Вчера завершилась XXVIII Украинская неделя моды (УНМ). В этом году свои коллекции «Осень- зима» представили около 50 дизайнерских марок, за которыми наблюдали как украинские, так и зарубежные эксперты. Количество именитых гостей в этот раз был рекордным. Чтобы посмотреть на достижения украинской моды, в Мистецький Арсенал съехались известные профессионалы модной индустрии: фешн-редактор итальянской газеты La Repubblica Рената Фонтанелли (блиц-интервью с Ренатой Фонтанелли читайте в следующих номерах «Дня»), основатель глобального фешн-менеджмента (GFM) Рональд Денилс, фешн-консультант Ли Эделькорт, итальянский баер и фешн-консультант Алессандра Дайнели, владельцы concept-store «ra» из Бельгии Анна Кушнерова и Роман Брау, главный редактор российского «Glamour» Алла Белякова и др.
В рамках Недели моды уже традиционно состоялся ряд образовательных акций. В частности, выставка отреставрированной одежды, подготовленная совместно Киевским национальным институтом технологии и дизайна и УНМ, что углубила визуальное и даже тактильное представление о том, какой была женская мода в XIX веке. А собственную версию фрагментов истории современной украинской моды представил Алексей Штраф в книге Voronin, посвященной жизни и творчеству дизайнера Михаила Воронина.
Относительно зарубежных гостей, то их, конечно, прежде всего, заинтересовали коллекции звезд украинского подиума — Лили Пустовит, Федора Возианова, Ирины Каравай... Что же касается нас, то в высоком уровне названных имен мы убеждались уже не раз. Не менее (и даже более) интересно нам было наблюдать за самым молодым поколением украинских дизайнеров. Проект «Новые имена» в этот раз представил шестерых начинающих украинской фешн-индустрии. Подавляющая часть из их коллекций выглядела свежо и креативно, однако почти без характерного для молодежи максимализма. Скорее, наоборот. Они продемонстрировали в основном зрелый подход, осмысленные линии, образы и силуэты.
Возможно, их почерк продиктован теми обстоятельствами, в которых происходил их творческий старт. Ведь эти «новые имена» появились в украинской моде тогда, когда отечественный (и не только) фешн переживал, мягко говоря, не наилучшие кризисные времена. И отсюда — стремление к минимализму, натуральные ткани, естественные образы.
Собственно, именно «новые имена» вызывали у нас наибольший интерес. Каков молодой подиум в Украине? Что для него мода? И какой они видят украинскую моду?
«День» предлагает очень интересные, на наш взгляд, рассуждения по этому поводу молодых дизайнеров.
КОММЕНТАРИИ
Лера ПЕЧЕНАЯ, дизайнер, участник проекта «Новые имена» в рамках 28-й УНМ:
— Если честно, то у меня достаточно скептический взгляд на понятие «тенденция» в моде. Я считаю, что то, что стало тенденцией, уже не является модой. Ведь фешн — это творчество, поиск, креатив, а не конвейер.
Конечно, в Украине есть великие дизайнеры, такие как Лиля Пустовит, Лилия Литковская, которые диктуют фешн-миру определенные настроения, кто-то их называет тенденциями. Досадно лишь то, что в большей степени к ним прислушивается мировое сообщество, а не украинское. Их бренды знают едва не во всем мире, их покупают и охотно носят европейские модницы, а вот в Украине пока еще к этому еще не доросли. В чем можно убедиться, взглянув на публику, которая обычно приходит на Украинскую неделю моды. К сожалению, очень мало людей, одетых скромно, но изысканно и со вкусом.
Но я верю в то, что уже через 10—20 лет в Украине у дизайнеров будут одеваться не только звезды шоу-бизнеса, актеры или политики.
Лично для себя модную одежду я определяю, как то, что должно быть удобное, натуральное, крепкое, надежное, интересное, оно должно «дышать», а главное не диссонировать с личностью человека, который его надел.
Свою предыдущую коллекцию мы посвятили проблеме замкнутости модного поколения. Ведь все чаще на улицах мы встречаем молодежь, достаточно скованную в своем внутреннем мире, отстраненную от окружающей среды. К таким людям сложно подойти, заговорить с ними. Поэтому мы решили создать одежду, которая бы отображала внутренний мир того, кто ее надел. Ведь в действительности многие молодые люди сегодня не употребляют мясо, алкоголь, не курят и пропагандируют жизнь без насилия. И я хотела это показать миру, помочь молодежи посредством одежды продемонстрировать это.
Коллекцию, которую мы показали в проекте «Новые имена» на 28-й Неделе моды, я создавала, вдохновляясь уличными «пророками», которые ищут правду. Отсюда и минимализм в отделках, и большие карманы, для тех, кто «бережет в них свои секреты», и отсутствие любых карманов в одежде тех, кто уже нашел свою правду и гармонию.
Ольга СОБОЛЬ, дизайнер, участник проекта «Новые имена» в рамках 28-ой УНМ:
— То, что я сегодня наблюдаю на украинском подиуме, мне уже нравится. Наши дизайнеры начали больше задумываться над сложными интеллектуальными вопросами, над решением глобальных проблем человечества. Стало больше натуральных тканей и экомоделей. Тему экологии и сохранения природы я бы даже назвала сквозной тенденцией отечественного подиума. Хотя в целом каждый украинский дизайнер работает в своей стихии и создает собственную тенденцию. Кто-то работает в направлении хай-тек и тяготеет к архитектурным геометрическим формам, кого-то привлекает тематика естественности, и он создает свои модели, пользуясь вечными образами земли, леса, воды.
Молодой подиум относительно тенденций, я думаю, ничем не отличается от своих старших коллег. Лично для меня важно, чтобы одежда, которую я создаю, помогала тому, кто ее будет носить, чтобы она была не просто оболочкой из ткани, швов и украшений, а стала частью своего владельца, отображала его сущность. Поэтому она должна быть удобной и, конечно же, доступной.
В своем творчестве я использую как украинские коды, так и мировые. Поэтому и убеждена, что то, что в настоящее время происходит в мире — и японская катастрофа, и ливийский военный конфликт, и сейсмическая активность в Афганистане, Пакистане и на Филиппинах — «оттенки» всех этих событий вскоре можно будет увидеть в творчестве дизайнеров.
Олеся ГРЫНЬ, дизайнер, участник проекта «Новые имена» в рамках 28-й УНМ:
— Сегодня мы начинаем осознавать, что мода должна быть «умной» не только в смысле стиля. Но и отношение к моде со стороны людей также должно быть умным. Я имею в виду подход каждого отдельного человека к планированию своего гардероба. Человек должен понимать, что вещи-однодневки, которыми мы пользуемся, которыми в целом большинство людей пользуется, приводят к нивелировке вообще любого стиля — интеллектуального или классического. По моему мнению, сегодня такие явления, как так называемый гламур, вообще уничтожают само понимание моды. К умному подходу в моде нас подталкивает не только кризисная ситуация в экономике, но и ситуация в экологии. Яркие вещи быстро надоедают и становятся неинтересными, они запоминаются, но их не хочется потом одевать, в конечном итоге, они приводят к кризису в экологии, потому что ткацкая промышленность нуждается в серьезных объемах ресурсов. О синтетических тканях я даже не вспоминаю, они вредны и для нас, и для окружающей среды. Сегодня в Украине есть уже часть людей, которая способна понимать так называемую интеллектуальную моду. Их мало, и, наверное, это все-таки проблема не только моды, дизайнеров (я не могу сказать, что у нас на подиуме все вещи гламурные, нет, есть достаточно интересные вещи), это проблема украинской ситуации в целом. В частности, ситуации в культуре. Культура моды отображает культуру государства. Ведь мода — это не только то, что предлагают дизайнеры, мода — это то, что готовы надеть украинцы. В ином случае мода рискует остаться в резервации искусства. Чтобы этого не случилось, должны развиваться не только дизайнеры, но и общество должно развивать свой интеллектуальный уровень, тогда оно будет готово должным образом воспринимать то, что ему предлагают.
ЦИТАТА «Дня»
«Украинские дизайнеры станут сильными, когда перестанут пытаться конкурировать с Европой»
Роман БРАУ, владелец концепт-стора «ra» (Бельгия):
— Я действительно поражен. Очень нравится, что коллекции украинских дизайнеров очень разнообразны, начиная от гламурных и заканчивая работами молодых. Убежден, что здесь можно найти что-то действительно интересное, то, что не увидишь больше нигде. Ваши дизайнеры действительно способны удивить.
В течение всех трех дней, которые я нахожусь здесь, меня очень часто спрашивали, как скоро украинские дизайнеры смогут конкурировать на мировых рынках. Я немного этим удивлен. Зачем украинским дизайнерам конкурировать с кем-то? Ведь украинский дизайн такой чистый, аутентичный, стильный и мощный. Не хотелось бы, чтобы он стал таким же, как в Париже, Милане или Нью-Йорке. Хочется видеть что-то новое, незаурядное, интересное. Украинские дизайнеры станут по-настоящему сильными тогда, когда перестанут пытаться конкурировать и повторять то, что уже есть в Европе, а будут развивать свой собственный стиль. Так, например, как это делают Анна Октябрь и Igor Kikot.»