Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Норвежское общество – за Украину»

Об инициативах местных жителей и поддержке правительства – в разговоре с Натальей ЛУЦИК
22 марта, 2022 - 12:29

«День» продолжает освещать поддержку украинцев разными странами мира, в этот раз – о помощи Норвегии. Состоянием на 27 февраля, как отмечено в одном из фейсбук-сообществ украинцев Норвегии, правительство страны «приняло решение о выделении двух миллиардов норвежских крон (200 миллионов евро) на гуманитарную помощь Украине, передачу Украине партии защитного военного обмундирования, в частности шлемов, бронежилетов и некоторых других предметов военной экипировки, замораживание суверенным фондом Норвегии (The Government Pension Fund Global) всех инвестиций в РФ с их дальнейшим полным выведением из российской экономики (на данное время объем таких инвестиций составляет приблизительно 2,5 миллиарда евро), присоединение Норвегии в полном объеме к последнему пакету санкций ЕС против РФ». Это на государственном уровне. А какова поддержка жителей Норвегии, «Дню» рассказала заместитель председателя «Украинского общества в Норвегии» Наталья ЛУЦИК.

«ХОТЯ И НА РАССТОЯНИИ, НО БОРЕШЬСЯ С ВРАГОМ»

— Как быстро украинское общество в Норвегии смогло мобилизоваться для помощи Украине?

— Мы услышали о напряженной ситуации еще в ноябре, и было видно, что к чему идет. Однако в то утро, когда узнали о бомбардировке, для нас просто мир перевернулся. Сначала была паника, но мы достаточно быстро консолидировались. У нас есть ячейка из постоянно активных членов, имеем чаты, группы, правление — то есть уже с начала мы имели свои контакты. К тому же в Норвегии немало украинок занимают ключевые должности во многих организациях. У нас есть представители, которые работают в службе миграции главными врачами в определенных регионах, есть те, кто имеет собственные транспортные компании или работает в психологической службе при министерствах. Поэтому мы сразу нашли контакты тех, кто знает нужные вопросы и может взяться координировать процесс.

В то же время и обращений извне было очень много. Официально украинцев в Норвегии семь тысяч, и немало из них или самостоятельно что-то делают — завозят своими автомобилями грузы, а назад из Польши перевозят украинцев, — или присоединяются к нашему обществу, спрашивают, чем можно помочь. Многие из них говорят, что лучше чем-то заниматься, потому что видишь результат, и хотя и на расстоянии, но борешься с врагом. Я позволяю себе читать новости пять минут в день, чтобы просто знать, что происходит, хоть порою лучше и не знать, а просто делать свою работу, чтобы приближать победу Украины. В то же время понимаю: то, что мы осуществляем, будет нужно и месяцами, и годами после победы — и гуманитарная, и медицинская помощь, и летние лагеря, и реабилитация...

Я выбрала отвечать за гуманитарную помощь в своем городе. Один из небольших пунктов сбора мы организовали в складском помещении школы, где я работаю. Конечно, мне помогают девушки-волонтеры, с которыми мы эту помощь сортируем, подписываем, группируем. Однако поскольку я являюсь также заместителем председателя общества, то если ко мне обращаются по другим вопросам, то координирую и некоторые отправления, в частности, если они не идут через Посольство. Кроме того, есть прямые поставки — например, договоренности между больницей в Норвегии и больницей в Украине, тогда им не надо общество, они передают грузы напрямую. Знаю, что много автомобилей уже поехали и еще в дороге, и это, думаю, лишь вершина айсберга, потому что есть столько инициативных людей, которые на местах все организуют и сразу отправляют, что даже трудно всю эту помощь отследить.

Также мы организуем демонстрации. Среди общественных организаций других наций, которые приобщаются к нам как соорганизаторы, наиболее заметны поляки, белорусы, есть даже одно российское общество. Не думаю, что оно репрезентативно, поскольку это небольшая организация, но они очень важное дело делают. Нужно понимать, что и белорусы, и россияне выходят в поддержку Украины, невзирая на страх, что этим подвергают своих родственников в России, Беларуси  преследованию. На наших демонстрациях также заметны чеченцы, жители Балканских стран. Поэтому идет речь в первую очередь о странах, которые знают что-то об Украине или и сами были в подобной ситуации (например, армянское общество тоже активно приобщается). Причем их помощь не ограничивается тем, что они пришли и постояли на акции. Общины, в частности, предлагают совместно разрабатывать анкеты для семей, которые хотят чем-то помочь, и для беженцев — то есть приобщаются на разных уровнях. Много на демонстрации приходит и норвежцев.

«ПОДДЕРЖКА УКРАИНЫ ОЧЕНЬ КОНСОЛИДИРОВАЛА НАСЕЛЕНИЕ НОРВЕГИИ»

— Насколько активны норвежцы в поддержке Украины?

— Их помощь очень большая. Потому что хоть украинцев в Норвегии пять сообществ («Украинское общество в Норвегии» – общегосударственное, мы покрываем всю страну, в то же время некоторые регионы имеют свои небольшие отделения), но это неприбыльные организации, которые не имеют своего бюджета, потому очень зависимы от пожертвований. Мы посылаем запросы, и больницы могут подарить нам оборудование, производители питание — сухпаек и тому подобное. Мы также обратились и к обычным норвежцам с просьбой пожертвовать средства, ведь не всегда подарки являются целенаправленными, и нам нужно кое-что докупать, потому что все больше запросов, например, на обработку ран. По большей части мы отправляем или связано с медицинской сферой, или так называемую гуманитарную помощь, фокусируясь на спальниках, карематах, сухой еде, одежде, бензопилах, генераторах. То есть помогаем гражданскому населению, терробороне, ведь согласно закону мы не можем поддерживать армию другого государства, например, покупать квадрокоптеры, бронежилеты, тактические очки, шлемы и тому подобное. В итоге — уже отправили машин двадцать разных грузов. Хотела бы еще раз отметить: украинцы это организуют, но приобщается — деньгами или вещами — очень много людей. Это очень консолидировало население Норвегии. Активно включились в работу относительно Украины и большие организации, например Красный Крест, «Врачи без границ», которые проводят свои акции по сбору средств.

Приведу еще несколько примеров. В очень большой и хорошей Национальной библиотеке в Осло есть целый зал, где представлены книги на разных языках. На украинском там было выставлено книг шесть, к тому же одной из них была «Рукавичка», на обложке которой указано «русская сказка». Наше общество уже несколько лет предлагало им создать украинскую полочку, даже посольство несколько книг подарили. Однако недавно библиотека отметила, что имеет лишь 350 наименований на украинском, а с приездом беженцев потребность и заинтересованность в украинской литературе увеличится. Поэтому они предлагают или закупить издания из Украины, или, чтобы украинцы, которые живут в Норвегии, подарили библиотеке свои экземпляры, а они уже зарегистрируют их в системе. Кроме того, нам написал Новый театр Осло и предложил бесплатный вход украинским беженцам на детское представление. Есть те, кто проводит семинары, тренинги и предлагает показать на занятиях счет для сбора средств украинцам или отдать собранные на тренингах средства в Красный Крест, на потребности Украины. Много чего делаются. И это очень приятно, что норвежцы сами проявляют инициативу стать ближе к беженцам, украинцам, предлагают поддержку каждый в своей сфере.

Поддержка Украины заметна и визуально. Ратуша города Осло имеет две башни, которые подсветили цветами украинского флага. И те, кто проходил мимо нее в первые дни после демонстрации, спрашивали, что это за знакомая мелодия играет. Оказалось, что колокола на ратуше вызванивали «Боже, Великий, Єдиний, нам Україну храни». Это же сами норвежцы откуда-то узнали! В городе Драммен флаг повесили на ратуше. А в метро на стенах вдоль эскалаторов вместо рекламы — украинские флаги. Особенно приятно, когда норвежцы ходят и спрашивают, есть ли у нас украинский флаг, потому что хотят вывесить себе на балкон, уточняют, чем можно помочь, организуют ходы с факелами. Поэтому они нас очень поддерживают. И это не просто визуальная поддержка, это и знак, что общество за Украину. А это замечается правительством, парламентом и другими политиками.

Медиа тоже моментально включились и следят за этой темой. О пандемии уже забыли, и, наверное, для большей части СМИ на повестке дня главным стал вопрос Украины.

«СДВИГ ЕСТЬ — РИТОРИКА НАЧИНАЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ»

— А как в целом освещается война в норвежских медиа?

— Наверное, стоит начать с освещения ситуации в медиа до начала полномасштабного вторжения. Если проанализировать январь-февраль (это было и раньше, но много статей появилось именно этой зимой), то было видно, что немало статей заключало в себе отзывы российской пропаганды. Имею в виду термины, которые сразу бросались в глаза, например, «сепаратисты Донбасса», «гражданский конфликт». Мы призывали и членов общества, и других украинцев писать в комментариях этим медийщикам и объяснять, что это неправда, что нельзя употреблять эти термины, ведь Россия уже напала в 2014 году, идет война. А когда брали у кого-то интервью и спрашивали, «что будете делать, если начнется война», мы обращались к украинцам, чтобы те комментировали и разъясняли, что война длится уже восьмой год. Поэтому украинцы работали в медиапространстве Норвегии еще до 24 февраля, и достаточно эффективно, ведь мы заметили сдвиги — у определенных медиагрупп риторика начинает изменяться.

Приведу такой пример. Норвежские медиа до последнего писали Kiev, Odessa. Мы продолжили известную акцию МИД Украины относительно написания украинских названий латиницей Kyiv_not_Kiev — обратились к языковому совету, медиа, ставили им в пример те СМИ, которые употребляют Kyiv, Odesa. И буквально за неделю почти все СМИ изменили написание, кроме одного государственного норвежского канала.

В целом — это трудный вопрос. Однако главное, что сдвиг есть, остался практически только один канал, который до сих пор держит свою линию, а другие очень изменили собственную риторику.

«ОТОСПАЛИСЬ, ОТДОХНУЛИ И СПРАШИВАЮТ: ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ?»

— В Норвегию уже начали прибывать беженцы из Украины. Какая помощь, поддержка им предоставляется?

— Есть норвежские автобусные компании, которые заявляют о своем желании отвезти помощь к границе, а на обратном пути привезти беженцев. Есть и украинские инициативы, которые этим занимаются. Это не сфера нашего общества, но чем можем — подсказываем, например, где какой транспорт есть.

Нужно понимать, что в Норвегии процесс получения статуса беженца, расселения людей налажен. Первое, что происходит, украинцев заселяют на несколько дней (сейчас очереди, потому может быть неделя и даже десять дней) в Национальный центр приема беженцев, чтобы зарегистрировать. Буквально за первый-второй день он был переполнен, поэтому в ангарах поставили палатки (для восьми-десяти человек) с обогревом и раскладными кроватями. Потом и эти палатки были переполнены, и государство бесплатно предоставило для беженцев гостиницу. Поэтому условия могут быть разные — не обязательно плохие, но и не люксы. Однако это временная остановка, пока не выдадут документы и не станет известно, где человек будет жить. В Норвегии действует правило равномерного расселения беженцев. И куда именно человек может попасть — или на север, где полгода будет ночь и летом плюс десять или пятнадцать, или в центр, где теплее, — почти лотерея. Сейчас я живу в коммуне (что-то вроде нашего ОТГ), где видела объявление, что если кто-то имеет частные квартиры в аренду, то государство оплатит аренду и заселит туда беженцев. Моя коммуна с населением 70 тысяч имеет квоту, то есть готова принять 250 беженцев.


Фото с Facebook-страницы «Украинская община в Норвегии Den ukrainske forening i Norge».

Сейчас наше общество пытается лоббировать мысль, что украинцы будут жить в Норвегии, пока закончится война, что у них нет цели остаться, потому что там их дома, родственники, а потому мы настаиваем, чтобы правительство сделало из наших беженцев активных членов общества, — детей устроило в садики, школы, родителям, если они знают иностранные языки, чтобы дали право работать. Не знаю, приняты ли уже решения о том, какими будут их социальные права.

Тем временем в городе Драммен, например, мы получили помещение, которое обустроено как детская игровая комната, куда наше общество в сотрудничестве с церковью планирует приглашать всех беженцев и нескольких местных. И в то время как дети играются, мы предоставим обществоведческие знания о Норвегии, что такое семейный врач и как к нему обратиться, что такое норвежская служба защиты детей и др. Потому что есть много нюансов, которые мы можем подсказать. Думаем каждую субботу избирать по одной такой теме и иметь диалоговые группы. Кроме того, мы приглашаем приобщиться к украинской школе «Кобзарь» (она бесплатна, учителя работают на волонтерских принципах, а государство бесплатно предоставляет нам помещение) всех беженцев с детьми дошкольного и школьного возраста, у нас есть мастерские, краеведческие уроки. Дети украинцев Норвегии тоже от этого извлекут пользу, ведь приехало столько сверстников, которые разговаривают на украинском. Также беженцам предлагают бесплатные онлайн-уроки по норвежскому языку. Поскольку не все украинцы знают даже английский, выучить несколько слов, чтобы интегрироваться, будет не лишним.

И мы видим  — как только украинские беженцы немного отоспались и отдохнули, уже обращаются к нам, спрашивают, чем могут помочь. Некоторые уже волонтерят, в частности, сортируют вещи, есть те, кто проявил инициативу учительствовать в украинской школе. Этому способствовало и то, что буквально через два-три дня как начали приезжать беженцы, владельцы общественного транспорта сразу предложили: если показываешь украинский паспорт, то едешь бесплатно. Поэтому бывает и так, что беженцы уже через два дня вместе с нами — на демонстрации.

Фото предоставлены Наталией Луцик

Подготовила Мария ЧАДЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ