Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая жизнь – откладывается

Полмиллиона переселенцев до сих пор ждут президентской подписи на законе, который гарантирует им жилье, роботу, образование и другие социальные права
19 ноября, 2014 - 11:12
2 НОЯБРЯ 2014 ГОДА, КИЕВ. АКЦИЯ «ДОНБАСС НЕ ГОЛОСУЕТ! ДОНБАСС — ПРОТЕСТУЕТ!», КОТОРУЮ ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ С ВОСТОКА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Они убежали от войны в поисках убежища в спокойных регионах, однако, несмотря на обещания государства, вынуждены и дальше бороться за право на нормальную жизнь самостоятельно. Официальная статистика — на сегодняшний день в Украине почти 500 тысяч внутренне перемещенных лиц, но волонтерские организации называют цифру в 800 тысяч переселенцев. Ива из Луганска вспоминает, что выехали из города еще 29 апреля, когда была захвачена областная госадминистрация и часть тех, кто не выехал весной, впоследствии оказались в плену террористов. Первое время жили у друзей, пока не нашли себе жилье и работу, а затем вместе с такими же беглецами организовали волонтерскую инициативу «Восток-SOS». Переехали в Киев всей семьей — с мужем и двумя детьми. Меньшего ребенка устроили в детсад, как говорит женщина, без проблем, то же и со старшей — в школу. С ней в одном классе учится еще одна девочка из Луганска, а несколько дней назад приехала и крымская школьница — чтобы получить украинский аттестат.

Ива считает свой случай не таким сложным, как у ее друзей, которые тоже поселились в Киеве: «У моего друга, который был в  заложниках, террористы отобрали паспорт. Чудом мужчину вывезли из Луганска. Когда они с женой обратились в миграционную службу по поводу восстановления паспорта, его направили в Луганск. Это в то время, когда там соцслужбы уже не работали. Он был первым клиентом в центре выдачи паспортов на бульваре Шевченко 27, в течение месяца ему восстановили документ. Сейчас ситуация усложнилась, поскольку паспорта выдают лишь в центре административных услуг на Днепровской Набережной, они обслуживают за день всего 20 лиц. Люди занимают очереди с пяти утра. У нас есть знакомая, у нее 16-летняя дочь, они уже дважды заплатила штраф за то, что до сих пор не получили паспорт, ходят от службы к службе и без документов не могут подать заявку на участие в ВНО».

ЖИВУТ 24 ЧЕЛОВЕКА В ОДНОЙ КОМНАТЕ

То же и с медицинским обслуживанием. Беременная переселенка Анна (имя изменено) с июля состояла на учете в столичной поликлинике. Когда начала оформлять декретный отпуск, врач спросила, почему в паспорте нет печати о том, что женщина — вынужденный мигрант, хотя таких штампов вообще не существует. И кто оплатит будущей матери больничный отпуск — вопрос актуальный.

Татьяна Ходакивская из Горловки делится своей историей: уже три месяца с мужем живут в Киеве. Через интернет нашла роботу в хостеле администратором, здесь же и живут: 24 человека в одной комнате с двухэтажными кроватями. Дети в Херсон уехали, мать Татьяна осталась в Горловке. Сестра тоже там, она на стороне «ДНР».

«У меня трудовая там осталась, есть ксерокопия, но она не заверена нотариально, поэтому я нашла роботу неофициально. А вот знакомый мой оформлял пенсию в Киеве,  в Горловке не успел, походил по соцслужбам и ушел ни с чем», — рассказывает Татьяна. Но сейчас ее тревожит другое — что если с матерью что-то случится, не сможет к ней поехать, потому что ее имя в так называемом «расстрельном списке». Именно она была последней, с кем разговаривал замученный Владимир Рыбак, чье тело нашли в реке Торец. Женщина в настоящее время проходит свидетелем по открытому уголовному делу. — «А государство нам на встречу не идет. Во времена  Второй мировой войны, когда эвакуировались заводы, людей тоже вывозили из опасных территорий. А сейчас решать все нужно самому».

А все было бы проще, если бы Президент подписал закон о правах и статусе внутренне перемещенных лиц. Депутаты за него проголосовали еще 20 октября. Глава государства имел 15 дней на его рассмотрение — либо ветировать, либо подписать. Ни то, ни другое не сделано. Почему? Объяснений тоже никаких нет. По крайней мере  официальных. Потому что в «Восток-SOS» говорят, что есть комментарии Министерства юстиции к данному закону, на целых 18 листов, и их нигде не публикуют, но именно из-за них закон до сих пор без подписи.

С 10 ДЕКАБРЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ СМОГУТ ПОЛУЧАТЬ ПОСОБИЕ — 400 ГРИВЕН

Александра Дворецкая, сокоординатор «Восток- SOS», первой проблемой называет восстановление паспорта, если у переселенца его по определенным причинам нет. Пока новый документ готовят в миграционных службе, все это время человек не может официально устроиться на работу, оформить субсидии, пенсии. «Если паспорт есть уже на руках, в соответствии с постановлением номер 505 переселенца могут официально зарегистрировать. Но если он не хочет давать взятку и у него нет знакомых в управлении труда и соцзащиты, то придется снова ходить по кругу. Например, в Святошинском районе переселенцев на регистрацию ставят только на середину декабря. Еще полтора месяца нужно ждать регистрации. После этого в соответствии с постановлением 509 можно получать пособие. Однако средства можно получить лишь на банковский счет. Но если вдруг вы крымчанин, то постановление НБУ запрещает крымчанам иметь счета в банках и считает их нерезидентами», —  рассказывает Александра.

Чтобы восстановить трудовую книжку — нужно обращаться в суд. А стать на учет в центре занятости без трудовой книжки — невозможно. Если же предприниматели хотят пройти перерегистрацию, нужно готовиться к сложной процедуре и к тому, что налоги придется платить не там, где временно живешь, а там, где прописало государство: крымчане в Николаеве, а луганчане — в Сумах и больше нигде.

После 10 декабря жизнь переселенцев может еще больше усложниться, в частности тех, кто в настоящее время проживает в местах компактного проживания. Именно с этой даты Минсоцполитики прекращает оплачивать такие виды проживания. Поскольку именно с этого времени вводится пособие для переселенцев. Дееспособным лицам предусмотрено ориентировочно 400 гривен на месяц, недееспособным — около 800 гривен, но не более чем 2400 гривен на одну семью. Однако если работоспособный человек в течение двух месяцев не находит себе работу, выплата уменьшается на 50%, еще через два месяца прекращается вовсе.

Такие государственные механизмы напоминают скорее издевательство над людьми, чем поддержку. Они уже и без того отчаявшиеся и разочарованные. Когда «День» ранее пытался договориться с переселенцами об интервью, те, кому удалось дозвониться, отказывались, их позиция такая — СМИ много уже писали об их проблемах, а что с того? Где изменения? И что делать дальше? Разговор с журналистами действительно здесь не поможет, потому что это не их функция. Но иногда медийный шум и огласка вынуждают чиновников обращать внимание на проблемы  простых людей. Именно на это сейчас надеются волонтерские организации, взявшие под свое крыло переселенцев, что внимание СМИ и общества заставит Президента наконец подписать печально известный закон.

Закон о переселенцах гарантирует:

• Временное жилье на полгода

• Упрощенную схему регистрации места жительства

• Учет в центрах занятости без трудовых книжек

• Возобновление соцвыплат и пенсий по месту жительства

• Право на продолжение образования

• Гарантированные места в школах и детских садах

• Создание единого реестра переселенцев и получение такой справки за один день

•  Упрощенный механизм регистрационных действий для предпринимателей

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ