Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужно прекратить искать виноватых в глубинах истории

31 июля, 2002 - 00:00

Сегодня на рассмотрение читателей представляем два полученных нами материала, по-разному оценивающих религиозную ситуацию в стране. Один написан православным, другой — двумя католиками. Всех их объединяет то, что они одинаково связывают историю с современностью, выводят сегодняшний день из прошлого, а также считают, что церковные проблемы весьма влияют на политические и экономические.

С изложенными нашими авторами мнениями трудно полностью согласиться. С одной стороны, мнение авторов-католиков о практическом использовании в Украине социальной доктрины Католической церкви (разработанной, кстати, главным образом для нужд самой церкви), о прикладном характере учения Иоанна Павла II, его энциклик, кажется несколько утопическим. Одно дело — послание, другое — объективная способность людей его принять. Авторы несколько наивно ожидали также каких-то немедленных и материальных результатов визита Папы Иоанна Павла II в Украину. Так не бывает. Однако, несмотря на это, значение этого визита для нашей страны трудно переоценить. Потому что украинский народ вообще и православные люди, в частности, переступили наконец «магический» круг исторических суеверий, не побоялись церковно-политического (когда-то такого могущественного) российского табу и действительно ощутили себя — хотя бы на мгновение — свободными европейскими людьми. Визит какого другого человека мог сделать с нами подобное?

Что касается материала г-на Николая Клинового, то пафос его идеи напрасно искать в живительной роли православия в Украине. Речь идет, собственно, о том, что католицизм (восточного и римского обрядов) является главной причиной раскола украинского общества. Иными словами — вместо апологии православия нам преподносится критика католицизма. Уверена, что в украинском обществе никогда не будет согласия, если вечно кивать на историческую вину наших бывших противников (наподобие захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году), искать виноватых где-то за границей. Ведь сегодня раскол нашего общества идет не только по линии католицизм-православие. За примером далеко идти не нужно — взять хотя бы разъединение украинского православия, к которому католики не имеют ни малейшего отношения. (Во всяком случае, их в этом до сих пор не обвиняли.)

Не входя в детали (читатель с ними ознакомится), хотелось бы, чтобы наши авторы (а также те, кто отзовется на публикацию) более конкретно очерчивали бы ту роль, которую должны сегодня играть все наши церкви в процессах консолидации общества. И особенно останавливаться на стратегии церкви, которую они знают лучше всего — собственной.

Клара ГУДЗИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ