Новая редакция «Общегосударственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (ЖКХ), принятая этим летом, продолжила процесс реформирования отрасли до 2014 года. Если учесть, что предыдущая версия программы, также утвержденная законом, начала реализовываться в 2004 году, то на реформирование отведено 10 лет, почти шесть из которых уже истекли. Можем ли мы надеяться, что за оставшиеся четыре года удастся качественно изменить ситуацию в сфере жилищно-коммунального обслуживания и дать возможность обществу почувствовать, что реформа состоялась? И что станет не формальным, а фактическим индикатором выполнения задач, поставленных в новой программе реформирования?
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — ПАССИВНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Ситуация, сложившаяся в отраслях жилищно-коммунального обслуживания — теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с бытовыми отходами, благоустройстве, обслуживании жилья — действительно оставляет желать лучшего. Мы все хотим своевременно получать качественные услуги за доступные цены и не задумываться о проблемах и рисках, существующих при их предоставлении. Но при этом большинство пренебрегает своими обязательствами, в частности, такими, как своевременная оплата жилищно-коммунальных услуг, забота о состоянии своего жилья и объектов, находящихся в совместном использовании. Среди трудностей реформы — отсутствие достаточной координации со стороны государства, а также нежелание целого ряда субъектов рынка менять что-либо в своем поведении. Но все же главной проблемой реализации предстоящих реформ считаем отсутствие активной позиции потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Большинство населения Украины недовольно условиями своего проживания, надежностью и качеством предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг. Значительная часть наших сограждан ожидает от государства бесплатных квартир, бесплатных капитальных ремонтов, дешевых и качественных услуг и практически не использует возможности влиять на условия своего проживания. И в этом позиция людей, проживающих в многоквартирных домах и в индивидуальных владениях, отличается кардинально.
Владелец индивидуального дома начинает ощущать себя собственником с момента покупки или строительства дома, а жители многоквартирных домов, активно оперируя своей собственностью на рынке недвижимости, не ощущают себя хозяевами своего дома. Какой-то интерес к вопросам ЖКХ у них появляется лишь при получении платежек, и то только в том случае, если они видят в них новые, существенно возросшие цифры, а также в случае, когда та или иная услуга вообще перестает предоставляться.
Любое повышение тарифа без одновременного повышения качества услуг воспринимается «в штыки». Никто не хочет урезать свои расходы с целью оплаты жилищно-коммунальных услуг, тем более когда при этом ничего не меняется. Люди даже не задумываются о том, насколько затратной во всем мире является деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и насколько значительную долю своего дохода тратят на эти цели жители экономически развитых стран. Отсутствие подобной информации является наиболее серьезным упущением в государственной политике в сфере ЖКХ.
Необходимо повысить информированность людей в вопросах энергоэффективности, ресурсосбережения, управления совместным имуществом, объяснить, что собственность не только дает определенные права и привилегии, но и обязывает. Поэтому главной задачей является создание ответственного собственника жилья, который, с одной стороны, воспримет философию реформ и поможет нам погасить сопротивление субъектов рынка, а с другой — осознанно пойдет на определенные ограничения, которые необходимо будет взять на себя, чтоб система заработала.
От потребителей жилищно-коммунальных услуг мы ожидаем, во-первых, своевременной их оплаты. Во-вторых — обеспечения энерго- и ресурсосбережения. И, наконец, активной позиции при решении вопросов своего общежития — создания ОСББ или какой-либо другой формы организации процесса совместного принятия решений по управлению своим домом.
НОВЫЕ ИНСТИТУЦИИ ИЗМЕНЯТ ПРАВИЛА ИГРЫ
Важным для успеха реформ является создание новых институций, которые должны привести к изменению правил игры на рынке, например, Национальной регулирующей комиссии на рынке коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение). Она должна взять на себя организацию государственного регулирования на соответствующих рынках (лицензирование, обеспечение недискриминационного доступа к услугам и формирование тарифов) для крупных субъектов рынка и тех, которые оказывают услуги на территории нескольких населенных пунктов. Подобный орган существует на энергетическом рынке уже более 13 лет (НКРЕ) и хорошо зарекомендовал себя в очень многих отношениях.
Сопротивление внедрению этого института уже испытываем от некоторых органов местного самоуправления и даже от государственных органов управления и народных депутатов. Не все стремятся к тому, чтоб процесс формирования тарифов на тепло, водоснабжение и водоотведение стал прозрачным и экономически обоснованным, чтобы предприятия-монополисты на той или иной территории были бы под контролем потребителя относительно целевого использования средств, получаемых от тарифа.
Сейчас создается нормативная база для создания такой комиссии, и в следующем году этот орган заработает на рынке, как это и предусмотрено Концепцией развития государственного регулирования на рыке коммунальных услуг, принятой правительством еще в прошлом году. Две другие институции, без развития которых невозможна реформа ЖКХ, — это ОСББ и управляющая компания. Эти институции не новы, они давно действуют в Украине, но, к глубокому сожалению, так и не смогли получить широкого распространения и изменить ситуацию на рынке обслуживания жилья в лучшую сторону. Для этого есть и экономические, и организационные, и политические причины. Но главной является заигрывание с потребителем жилищно-коммунальных услуг в процессе непрекращающихся избирательных компаний, результатом чего стало постоянное ожидания «чуда» — вот-вот кто-то придет и все сделает быстро и бесплатно.
Еще одна новая институция, которая должна ускорить процесс реформ — Государственная жилищно-коммунальная инспекция — уже создана в Украине. Процесс ее создания был непростым и на сегодня не легче проходит становление ее деятельности. Но этот институт уже родился и будет жить. Инспекция имеет важную миссию — контроль за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ и защиту потребителей от некачественных услуг. Грамотная, профессионально организованная работа инспекции позволит нам избежать развития теневых процессов, искажения основных принципов и постулатов реформы.
То есть основные институции, которые должны быть задействованы в реформировании ЖКХ, у нас либо уже созданы, либо находятся в процессе создания. Они не являются абсолютно новыми и опробованы на практике в условиях нашей страны. Это позволяет нам с оптимизмом смотреть на возможность завершения реформы в 2014 году — в срок, намеченный программой. Новая редакция программы реформирования позволит нам улучшить ситуацию в этой сфере. Программа предусматривает координацию реформирования ЖКХ непосредственно вице-премьер министром Украины, и это очень правильно.
Реформа ЖКХ — очень сложный социально чувствительный процесс. Цена ошибок в этой сфере очень высока для общества. Реформа невозможна без совершенствования системы социальной поддержки населения, межбюджетных отношений, системы корпоративного управления, пересмотра основных принципов обеспечения необходимых финансовых ресурсов; без организации работы с общественностью, средствами массовой информации, без внедрения новых дисциплин в систему высшего образования, восстановления системы профессионального обучения, без усовершенствования статистических форм отчетности и решения многих других вопросов. Но мы сможем организовать этот процесс.