Ольга Троян — владелица мастерской традиционных украинских украшений и солистка этно-рок-группы «ДримбаДаДзиґа» — уже не один год «погружается» в традиции, возрождая их в музыке и своих авторских украшениях: бусах и веночках.
Говорит, что с детства мечтала иметь много блестящих бусинок, из которых можно было бы сделать какие-то украшения: «Как и каждая девочка, я постоянно что-то себе плела и гордо носила это на себе». На втором курсе биологического факультета КНУ имени Тараса Шевченко Ольга приобрела шерсть и наугад без всяких мастер-классов начала валять. Первые бусы подарила Елене Цибульской — вокалистке группы «ДахаБраха», которая, по словам Ольги, и вдохновила ее на создание Мастерской Украшений Makoviya. Именно тот период она и называет точкой отсчета своих творений.
Дальше были веночки: фольклорная группа, в которой и сегодня работает Ольга, готовила обрядовые песни для свадьбы, и невесте нужен был веночек. Так и «создался» первый — для Ольги сугубо «интуитивный».
— Ольга, расскажите, где этому можно научиться?
— Скорее всего, в университете Бойчука, на кафедре фольклористики в университете Шевченко и в Университете культуры и искусств. Я сама не имею высшего художественного образования, как и музыкального, до сих пор учусь и имею личный взгляд на традиционные вещи. Поняв, что мне не хватает знаний традиционных техник, я сама начала изучать фото и музейные экспонаты, участвовала в экспедициях и встречах с коллекционерами, мастерами.
Следующим этапом для меня стало знакомство с современной японской техникой изготовления цветов из глины для флористики «деко-клей» и «модерн-клей». В отличие от традиционных бумажных вощенных и тканевых цветков, цветы из этого материала, который в готовом виде является чем-то средним между бумагой и тканью, являются более долговечными и удобными в работе лично для меня. Работая с деко-клеем, поняла, что каждое новое время диктует свои правила и заставляет использовать те материалы, которые есть под рукой. Для своего свадебного венка я уже начала использовать цветы собственного изготовления из деко-клея. Наверное, поэтому эти свадебные венки вызвали достаточно большой интерес, и я получила много заказов, с которыми до сих пор не могу справиться.
— Сегодня в магазинах часто можно увидеть разнообразные аксессуары, стилизованные под атрибуты национальной одежды. Чем вообще отличается веночек или бусы ручной работы от того, что предлагает масс-маркет?
— Чем является наша «популярная» народная культура в годы независимой Украины? Это, в своем большинстве, наследие от «совковщины»: искривленное виденье народного наряда в целом и головного убора в частности. Что уж говорить о региональных отличиях и многообразии, которое пытались уничтожить.
Примитивно выполненные, кислотных цветов искусственные маки, васильки, подсолнухи в современных веночках, которыми заполнены сувенирные магазины, стали ошибочным эталоном, неверным образцом для подоражания. На сегодня в Украине достаточно мало мастеров, которые занимаются настоящей реконструкцией, и очень много тех, кто на так называемых надгробных венках зарабатывает деньги, выдавая их за традиционные. К счастью, в Киеве есть ряд магазинов и ателье, которые делают и выставляют на продажу «правильные вещи».
— В современной одежде все чаще используются этномотивы. Как, на ваш взгляд, стоит правильно совмещать современное с традиционным, чтобы не возникало диссонанса?
— Если вы хотите пошить себе платье с этномотивами, то нужно доверить это дело профессионалам, которые не просто имеют вкус и имя большого дизайнера, а также знания в сфере этнографии и культурологии. Или же нанять консультанта, который разбирается в народной одежде, символике и традициях. Лично я не в восторге от модных ныне вышитых платьев а-ля Вита Кон, хотя признаю, что некоторые из них достаточно красивые и изысканные.
Обожаю совмещать народные аутентичные украшения с современной одеждой. Часто ношу традиционный национальный наряд, хотя имею много пирсинга в ушах и на лице. А вот, например, в Норвегиии ты не сможешь этого сделать, потому что там такое сочетание считается безвкусицей. Ты либо в современном, либо же полностью в народном костюме. Там традиционные ювелирные украшения передаются до сих пор из поколения в поколение. И именно такой путь сохранит традиционная одежда в неизмененном неискаженном состоянии. Мы же сегодня экспериментируем. С одной стороны, это имеет мощный механизм популяризации нашей культуры в самой Украине, а также за ее пределами, поскольку упрощенные, разбавленные с современностью традиционные варианты наряда воспринимаются легче и быстрее впитываются. Но с другой стороны, это искажает представление о традиционном костюме. Я уверена, множество модниц, особенно не из Украины, которые в жизни не видели настоящей вышиванки, но знают, что платья Виты Кон, сделанные по мотивам украинских сорочек, думают, что у нас в давние времена носили разноцветные пестрые сорочки-платья, и все — без юбок, поясов, что является бессмыслицей!
— Как человек, который занимается возрождением традиций, скажите, насколько велик сегодня спрос на украинское?
— Спрос есть, и большой, ярче всего он выражен за границей, в украинских диаспорах. Конечно, он вырос за последние четыре года, и в Украине все больше людей интересуются своей родной культурой, но эти люди в основном из определенных кругов: интеллигенция, художники, модный бомонд... Теперь недостаточно надеть «стрейчевую» майку с китайской машинной вышивкой а-ля «вышиванка», нужно копать глубже. Мы должны разрабатывать правильный путь развития и возрождения культуры, традиций и ценностей.