Понятно, что успехи ребенка в будущем зависят от образования, которое обеспечивает не только глубокие теоретические знания, но и помогает приобрести необходимые практические навыки. Опыт лицея туризма по подготовке молодежи к самостоятельной жизни привлекает внимание разработанной педколлективом системой подготовки воспитанников для реализации приобретенных знаний в работе по специальности.
Два года назад директор лицея Ольга Палий обратила внимание на заниженную самооценку учеников, которые боялись даже ответить по телефону незнакомому человеку. Так возникла идея ввести в программу обучения практику на туристических фирмах. Сначала эту практику организовывали преподаватели, а летом прошлого года ученикам было предложено во время летних каникул самостоятельно устроиться на работу по специальности, не привлекая к этому делу родителей. В течение учебного года проводились психологические практикумы. Они были нацелены на повышение самооценки учеников, овладение ими техникой гибкого поведения и отрабатывание в ролевых играх моделей процесса трудоустройства. Во время прохождения практики ученики рекламировали свой лицей, сделали маркетинговое исследование пяти фирм, т.е. изучали рынок туристических услуг. Если ребенку отказывали в трудоустройстве, в лицее анализировали поведение ученика, искали причины неудачи, намечали пути к преодолению проблемы. Предусматривалось, что практика будет продолжаться два недели, без денежного вознаграждения. Результаты оказались лучше ожидаемых — большинство лицеистов остались работать с выплатой зарплаты до конца лета. Кое-кто работает и сейчас и даже готовится открыть собственную туристическую фирму по достижению восемнадцатилетнего возраста (именно в этом возрасте закон позволяет зарегистрировать фирму на свое имя). Родители лицеистов отмечают, что их дети начали относиться к жизни совсем по- взрослому, особенно по сравнению с ровесниками, с которыми учились вместе в общеобразовательной школе до девятого класса.
Летом 80 лицеистов работали в 54 туристических фирмах Киева. Администрации фирм в характеристиках-отзывах отметили, что практиканты проявили умение быстро ориентироваться в неординарной ситуации, целенаправленность, коммуникабельность, инициативность, способности к усвоению большого объема новой информации, ее классификации и предоставлении туристам в доступной форме. В некоторых отзывах высказывалось пожелание о дальнейшем сотрудничестве с практикантом, слова благодарности за рентабельного и надежного молодого менеджера.
Выполняя во время практики ответственную работу, ученики приобретали опыт по принятию самостоятельных решений по множеству проблем в туристической сфере услуг. Мария Каркаева отвечала в фирме за Крымское направление, Юля Влазнева подбирала для туристов оптимальные варианты маршрутов и бронировала гостиницы, Юлиана Гонта для фирмы «САМ» проводила маркетинговое исследование рынка услуг и ценовой политики, Екатерина Харченко научилась организовывать туры на остров Кипр, Наталья Шикута переводила выездные документы с английского и на английский язык, Ирина Проценко научилась продавать туристические поездки в Болгарию, а Ирина Конахевич проводила туристические экскурсии по Киеву, а также в Переяслав-Хмельницком и Чернигове. О первых заработанных самостоятельно деньгах все лицеисты рассказывают с гордостью. 25 долларов, 150 грн. за два недели — это первые зарплаты, а сегодня кое-кто уже зарабатывает и больше 100 долларов в месяц. Петр Давидовский сначала выполнял простые поручения, а впоследствии занялся разработкой туристических продуктов. «Образование на Мальте» — уже готовый продукт. Эта тема привлекла Петра именно потому, что на Мальте существуют школы для детей со всего мира, так как там очень хороший климат для здоровья. Сейчас Петр работает над продуктом «Образование в Испании». Вера Самойленко во время работы в фирме вместе с первокурсником из института разработала экскурсионный маршрут по Европе, который фирма планирует использовать в своей работе. Евгении Чалых фирма даже поручила проверку качества услуг болгарской гостиницы. Сергей Гайдак работает в двух туристических фирмах как специалист по компьютерной технике и веб-дизайнер.
После прохождения практики дети уже знают, как свои умения и знания предложить работодателям, а также каких знаний для успешной работы им еще не хватает. Во время учебного года лицеисты будут работать в туристической фирме при лицее «Лицей-тревел», которая специализируется на развитии детского туризма в Украине. По окончанию лицея воспитанники лицея уже будут иметь опыт работы по специальности и рекомендации фирм, где проходили практику, — это облегчит дальнейшее трудоустройство и при необходимости создаст возможность заработать деньги и на дальнейшую учебу.
Справка «Дня»
13 января в Киеве в конференцзале гостиницы «Турист» единственный в Украине Лицей туризма отметил свое первое десятилетие. 18 декабря 1990 года Главное управление народного образования исполкома Киевского городского совета народных депутатов издало приказ «Об организации экспериментальной работы с учениками средних школ по ориентации на туристическую отрасль народного хозяйства». В соответствии с этим приказом в январе 1991 года и был создан Лицей туризма. Сегодня лицей выполняет такие социальные функции, как профориентационную, образовательную, исследовательскую, методическую, консультативную, инновационную, рекреационную (разработка и реализация оздоровительных программ), туристически-экскурсионную. Коллектив лицея также занимается изучением и формированием общественного мнения по вопросам роли и места туризма в жизни страны.