Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О комбинировании опытов

«Рецепт» посла Александра МОЦИКА — для Восточноевропейского национального университета
3 декабря, 2015 - 10:46
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Сегодня в Украине как на профессиональном, так и бытовом уровне живо обсуждают вопрос увеличения уровня автономии университетов. Какие позитивные изменения и вероятные опасности влечет за собой такая реформа? Нужна ли нам научная «децентрализация»? Об этом, а также об американском опыте построения независимых и конкурентоспособных университетов, мы говорим с Александром МОЦИКОМ, Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Соединенных Штатах Америки, членом наблюдательного совета Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки.

«ДЛЯ НАС ВАЖЕН И АМЕРИКАНСКИЙ, И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ»

— Александр, есть ли в системе школьного образования США что-то вроде нашего внешнего независимого оценивания?

— Там тоже есть  внешнее оценивание, и оно очень важно. В Америке — 12-летняя система среднего образования. Есть Elementary School (начальная школа), Middle School (средняя школа) и High School (старшая школа), и внешнее оценивание проводится, если я не ошибаюсь, в 9, 10, 11 классах. В 12 классе ученики могут выбрать какие-то конкретные дисциплины, чтобы более профессионально готовиться к вступлению в эти университеты, в которые они выразили желание поступать.

Выбор университета в Соединенных Штатах Америки — головная боль для всей семьи, и где-то за год-полтора уже семья знает, в какой университет идти, сколько там нужно будет платить денег, где взять эти фонды, какие ссуды брать, если не могут оплатить и тому подобное. И, конечно, есть большие преференции — для светлых голов, то есть если в университете (условно) плата за год — 26 тысяч долларов, то не из всех семей ученики могут стать студентами такого университета, но если ребенок очень умный и показал на всеамериканськом уровне какие-то высшие результаты, то его могут взять как вундеркинда даже совсем бесплатно или за малую плату.

— Система высшего образования Украины проходит важный и в то же время непростой процесс реформирования, который приведет к значительному росту уровня автономии наших университетов. На чей опыт посоветуете обращать особое внимание?

— Автономия университетов плюс серьезная ресурсная база, и плюс система внешнего оценивания — это три важных элемента, которые позволяют из ученика сделать серьезного студента, а затем — серьезного выпускника, который приносит стране и обществу реальную пользу. Важно не только идти путем научно-технического прогресса, но и возглавлять этот прогресс. Американские университеты очень богатые. Скажем, бюджет Массачусетского университета — около 3 миллиардов долларов, Гарвардского — насколько помню, тоже где-то 2,7 миллиарда долларов, Бостонского — 2,3 миллиарда долларов. Мощная ресурсная база дает возможность приглашать лучших, обеспечивать студентов и профессоров всеми техническими и технологическими возможностями. Конечно, что в такой среде умные люди, работая с самой современной техникой, дают лучшие результаты.

Поэтому, я думаю, что для нас важен и американский, и европейский опыт. Нужно комбинировать и смотреть, чтобы этот опыт подходил нам.

«ВАЖНО ПОДДЕРЖАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО НАУЧНОГО ПАРКА»

— Как член наблюдательного совета Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, как вы оцениваете нашу работу на пути к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство?

— Я работаю с вами уже лет шесть-семь, в частности как член наблюдательного совета, и хочу сказать, что в университете за это время достигнут огромный прогресс. И, конечно, что здесь заслуга ректора Игоря Ярославовича Коцана и всего дружного коллектива, да и студентов, у которых тоже с каждым годом растет уровень подготовки. Поэтому ныне очень важно поддержать строительство научного парка Восточноевропейского национального университета. Знаю, такая концепция есть, есть земельный участок и молодая инициативная рабочая группа для ее реализации.

— Есть земельный участок на 8 га, где планируем построить новые научные лаборатории, учебные корпуса, спортивные площадки, бассейн.

— Я знаю вашу концепцию, она очень хорошая. Важно, что там есть не только элементы чисто учебные, теоретически-практические, но есть и элементы досуга, спорта. Спорт имеет очень большое значение, в частности в американских университетах. Например, в Бостонском университете спорту уделяется огромное внимание, университетские команды по хоккею, американскому футболу, бейсболу настолько сильные, что могут выходить в настоящую лигу. Таким образом, спорт — это будто а must (обязательно) для американских университетов, и это оказывает большое влияние на образ жизни студентов (воспитываются лидерские качества), студенты, простите, не бегут после лекций на пиво. Они или сами занимаются спортом, или идут как болельщики — это уже культура общения. Это очень важно.

Сейчас я знаю, что проект строительства научного парка Восточноевропейского национального университета проходит утверждение на уровне области, чтобы можно было начинать строительство. Конечно, нужно также искать спонсоров, которые бы помогли реализовать этот проект, потому что материально-техническая база, ресурсная база — это очень важно, и здесь очевиден опыт американских и европейских университетов (создание комфортных условий). Тогда украинские студенты, которые заканчивают школы, будут выбирать ВНУ как приоритетный.

«ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЛОКОМОТИВ ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

— Большинство известных в мире университетов расположено в небольших городах, а не в столицах. Почему?

— Очень важно, чтобы наука и образование не концентрировались только в одном-двух городах, чтобы такие научно-образовательные центры были по всей Украине. Вы правильно говорите, так построены наука и образование и в США, и в Европе — такие региональные центры.

Восточноевропейский национальный университет уже приобретает такой статус, при условии необходимых ресурсов и поддержки он действительно должен быть лидером и центром в этом регионе: Полесье, Волынь, Западная Украина, и, чтобы сюда шли и из Восточной Украины. Очевидно, в приоритетах области одним из пунктов хорошо было бы зафиксировать развитие университетского образования, которое при нормальных условиях способно быть локомотивом позитивных изменений, инвестиций, туризма и для всех других важных для региона и для Украины вещей.

Анна Данильчук, проректор по научно-педагогической работе, евроинтеграции и работе со студентами Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ