работники уверены, что именно соседи находят брошенных на произвол судьбы детей, о чем и сообщают соответствующим органам. Дальнейший путь малышей известен: районная больница — суд — интернат. Хотя не для всех. Первая такая история закончилась восемь лет назад «по-американски». Тогда Ярославу было полтора годика, а на календаре — предпасхальные дни. Учительница из соседней палаты как раз выписывалась домой с двумя выздоровевшими детьми. Женщина обратилась к заведующему с просьбой взять Ярослава с собой на несколько дней — выкупать, перестирать. Так мальчик и остался в хорошей семье. Со временем его усыновили.

— А несколько месяцев назад биологическая мать Ярослава снова родила у нас ребенка, — рассказывает Андрей Иванович. — Спрашиваю, знает ли, где ее сын. Отвечает, что да. Но встречаться с мальчиком ей не рекомендуют, чтобы не травмировать его...

Но можно ли будет усыновить ребенка, зависит от решения суда. В большинстве случаев суд не лишает родительских прав, а только отбирает детей на неопределенный срок. Так же получилось и с маленьким Сашей, которого мать уже трижды оставляла. Сейчас он живет в больнице, а семья, которая хотела его усыновить, осталась ни с чем.

ШУСТРАЯ НЕВЕСТА

Елену с Сашей после родов не выписывали из больницы полтора месяца. Матери негде было жить. Но вскоре ее забрал новый сожитель.

— Я знаю этого Василия, живет неподалеку, — рассказывает Андрей Лозовой. — Заставили мужчину перед тем, как выписать Сашу, убрать и побелить в доме. Но уже через месяц выяснилось, что Елена сошлась с другим мужчиной в Стрельниках. Там тоже не долго жила, потому что в гостях на дне рождения познакомилась с парнем из Андреевки и перебралась к нему. Вскоре мать «очередного» Елениного мужа принесла Сашу в нашу больницу, потому что Елена снова «развелась», а сына своего «забыла»...

Вскоре Елена пришла в больницу. И снова с Василием. Хотели забрать малыша, но опекунский совет не разрешил. Андрей Иванович рассказал, что Елена некоторое время снова жила с сыном в больнице. И опять убежала в Стрельники. Горе-мать пыталась похитить ребенка, а теперь сдружилась с женщиной, у которой недавно в пожаре погибли дети. А Василий тем временем привез рожать другую женщину. И он, и какие-то Сашины бабушка с тетей звонили по телефону в больницу, интересовались малышом, но вместо рассказов о ребенке, получили по воспитательной лекции от завотделения.

— У Елены, кроме Саши, есть еще один сын, живет в Жмеринском приюте, ему семь лет — уточняет Андрей Лозовой. А у самой Елены есть еще четверо или пятеро братьев и сестер.

ПАЛАТА № 1

Детская кроватка с погремушками, камин, столик. В этой палате все адаптировано для таких пациентов, как Саша. Через стену завотделением, а рядом — пост дежурной. Как управятся с больными, берут на руки малыша. Он уже делает первые шаги. Из домашней одежды два подаренных костюма — редакцией местной газеты и районными советом и администрацией. Первые руководители приходили к малышу перед Новым годом. Несмотря на юный возраст, Саша уже встречался с губернатором области. Находясь в рабочей поездке, Александр Домбровский заглянул и в палату № 1.

— Мы уже научились, что с такими детьми делать, — смеется Андрей Иванович и берет на руки Сашу. У заведующего отделением двое собственных детей. Ему и его коллегам не привыкать носить на работу детские вещи, игрушки. Даже крестят детей тут. И попы, и ксендзы приходят в больницу. Крестными идут студенты-практиканты. Если старшие попадаются, то и сказки приходится читать.

«Держи руль», — говорит женщина в белом халате и дает Саше печенье похожее на бублик. Мальчик с энтузиазмом начинает его грызть. У малыша хороший аппетит и заинтересованность в глазах.

ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТЫ

Судья Шаргородского районного суда Анатолий Дубчак хмурится, когда людям не нравятся решения относительно брошенных детей. Он уже рассмотрел не одно такое дело и знает эту кухню изнутри.

— Визуально Елену нужно было бы лишить родительских прав, но нет никаких документов, — говорит Анатолий Дубчак, — формально основания есть, а документально только акт об оставлении Александра. Комитет опеки при сельском совете должен составлять соответствующие акты о недосмотре, пьянстве, но что говорить о работе опекунских комитетов, когда они даже на заседание суда не всегда приезжают.

— Село не Москва и даже не Винница, — говорит Анатолий Иванович, — сельский председатель и опекунские комитеты знают каждую семью. Нужно строже относиться к семьям, чаще к ним заходить, а не ждать, пока соседи найдут брошенного ребенка.

Андрей Лозовой предлагает еще один, по его мнению, действенный метод ухода за новорожденными в неблагополучных семьях: не выдавать на руки матери денежную помощь при рождении. А через сельский совет или опекунский комитет покупать все, что необходимо для малыша. И все?

Мирослава СОКОЛОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ