Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые нормы – старые маневры

Как повлияет новый Избирательный кодекс на порядок формирования политических элит во время местных выборов, обсуждали винницкие эксперты
5 февраля, 2020 - 10:31

Весь прошлый год народные депутаты «толклись» с Избирательным кодексом. Его начал нарабатывать еще предыдущий состав Верховной Рады (то есть VIII созыв) и таки принял в последние месяцы своей работы. Но потом Президент Владимир Зеленский документ ветировал и отправил на доработку уже нынешним нардепам. В итоге со всеми правками 1 января новый Избирательный кодекс вступил в силу и сразу стал горячей темой для обсуждения в экспертных кругах. Ведь именно по его нормам украинцы будут выбирать местную политическую элиту осенью этого года. Она, по мнению одних, призвана окончательно «перезагрузить» власть, а по убеждению других, может вернуть на политическое поле тех, кто сидит на лаве запасных.

НЕПОНЯТНЫЕ МОМЕНТЫ

Новые правила в основном касаются «больших громад» с населением от 90 тысяч жителей. Они будут иметь возможность выбирать не только партию, но и  конкретного кандидата от нее. То есть будут голосовать по пропорциональной системе с открытыми списками. Депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов с населением до 90 тысяч будут выбирать по мажоритарной системе. А вот количественный состав депутатов в советах будет зависеть от количества избирателей на округе. Если избирателей менее тысячи, совет будет состоять из 12 депутатов, от 500 тысяч избирателей до миллиона — 64 депутатов, 1-2 миллионов избирателей — 84 депутатов, более 2 миллионов — 120 членов местного совета.

— Предметом острой дискуссии на разных форумах стали несколько непонятных на этот момент вопросов. В частности то, что до сих пор не определено, сколько будет округов и будут ли иметь право кандидаты одновременно баллотироваться  на должность городского головы и как депутат в городской совет. Никто не может дать однозначный ответ, и весьма возможно, что мы можем стать свидетелями разного толкования, если ЦИК или Верховная Рада не урегулируют этот вопрос до выборов, — акцентирует внимание председатель винницкой ячейки Комитета избирателей Украины Владислав ТЕЛЕНЬ. — Кроме того, в соответствии с законодательством, кандидат на главу города в городах от 90 тысяч населения должен набрать 50% голосов плюс 1 голос или просто победить во втором туре. В сельских, поселковых советах с населением до 90 тысяч победит тот, кто набрал больше всего голосов. Эта система работала в 2015 году. И как вы помните, в Виннице, так и в большинстве областных центров, выборы проходили в два тура».

НЕОЖИДАННЫЕ СУММЫ

Больше всего удивили в новом избирательном законодательстве суммы залогов, которые вынуждены будут внести кандидаты, чтобы принять участие в избирательном процессе. Владислав Телень говорит, что размер залога увеличился в 40 раз, если сравнивать с прошлыми местными выборами 2015 года (напомним, «День» также писал о ситуации, которая сложилась, в № 6 от 16 января с.г.). Больше всего они заденут тех кандидатов, которые захотят баллотироваться на должность главы города с населением от 90 тысяч жителей. Для них сумма залога будет стартовать с 170 тысяч гривен — это для Ужгорода, для Винницы — более полумиллиона гривен, а для мэра Киева — свыше 4 млн, что значительно больше, чем сумма залога кандидата в президенты Украины. Деньги будут возвращаться лишь при условии, что кандидат в мэры в первом туре выигрывает выборы или же попадет во 2 тур. Иначе залог автоматически будет перечисляться в государственный бюджет.

«Партиям, которые захотят иметь своих кандидатов в каждом из больших городов, придется заплатить свыше 20  миллионов гривен, — отмечает Владислав Телень. — Так же вырастет и стоимость залога для партий, которые будут принимать участие в выборах в областные советы. По подсчетам экспертов, партии, которые будут выдвигать своих кандидатов во все советы и на должности глав всех больших городов Украины, лишь одна регистрация обойдется в 88 миллионов гривен. Если политическая сила преодолеет 5% барьер, то сумма залога им вернется, в противном случае они потеряют деньги. Но поверьте, для партий это приемлемые суммы, потому что даже если взглянуть на их расходы на официальную рекламу во время парламентской компании, то это было значительно больше расходов. Другая «проблема» для политических сил в том, что они должны аккумулировать эти деньги сначала на своем партийном счету, а затем вносить их на конечный счет. Для некоторых партий это может быть ограничением, потому что аккумулировать такие деньги — это очень непростая задача, тем более, что НАБУ имеет право проверить легальность поступлений этих средств».

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ ПОСТРАДАЮТ

Форма избирательного бюллетеня будет изменена. Он будет содержать информацию о партии в соответствии с номером по жеребьевке. Справа от названия каждой партийной ячейки будет размещен пустой квадрат для отметки голоса за политическую силу. А под названием — порядковые номера, фамилии и инициалы всех кандидатов в депутаты от этой партии, включенных в соответствующий региональный избирательный список. Сначала избиратель будет делать отметку напротив партий, которую выбирает, а затем внизу, где написано: «От организации партии, за которую я проголосовал (проголосовала), поддерживаю кандидата в депутаты», а справа от него — прямоугольник со знаком «№» и свободным полем, куда нужно будет вписать номер кандидата. То есть нужно быть достаточно внимательным, потому что сначала избиратель должен выбрать партию, а затем в конце бюллетеня еще и правильно внести номер, под которым указан нужный кандидат. Длинные бюллетени могут запутать не только избирателя, но и членов комиссии, которым придется считать голоса, причем вручную.

«Указывание номера кандидата открывает возможность для фальсификации, к единичке можно легко приписать ноль или двойку, и таким образом продвинуть в лидеры нужного человека. Кроме этого, почерки у людей разные, и иногда сложно понять, что это 3 или 5, то есть здесь также могут возникать разные нюансы, — продолжает Телень,                — в целом процесс подсчета будет базироваться на избирательной квоте, то есть голоса «суммируются» и делятся на количество определенных законом мандатов, в случае Винницкого городского совета, который имеет 54 депутата, будет делиться на 54. Потом те кандидаты, которые набрали больше голосов, чем избирательная квота, продвигаются по региональному списку партии вверх. В действительности это сложная арифметика, а если учесть, что процесс подсчета будет проходить вручную (вопрос о программном обеспечении только начали затрагивать. — Авт.), то будет еще тот квест».

НЕПРОСТАЯ «ОХОТА»

Местные выборы — 2020 станут первыми после завершения реформы децентрализации, а потому политологи уже сейчас говорят о том, что они существенно изменят расстановку политических сил в регионах, ведь в громадах избиратель будет ориентироваться больше на персоналии, чем на политические силы. Поэтому самыми вероятными претендентами на победу в небольших ОТГ станут сами выдвиженцы, которые уже показали себя хозяевами. Относительно партий, то их влияние будет чувствоваться в основном в больших городах и на уровне регионов и областных центров. Несмотря на сформированные региональные структуры, шанс (но небольшой) имеют «Батькивщина» и «Европейская солидарность». Появятся на горизонте и те политические силы, которые не прошли в парламент, но имеют поддержку электората на определенных территориях (речь о политической силе Владимира Гройсмана в Виннице или, к примеру, «Голос» во Львове). Но главная интрига — насколько высокими будут показатели представителей «Слуги народа»? Они, как прогнозирует политолог Руслан ШТОГРИН, не имея мощного представительства в регионах, будут делать ставку не на личности, а на бренд и высокий рейтинг Зеленского. Но, как показали выборы в отдельных ОТГ 22 декабря 2019 года, такой политический маневр может не сработать.

Избирательный кодекс имеет немало технических и концептуальных замечаний, но имею надежду, что их урегулируют до выборов, — говорит Андрей Кавунец. — Главная задача на местах — мотивировать украинцев активнее принимать участие в местных выборах, ведь в этом году мы будем выбирать не просто депутатов, а исполнителей. До сих пор наши жители привыкли, что все вопросы необходимо решать в государственной администрации, а депутаты — это такие номинальные лица, к которым ходят, когда необходимо попросить материальную помощь и которые принимают бюджеты, но все вопросы исполнительные осуществляются районными областными администрациями. Во время этих выборов произойдет кардинальное изменение, потому что фактически будут ликвидированы районные государственные администрации, областная госадминистрация, а на их месте будут созданы префектуры областные, районные или окружные, но главное, что они не будут иметь исполнительных функций. Те функции, которые имели департаменты и отделы райгосадминистраций, перейдут от администраций к исполкомам районного, областного совета

«Влияние «Слуги народа» на местах значительно меньше, чем на общенациональном уровне. В Житомирской области в некоторых ОТГ не прошел ни один представитель от «Слуги народа», так же было и в Винницкой, — отмечает Руслан Штогрин. — Потому, по моему мнению, во время местных выборов больше будет играть роль как раз персонифицированное виденье кандидата, независимо от той политической силы, которую он представляет. Хотя в больших населенных пунктах и городах с населением больше 90 тысяч людей общенациональная тенденция будет иметь серьезное влияние, и мы увидим более влиятельную структуру и электоральную поддержку именно партии «Слуга народа». Учитывая нетвердую ситуацию, неформально партии уже объявили охоту на авторитеты в громадах».

НЕМОТИВИРОВАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ

Нетипичной называет систему выборов в разрезе громад председатель общественной организации «Ресурсно-информационный центр «Громады Винничины» Андрей КАВУНЕЦ. По новому Избирательному кодексу получается, что в рамках громады будут формироваться мажоритарные округа, от каждого из которых будут избираться от 2 до 4 депутатов. Фактически это приводит к формированию совета преимущественно по территориальному принципу, а не пропорционально количеству населения, ведь от малочисленного сельского округа будет избрано 2 депутата, а от города со значительно большим количеством жителей — только 4. Это также приведет к тому, что в пределах одного округа кандидаты от одной партии будут конкурировать не только с другими кандидатами, но и между собой.

С другой стороны, существует определенная угроза для городских ОТГ, сформированных вокруг областных центров. Ведь гарантий, что в состав городского совета войдут депутаты, которые будут представлять сельские округа (в тех селах, которые войдут в состав городской ОТГ), — нет никаких. Примеров вдоволь по городам, где по некоторым округам нет ни одного депутата, а по некоторым — несколько. Это одна из угроз для сел, которые планируется включить в ОТГ, сформированных вокруг областных центров и больших городов.

«Избирательный кодекс имеет немало технических и концептуальных замечаний, но имею надежду, что их урегулируют до выборов, — говорит Андрей Кавунец. — Главная задача на местах — мотивировать украинцев активнее принимать участие в местных выборах, ведь в этом году мы будем выбирать не просто депутатов, а исполнителей. До сих пор наши жители привыкли, что все вопросы необходимо решать в государственной администрации, а депутаты — это такие номинальные лица, к которым ходят, когда необходимо попросить материальную помощь и которые принимают бюджеты, но все вопросы исполнительные осуществляются районными областными администрациями. Во время этих выборов произойдет кардинальное изменение, потому что фактически будут ликвидированы районные государственные администрации, областная госадминистрация, а на их месте будут созданы префектуры областные, районные или окружные, но главное, что они не будут иметь исполнительных функций. Те функции, которые имели департаменты и отделы райгосадминистраций, перейдут от администраций к исполкомам районного, областного совета».

В идеале было бы хорошо, если бы на местном уровне о политике вообще забыли. Потому что часто именно политические противостояния становятся причиной блокирования многих решений, которые по своей сути не являются политическими, а сугубо техническими. Но ввиду того, что до выборов всего лишь 9    месяцев, а первичные консультации с лидерами общественных мнений от разных политических партий уже начали проводить, на местных выборах без политических игр не обойдется. Партии ищут в громадах локомотивов, которые протянут их в совет. Вопрос: на каких условиях?

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День» Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ