24—25 августа, в День независимости Украины и День города в Луцке, с участием представителей Совета Европы, дипломатического корпуса Литвы и Республики Польша в Украине, мэров городов Швеции, Республики Польша, Грузии и представителей многих городов Украины (украинская платформа), в рамках Программы «Интеркультурные города», которая является составляющей совместной стратегической инициативы Совета Европы и Украины на 2011-2014 годы, уже второй раз состоялся Международный форум мэров интеркультурных городов. Мероприятия в рамках этой программы активно поддерживаются Министерством культуры Украины, поскольку сотрудничество на уровне местных общин — важный инструмент для воплощения в жизнь межкультурного диалога. О том, как Луцк воспринял проект «В Европу через демократию» и какие преграды стоят на этом пути, делится городской голова Луцка Николай Романюк.
— Для городского жителя и для приезжего город должен быть богат на положительные впечатления. Эти впечатления создаются из городской архитектуры и городской среды, из хорошо спланированных и чистых улиц, а также из возможностей активности общества, которые позволяют людям чувствовать себя участниками городской жизни. Сегодня среднестатистический житель города должен иметь возможность делать в один день разные вещи: отобедать с семьей или друзьями в приветливом кафе-ресторане, посетить театр или концертный зал, свободно передвигаться по городу и чувствовать от этого наслаждение.
А культурные программы выступают именно тем инструментом, который помогает решать проблемы, находящиеся даже за пределами самой сферы культуры. Поэтому Программа «Интеркультурные города» на будущее планирует темы следующих форумов: «Молодежная культура в современном городе», «Интеркультурная экономика» и другие. В рамках такого подхода преимущества имеет лидер с разнообразными художественными и культурно-просветительскими проектами местных сообществ. Луцк является одним из лидеров этой международной программы.
— Культурное пространство современных городов напрямую связано с тенденцией трансформации практики и дискурсов культурной политики. Какова схема этой тенденции?
— Здесь очень простая схема: от культурной демократии до экономики культуры. Складывается понимание того, что политика культурного развития должна служить усилению креативного потенциала и развитию инфраструктуры культурного производства как системного качества жизни современных городов. А это предполагает как систематическую инвестиционную политику в сектор креативной экономики и творческого бизнеса, так и активное втягивание членов общества в разные процессы как форму систематического участия в демократическом процессе поиска городом своего будущего. Люди почувствовали, что они могут выражать сами себя, использовать и демонстрировать свои таланты на общее благо городской общины. Это выступает не только катализатором для талантов, но и ролевой моделью и примером для других, менее активных граждан. Здесь включаются в дело замечательные возможности формального и неформального обучения, саморазвитие становится простым делом, включается действенный состав разума, который и делает город двигателем экономических возможностей.
— Николай Ярославович, что стало толчком в вашей жизни к такой масштабной схеме «культура—экономика—культура»?
— Любой проект начинается со схемы, во главе которой стоит внутренний кризис (ощущение, что дальше так жить нельзя). Следующий этап базируется на позитивных амбициях человека и мотивациях к переменам. Здесь, прошу прощения, люди резко делятся. Всегда существовала категория людей, понимающих, что необходимо что-то менять, бороться за качество и культуру жизни, за ее комфортность. Таким людям сегодня в Луцке — широкая дорога. Благодаря им появляются проекты, разрабатываются методологии... Помните песню нашей юности: «Здесь ничего бы не стояло, кода бы не было меня...»? Была потребность в некотором времени, прежде чем новой генерации управленцев городов и территорий наконец стала интересна идея развития городов и территорий через культурный ресурс. Я себя отношу к ним. Вот только жаль, что как только что-то начинаешь делать, сразу получаешь противодействие: зачем делаешь? И тут начинаются митинги и акции по «созданию» гражданского общества, а сами митингующие, как правило, не меняются. Жаль, что большая их часть еще до сих пор не оставила Советский Союз и считает, что культура — это только театр и сцена с артистами, а все остальное отношения к культуре не имеет. Поэтому некоторым местным чиновникам и депутатам стоит оставить право людям измерять свою жизнь другими категориями.
А если по большому счету, то подводя общий итог, можно констатировать, что к началу третьего тысячелетия европейские ценности, как и в древности, представляли собой важный, хоть и не единственный элемент ценностей общечеловеческих. Главная проблема, с которой сталкивается мир в XXI веке, — активный поиск модели гармоничных взаимоотношений разных цивилизаций путем взаимной «притирки» присущих им систем ценностей, которые должны не исключать, а дополнять и обогащать друг друга. Проект «В Европу через демократию» — ключ от этих проблем. Другого пути не существует. Другой путь опасен сползанием к глобальной моральной или гуманитарной катастрофе. Наша история позволяет утверждать, что украинская культура с древних времен и до нынешних дней открыта другим народам, активно впитывала в себя их опыт, одновременно внося свой вклад в культуру других народов. Благодаря этому феномену она заняла особое место среди мировых цивилизаций. Однако сегодня межнациональные культурные отношения требуют создания новых общественных институтов, которые бы опирались на знания истории, этнографии, искусства, культуры во всем ее многообразии. Культура не знает границ, она обогащается от взаимосвязи с другими культурами. Эта общеевропейская, общемировая тенденция взаимопроникновения культур характерна и украинской культуре, которая воспринимает все лучшее, что создало человечество.
— Что приносит реализация программы «Интеркультурные города» нашему городу?
— Программа уже активно работает и помогает Луцку создать и реализовать новую стратегию развития: отойти от устаревшей индустриальной модели и создать постиндустриальную, основанную на гуманитарных ценностях. В Европе многие города уже успешно прошли этот путь от кризисных промышленных центров до ячеек культуры. Луцк легко преодолевает этот кризис, так как имеет глубокую культуру с давними историческими корнями. Во всемирной истории взаимодействие культур в мире всегда включало в себя две ярко выраженные тенденции: первая обусловливает попытку любой культуры отделиться и сохранить свою самобытность, вторая — обеспечивает общее существование разных культур и отображает факторы, имеющие универсальное значение. Специфику второй тенденции значительным образом обусловливают конкретные современные исторические условия, потому никакого антагонизма между ними не существует. Считаю, что проект «Интеркультурные города» позволяет выстроить новое лицо нашего города. Уже есть определенные результаты. Вместе с тем в Луцке происходит и будет происходить много приятных и полезных вещей, например: активизация творческих национальных коллективов и союзов, появление большого количества интересных акций, совместная работа творческих групп в городах-участниках проекта во всей Европе, участие в межкультурных проектах международного уровня — выставках, культурных обменах и тому подобное. В конце концов, Луцк ожидает ярких межкультурных общений, прикосновения к новому пространству, к новым возможностям, резкого подъема собственных творческих сил. Проект направлен на обмен опытом по созданию межкультурного взаимодействия и толерантности. Цель интеркультурного города — в построении городской культурной политики на ясном понимании того, что отличие между группами граждан — не только источник проблем, но и путь к созданию успешных социокультурных проектов. Имеется в виду, что такой успех может быть достигнут благодаря активному участию всех центров и сообществ города. Современная, если можно так сказать, «эпоха культуры» требует знаний и занятости (обеспечения рабочими местами мастеров в разных отраслях), политика имиджа, которая обеспечит использование культурных институтов для повышения рейтинга города на международной арене, охранительная политика (сохранение культурного наследия) и использование культуры в более широких контекстах. То есть речь идет не столько о значимости самой культуры как феномена, сколько о формах и методах ее донесения людям, которых, по правилам рыночных отношений, нужно рассматривать как потребителей культуры. Поэтому сегодня в планах города на ближайшее и обозримое будущее — индивидуальная поддержка людей, причастных к культуре и искусству (не чиновников!), поддержка развития образования в сфере искусства и культуры (как общедоступного, так и профессионального), создание инфраструктуры специализированных помещений и площадок, сохранение культурного наследия, обеспечение широкого доступа к ресурсам культуры, маркетинг культуры и искусства, размещение на территории города так называемого публичного искусства — скульптур, памятников и тому подобное.
— Город стремится к комфортной жизни. Организовывается много культурных мероприятий и событий, которые остаются в памяти, создаются логотипы и бренды, ценится самовыражение людей творческих профессий. На ваш взгляд, возможно ли решить проблему преемственности культурной политики в городе со сменой мера города — лидера?
— Любой проект — то ли выставка, то ли фестиваль — заслуживают поддержки власти, когда решается вопрос не узкой сферы искусства, а берется глубже и шире. Поэтому не вижу таких проблем. Я (насколько это мне удалось) поставил цель запустить долгосрочные культурные процессы, и тогда смена власти как вещь переходная не будет оказывать существенное влияние на формирование культурного ландшафта, и мои идеи будут успешно реализованы. Тем более, что мы идем к максимальной свободе для разворачивания культурных процессов в городе, двигателем которых выступают не управленческие решения, а общественные инициативы, творческая индивидуальность, деятели культуры и искусства — профессионалы сферы культуры. Возвращается историческая память, а она помогает людям преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство — разрушительно, память — созидательна. Впечатления становятся тем товаром, за который человечество будет платить все больше и больше.
— Как вы считаете, присутствует ли в этом проекте политика?
— Развитие культуры и межкультурных связей в Украине (если вынести за скобки некоторые временные политические интересы недалеких политиков) имеет свою внутреннюю логику и в конечном счете не зависит не только от таких «интересов», но и от любой партийной стратегии. Ни одна политическая сила, которая ставит целью возрождение сильной и независимой Украины, не может добиться поставленных целей вне развития отечественной культуры.
С другой стороны — что лучше культуры может способствовать утверждению имиджа Украины в мире? Культура является составляющей частью любого национального проекта. Если же, например, ведем речь о том, что есть проект по образованию, то о каком образовании можно говорить без библиотек, книгоиздания и т.д.? Это и есть культура. Культура — это гражданский диалог, это одна из важных форм решения социальных проблем через активность местных сообществ.
В феврале нынешнего года я принимал участие в конференции, организованной Советом Европы на тему «Многообразие должно работать на благо города», где представлял опыт Луцка в реализации программы «Интеркультурные города». Мероприятие проходило в Дублине при участии делегаций Украины, РФ, Португалии, ФРГ, Дании, Венгрии, Греции, Франции, Швеции, Канады и прочих государств других континентов мира. Мероприятие дало возможность оценить достижения и просчеты стратегии, определить главные проблемы и начертить пути их возможного решения. А уже 24—25 августа представители многих названных государств получили реальную возможность своими глазами увидеть «живую» культуру Луцка, когда на улицы города вместе с десятками тысяч его жителей и гостей вышли творческие люди — от ткачей до кузнецов, от мастеров вышивки до гончаров, от народных художественных коллективов до коллективов всевозможных художественных акций и передвижных театров. А чего стоит только одна «Мистецька вулиця», основанная еще в 2011 году с целью активизации участия общества в культурно-художественной жизни города, развития и реализации творческих способностей лучан, содействия их творческому самовыражению! Центр Луцка превратился в импровизированную сцену для музыкантов, певцов, поэтов, художников, актеров, фотографов и отдыхающих. Иностранные гости дали наивысшую оценку праздничным культурным действам Луцка.
Если говорить красиво, то культура — душа демократии. Так считает Совет Европы. Демократия, права человека и верховенство закона тесно связаны с культурой общества. Именно она позволяет «выращивать» солидарность и устанавливать нормальные человеческие нормы общения и общежития.