Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужна ли Софии паства?

Правительство разрешило УПЦ Киевского Патриархата проводить богослужения в Трапезной заповедника, но о новой нагрузке на святыню до сих пор не знает ЮНЕСКО
24 февраля, 2016 - 11:06
ФОТО С САЙТА WWW.CERKVA.INFO

София Киевская для многих — место с невероятной энергетикой, и при этом уютное. Здесь не всегда многолюдно, но этим достопримечательность и привлекает. Картинка, как в Софийский собор ежедневно идут люди на церковную службу, как-то не вписывается в общую атмосферу на территории заповедника. Но отныне будет именно так.

Дважды в день в Трапезной бывшего монастыря будут проходить богослужения Украинской православной церкви Киевского патриархата. Такое решение на днях приняло Министерство культуры, выполняя поручение премьер-министра и реагируя на обращение УПЦ КП, чтобы правительство разрешило проводить службу в заповеднике.

Выдержит ли София с тысячелетней историей такую нагрузку? Не навредят ли эти богослужения самой Трапезной, построенной в конце XVIII века? Знает ли об этом факте ЮНЕСКО? И не приведет ли это к религиозному конфликту?

ТРАПЕЗНУЮ УЖЕ ОСВЯТИЛИ

Теперь общество возмущено и взволновано. Первой свою позицию выразила УПЦ Московского патриархата. В обнародованном заявлении говорится, что в свое время Блаженнеший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир неоднократно обращался с просьбой о возобновлении богослужений в Малой Софии (другое название Трапезной). Однако безрезультатно. Поэтому такой жест правительства считают «публичным проявлением пренебрежения со стороны чиновников к многомиллионной пастве».

«Киевские епархиальные ведомости» отмечают, что в течение последних 15 лет УПЦ КП семь раз обращалась к правительству с просьбой возобновить в Софии регулярные (!) службы, последняя была в декабре 2015 года. В середине февраля Минкульт дал разрешение, а уже 21 февраля Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет освятил Трапезный храм в честь князя Ярослава Мудрого (хотя историческое название достопримечательности — церковь Рождества Христового).

«Не понимаю, зачем это было делать с точки зрения памятникоохранной политики и с точки зрения межконфессионального мира? Если это сделано, чтобы доказать лучшесть Киевского патриархата, то он и так сейчас заявляет о себе хорошими делами, — считает религиевед Людмила Филипович. — И почему не спросили мнение общества, специалистов, а спешно приняли это решение? На мой взгляд, еще не поздно вернуть все назад».

ОПАСНЫЙ ПОЛ XVIII ВЕКА

Администрация заповедника внешне сохраняет спокойствие, но, как делятся сотрудники, проблемы колоссальные. Вместо договоренных периодических богослужений на праздники церковники заявляют об утренних и вечерних ежедневных службах. Кроме этого, не определен пропускной режим — потому не понятно, как проверить, идет человек в церковь или на экскурсию. И выдержит ли толпу людей сама Трапезная?

Как отметила директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская, под богослужение передают только пятую часть храма, но здесь под полом есть древние своды ХVІІІ века. Заместитель директора Вадим Кириленко добавляет: «Помещения памятника являются постоянно действующей выставкой, они не приспособлены под проведение постоянных многолюдных богослужений. Во время последней реставрации 1977—1978 годов частично оставили предыдущие конструктивные элементы пола. Кто даст гарантию, что это все не обвалится вместе с большим количеством людей?».

После совещания с учеными и экспертами пришли к выводу, что пол выдержит, но должно действовать ограничение — одновременно в зале может находиться не более 60 человек. «Будут ли придерживаться таких норм? Не уверена, — отметила Людмила Филипович. — Я была во многих соборах и памятниках архитектуры в Риме, Венеции — и туда вход тоже очень ограничен. Но о таких соборах заботится и государство, и общественные фонды, а у нас едва хватает денег на то, чтобы возобновить упавшие стены».

СОФИЯ КАК НОТР-ДАМ

Министерство культуры и администрация заповедника уверяют, что ничего экстраординарного и незаконного не произошло. Напротив, учтен международный опыт использования объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО одновременно как музея и собора. В качестве примера Минкультуры приводит ту же Киево-Печерскую лавру в Украине или Кафедральный собор «Нотр-Дам» в Бельгии.

«Моя задача и моих сотрудников — соблюдение памятникоохранных требований. Это не наш вопрос, кто должен служить и как, — уверяет Неля Куковальская. — Мы все вопросы обсудили с представителями церкви, есть большое понимание с их стороны. Я думаю, что и помощь от них будет, потому что с 2000 года в Трапезной почти ничего не делалось. Там кровля покрыта ржавчиной, нужно перезолачивать, местами менять штукатурку. И не вся же Трапезная передается — только одна четвертая площади, а все остальное остается музеем».

«ЭТО — ОШИБОЧНОЕ РЕШЕНИЕ»

До сих пор об этих новациях в Софии Киевской не знает ЮНЕСКО. Как рассказала «Дню» Неля Куковальская, Министерство культуры только собирается уведомить об этом Комитет всемирного наследия. То есть — постфактум. Но, если действовать правильно, Украина сначала должна была сообщить об этих планах ЮНЕСКО, получить соответствующие рекомендации, а затем принимать внутренние решения. Если Минкульт такое письмо не подготовит, его обещают отослать активисты ОО «Андреевско-пейзажная инициатива».

«Я считаю, что это ошибочное решение нашей власти, этого не стоило делать ни для какого патриархата, ведь в первую очередь София — это музей, памятник национального значения, который принадлежат каждому украинцу, — комментирует председатель ОО «Андреевско-пейзажная инициатива» Марина Соловйова. — Когда-то на Пейзажной аллее разрешили церковникам поставить палатку и проводить в течение 40 дней службу — так до сих пор стоит часовенка без землеотвода».

И как же опыт с Андреевской церковью, которую отдали под богослужение Украинской автокефальной православной церкви? Точно так же договаривались об охранительном режиме, сберегательной эксплуатации и, как недавно Неля Куковальская комментировала «Дню», церковь довела памятник архитектуры до ужасного состояния. В частности, ежедневные литургии со свечами повредили ценные интерьеры, которые теперь нужно реставрировать. Мало обожглись?

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ