Бархатный сезон в этом году не радует работников МЧС: Новобогдановка, авиакатастрофа в Донецкой области, штормы и грозы с человеческими жертвами… Похоже, предсказания радикальных футурологов начинают воплощаться в жизнь: сначала человек уничтожал природу, а теперь она уничтожает человека. Есть ли общий знаменатель у всех этих событий? Есть, и говорить о нем очень неприятно.
Мы живем в обществе риска. Изгони Господь Адама из рая сейчас — к каноническому «…В поте лица будешь добывать хлеб…» добавилось бы что-нибудь насчет пестицидов, которыми он будет богат. Жизнь Адама вне божественных садов стала прообразом того, что принято называть сейчас антропологической нагрузкой на окружающую среду. Эта нагрузка давала Адаму (и нам) иллюзию облегчения нашей участи. На самом деле она возвращается к нам первичным (отходы заводов) или вторичным (глобальное изменение природного и социального климата) ущербом, отбирая у нас комфорт, здоровье, жизнь. Вечный бег: чем больше цивилизация дает, тем больше она и забирает. И за возможность работать не в поте лица, а в уютном офисе тоже нужно платить — «офисными» болезнями, стоянием в пробках, питанием в фаст-фудах… Это подтачивает человека медленно, но отнюдь не менее эффективно, чем последствия учений на Яворивском полигоне или халатность в обращении с боеприпасами.
Когда-то наибольшей опасностью для человеческой жизни считалась война. Рэй Бредбери в «451° по Фаренгейту» первым заметил, что отныне убивает не война, а цивилизация. Место жительства и уровень доходов немного снижают общий уровень риска, но не настолько, чтобы об этом можно было говорить как о панацее. Не существующие более башни ВТЦ доказывают, что и у богатых есть свои риски.
Принцип общественного равенства, провозглашенный французскими революционерами в конце XVIII века, реализуется подчас весьма причудливо. В равном количестве нитратов в голландских яблоках из супермаркета. В воздухе, который в равной степени отравлен для всех. Или (не дай Бог) в равных шансах уцелеть во время авиакатастрофы или взрыва боеприпасов. Это единственное равенство, существование которого можно утверждать смело, в отличие от экономического и политического. Труд и капитал в одной лодке — чем не мечта К. Маркса? Тем более, что новых форм равенства в ближайшее время не предвидится.
И, слава богу.