Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая украинская... «Жаба»

В Украине впервые создали свой оригинальный камуфляж — альтернативу советскому «Дубку»
26 сентября, 2013 - 11:25
ОДНО ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УЖЕ СМОГЛО ПРОТЕСТИРОВАТЬ НОВЫЙ УКРАИНСКИЙ КАМУФЛЯЖ. ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫМИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО РАЗРАБОТЧИКАМИ КАМУФЛЯЖА

Защитный рисунок собственной разработки стал визитной карточкой для многих армий мира. Украине в этом плане гордиться пока нечем — наши Вооруженные силы до сих пор используют расцветку, созданную еще в советское время. Даже на показательных маневрах солдаты одеты лишь бы как — в строю можно увидеть камуфляжи самых разнообразных вариантов, а контрактники нередко вообще покупают одежду за собственные средства, чтобы не терять время на постоянные ремонты. Очевидно, командование Вооруженных сил понимает, что дальше так продолжаться не может. Уже сегодня в отдельных воинских частях проходят испытания несколько разновидностей полевой формы. По словам заместителя начальника Генерального штаба ВСУ Юрия Думанского, поэтапное обеспечение армии новой формой должно начаться в 2014 году. Вместе с тем свой вариант универсального камуфляжа, получивший название «Жаба», создал частный украинский бренд, который занимается производством военного снаряжения. О том, как происходит разработка защитного рисунка, и готово ли Минобороны сотрудничать с негосударственными компаниями, «День» поинтересовался у руководителя группы разработчиков камуфляжа Константина ЛЕСНИКА.

«ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КАЖДОЙ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СОБСТВЕННЫЙ КАМУФЛЯЖ»

— Что побудило вас разработать собственный рисунок камуфляжа? Это бизнес-проект или вы сделали это ради авторитета компании?

— В значительной мере мы делали это ради престижа. Когда создаешь какую-то вещь с нуля, трудно сказать, принесет это финансовый успех или нет. Год назад ко мне за консультацией по поводу разработки камуфляжа для Вооруженных сил Украины обратились высокие чины из Минобороны. Они интересовались мировыми тенденциями в этой области. Сегодня наши военные используют «Дубок», который был создан еще в СССР. К сожалению, его качество никудышнее — он больше демаскирует человека, чем маскирует. Кроме Украины, ни одна страна СНГ не взяла его на вооружение. Именно тогда у нас возникла мысль создать собственный вариант. Неизвестно, конечно, купит ли его армия, но мы надеемся на это. Я считаю, что вооруженные силы каждой страны должны иметь собственный камуфляж. В Украине до нас никто ничего подобного не делал. С моей точки зрения, в России — тоже, хотя они и поменяли уже три варианта рисунка. Их последняя разработка вызывает у меня много вопросов. Ни одно из местных подразделений, которым устав разрешает самостоятельно выбирать экипировку, не носит форму Вооруженных сил России.

— Сколько времени вы разрабатывали камуфляж? Какие основные этапы работы над ним?

— Работа продолжалась около года. Сначала мы собрали коллекцию качественных фото и видео всевозможных ландшафтов нашей страны. Работали с теми же программами, которые используют в кинопроизводстве. Они позволяют увидеть объект в разных условиях, в частности менять его положение относительно источника освещения. Процесс шел непросто — постоянно возникали споры, приходилось многократно переделывать. А все потому, что местность в Украине чрезвычайно разнообразная, сделать универсальный вариант рисунка очень сложно. Кроме того, долго продолжались консультации с производителями ткани, ведь одно дело нарисовать на компьютере и совсем другое — как это потом будет выглядеть на ткани. Западные аналоги не наследовали — начали с чистого листа. С самого начала решили не брать какую-то конкретную из распространенных сегодня концепций — просто смотрели, что лучше работает. Мы подобрали цвета, свойственные нашей местности в теплое время года, и разместили их пропорционально — доминантным стал зеленый. Рисунок сделали мелким. Следует учитывать, как камуфляж будет соотноситься со снаряжением, без которого трудно представить современного солдата. Если бы рисунок был большим, то какая-либо деталь, сделанная из не очень качественной ткани, сразу бы образовала диссонанс в общем спектре.

Кстати, один из наиболее удачных современных камуфляжей — американский «Мультикам» — тоже создали гражданские — специалисты по компьютерной графике. Они совершили своеобразную революцию в мире камуфляжей именно потому, что сумели избежать стереотипов, которыми часто мыслят военные.

«НА НАШЕМ РИСУНКЕ ТОЛЬКО ЗЕЛЕНОГО — ЧЕТЫРЕ ОТТЕНКА»

— Сколько людей работало над разработкой? Легко ли удалось найти необходимых специалистов в Украине?

— Команда образовалась сама собой. В нее вошли наши сотрудники, занимающиеся созданием документальных фильмов и программ. В этом же отделе нашлась и необходимая аппаратура. Выяснилось, что в нашем штате есть профессиональные географы — их знания очень помогли в работе. В роли консультантов выступили ветераны и действительные сотрудники спецподразделений, которые давно с нами сотрудничают. В целом над проектом работали семь человек, включая трех военных консультантов.

— Почему вы отказались от идеи делать цифровой (пиксельный) камуфляж? Ведь вооруженные силы многих стран мира используют именно эту технологию.

— На самом деле пиксельные расцветки появились еще десять лет назад, и сегодня, на наш взгляд, уже отжили свое. Если бы мы ориентировались на моду, то, возможно, действительно выбрали бы цифровой рисунок. Но наши видеотесты показали, что «цифра» не дает никаких дополнительных преимуществ. Мы разрабатывали военный камуфляж, а не охотничий — для военных стандартная дистанция для выстрела составляет от 100 до 300 метров. Вместе с тем уже с десяти метров рассмотреть «пиксель» невозможно. При ближнем огневом контакте в условиях тотальной (не партизанской) войны идеально спрятаться почти нереально, поэтому «работа» камуфляжа на таких дистанциях не так важна. Исключение составляют ситуации, когда есть какие-то естественные укрытия. В таких случаях «Жаба» дает возможность бойцу слиться с окружающей средой.

— Где будут находиться производственные мощности?

— Мы искали партнеров в Украине, но, к сожалению, эта индустрия у нас малоразвита — нет ни ткани необходимого состава, ни красителей. А те фабрики, у которых они есть, сразу хотят делать миллионные тиражи. В конечном итоге мы решили заказать ткань у тайванцев. Их компании имеют замкнутый цикл производства, поэтому можно быть спокойным, что они сделают именно тот состав краски и именно ту плотность тканей, о которых было договорено. Даже американские военные закупают ткань у них. Очень важно точно воспроизвести цвет — если он будет просто похожим, необходимого эффекта достичь не удастся. А на нашем рисунке только зеленого — четыре оттенка. Шить одежду будем или в Украине, или тоже на Востоке.

«ЕСЛИ БУДЕТ СПРОС — МЫ ГОТОВЫ ЛЕГАЛЬНО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СВОЮ ТКАНЬ ДРУГИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ»

— Вы планируете использовать «Жабу» только для собственной продукции или готовы продавать ее другим производителям?

— Разумеется, мы рассчитывали прежде всего на собственные силы — значительная часть нашего ассортимента будет доступна в новой расцветке. Но если будет спрос — мы готовы легально предоставлять свою ткань другим производителям. Нет смысла ограничиваться только собственной продукцией, ведь существует очень большая вероятность, что кто-то попробует ее скопировать. Хуже всего, что потом люди приобретут эту копию и будут делать какие-то выводы относительно «Жабы». Наши товары стоят недешево, но мы не против, чтобы кто-то использовал новый камуфляж для более простых и доступных изделий. Мы даже готовы, насколько это возможно, снизить цену для других производителей — все ради того, чтобы потребители получили оригинальный товар.

— Проявляли ли интерес к вашей разработке военные?

— Чтобы узнать мнение профессионалов и сделать необходимые коррективы, мы предоставили образцы для тестов в одно из отечественных спецподразделений. «Жаба» их заинтересовала, в частности хорошую оценку дали снайперы. Правда, у этих людей тоже сложились определенные стереотипы — они много лет используют «Мультикам» и им трудно привыкнуть к чему-то новому. Если бы мы дали на пробу наш камуфляж военнослужащим, которые носят нынешнюю полевую форму Вооруженных сил, думаю, ничего, кроме восторга, он бы не вызывал. Спецназовцам «Жаба» сначала показалась слишком светлой, но во время тестов выяснилось, что такой подход оправдан. Если на сухой траве она немного уступает «Мультикаму», то в лесу и на зеленом поле — показала себя даже лучше. В целом же оценка позитивная — в природной среде Украины «Жаба» работает, и это самое главное.

«ОДНО ИЗ РОССИЙСКИХ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УЖЕ ИЗЪЯВИЛО ЖЕЛАНИЕ ПОЛУЧИТЬ «ЖАБУ»

— Есть ли у вашей разработки перспективы на международном рынке?

— Сам камуфляж и торговую марку мы запатентовали. Одно из российских воинских подразделений уже изъявило желание получить «Жабу», чтобы испытать ее на Северном Кавказе. Заинтересовались и сербы — они хотят закупить у нас ткань, чтобы шить из нее собственные изделия. Но пока мы придерживаем товар для наших ребят. Вместе с тем надо реально смотреть на вещи — возможно, какое-то украинское спецподразделение и захочет переодеться в «Жабу», но об армии в целом говорить трудно. Это прежде всего политический вопрос. Мы бы хотели сотрудничать с украинскими военными, но как все получится, никто сказать не может. Насколько я знаю, сроки конкурса на новый камуфляж для Вооруженных сил немножко передвинули — возможно, мы еще успеем принять в нем участие.

— Что думаете о новой форме пограничников и камуфляже, который сейчас испытывается в ВСУ? Кто занимался их разработкой?

— Пограничников «одела» частная фирма. Они взяли тот камуфляж, который сейчас использует Украинская армия, и сделали его цифровым — «модный» вариант. Это очень простая процедура. Цветовую гамму, которая, как я уже говорил, у нас не работает, они не меняли. Зато камуфляж, проходящий сейчас испытания в ВСУ, — это цифровой вариант немецкого «Флектарна», который выдают за новую разработку. Кто над ним работал, я не знаю. Этот рисунок сегодня уже не актуален — думаю, скоро сами немцы от него откажутся. «Флектарн» слишком темный — сегодня во всех новых разработках используют более светлые оттенки. Это объясняется тем, что дистанция огневого контакта растет. Темный камуфляж на большом расстоянии превращается в черное пятно, которое будет хорошо видно даже на расстоянии 300 метров. Силуэт должен повторять цвет фона, но быть немножко светлее, потому что темный предмет человеческий глаз заметит значительно быстрее, чем светлый.

Я видел у наших военных еще какой-то третий образец — цифровой и похожий на «Мультикам». Это значительно лучший вариант, но о нем почти ничего неизвестно.

— Готово ли сегодня Минобороны обращаться к негосударственным производителям?

— Не вижу ничего плохого в том, чтобы армия покупала частные разработки. Главное, что это создает условия для конкуренции. «Мультикам» — лучшее этому доказательство. Даже вооруженные силы США не смогли бы самостоятельно его разработать — соответствующие специалисты просто не пошли бы работать на зарплату военного. Лучшие системы вооружений сегодня производятся частными компаниями.

Роман ГРИВИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ