Украина и Польша — это две сестры, одна из которых 20 лет назад удачно вышла замуж и теперь тянет другую в семью своего мужа. Но перед этим хочет научить сестру правилам новой семьи, чтобы та не наделала ошибок. Такой метафорический оборот стал рефреном Украинско-Польского клуба, который работал на Международной конференции «Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, зона свободной торговли: вызовы и возможности для экономики и инвестиций» 15 — 16 октября в Европейском парламенте в Брюсселе.
Говорили много по сути и, как возможно под прицелом телекамер и включенных диктофонов, откровенно.
Ключевой тезис, с которым «День» вернулся в Киев после работы в Брюсселе, — это ответ, для чего Польша так много работает над украинской евроинтеграцией. Эта наша удачливая старшая сестра тянет менее, на первый взгляд, везучую в новую семью совсем не потому, что переживает, чтобы та лучше ела ли моднее одевалась. Похоже, сестре не слишком сладко живется в новой семье и она нуждается в союзнике, который поможет ей немного подогнать правила.
Лоббируя интеграцию Украины в европейскую семью, Польша отстаивает прежде всего свои интересы, а не наши. Не секрет, что с вхождением в Зону свободной торговли государства Восточного блока, такие как Польша в частности, были вынуждены конкурировать со странами намного более сильными в экономическом аспекте. Богатые страны, такие как Германия и Франция, имеют значительное финансовое преимущество, их предприятия выигрывают конкурентную борьбу, пользуясь брендом и эффектом масштаба. Они, в принципе, монополизировали выгоду от свободного рынка. Вместе с тем экономики стран — членов «нового» Европейского союза имеют мало шансов в этой конкурентной борьбе. Одним из решений этой проблемы, как указано в аннотации материалов Украино-Польского клуба, является «внедрение механизмов выравнивания шансов». Речь идет, в частности, о том, что, во-первых, страны — члены «нового» ЕС должны добиваться, чтобы законы, которые принимаются в ЕС, учитывали интересы не только стран с богатыми экономика, но и, прежде всего, более слабых стран из бывшего Восточного блока. А во-вторых, одним из ключевых вопросов сегодня эксперты Украинско-Польского клуба считают интерпретацию правовых положений относительно злоупотребления доминирующей позицией. Но без союзников Польше добиться таких сдвигов в политике Европейского союза практически невозможно.
Украина — большая страна. В случае вступления ее в ЕС в Европарламенте может появиться около 50 украинских депутатов. Примерно столько сейчас есть у Польши (54). Еще 84 — это представители стран так называемого Восточного блока: Словении (7), Чехии (24), Венгрии (24), Словакии (14), Латвии (9) и Эстонии (6). Таким образом, вместе страны Восточной Европы, в случае присоединения Украины, будут иметь немногим больше голосов в Европарламенте, чем, скажем, Германия (96) или Франция (74). Именно на этом аспекте акцентировал польский дипломат, член группы Прогрессивного альянса социалистов и демократов в Европейском парламенте Богуслав Либерадски, находясь с визитом в Киеве летом этого года. «Все дело во влиятельности», — заявил он, уверяя, что во вступлении Украины в Европейский союз не заинтересованы страны — старые члены ЕС. «Это уже не будет французско-немецкий Евросоюз», — подчеркнул Либерадски.
Но до статуса союзников в ЕС кого-либо, будь то Польша или Германия, по состоянию на сегодняшний день нам еще надо много работать. И главное, чтобы, пока наши депутаты доберутся до Европарламента, нам еще было чьи интересы представлять. А здесь, конечно же, опыт Польши нам пригодится.
Поэтому из озвученного во время докладов в рамках Украинско-Польского клуба в Брюсселе 15-16 октября, наиболее интересными и поучительными, с нашей точки зрения, являются тезисы:
ОБ ОТРАСЛЯХ, КОТОРЫЕ «УМЕРЛИ», И ПОЧЕМУ
Больше всего пострадали после европейской интеграции Польши те отрасли экономики, товары которых не выдержали конкуренции. Об этом сообщил член Европейского парламента, бывший вице-премьер-министр Польши Ярослав Калиновский. По его словам, прежде всего трясти начало автомобилестроение, а также производство сельскохозяйственной техники. Эта продукция просто не выдерживала конкуренции с более сильными производителями Германии и Франции. Поэтому эти отрасли, можно сказать, были на грани исчезновения. И Украине надо учесть этот опыт, протестировать своего производителя на способность к конкурентной борьбе, защитить его тренировками.
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА ДО И ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЕС
Член Европейского парламента Павел ЗАЛЕВСКИЙ: «Присоединение Польши к Европейскому союзу запустило в Польше необратимый процесс формирования среднего класса. Сформирован сильный пласт людей, которые получают средний доход. Что же касается распределения национального дохода, то он стал очень и очень уравновешенным. Мы избежали огромных диспропорций, таких, которые имеете вы сегодня (речь идет, в частности, о том, что годовой доход самого богатого бизнесмена в Украине оценивается в 15 % ВВП. — А. Д.). Вы можете достичь более равномерного распределения в Украине»
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «Дня»
Во время своего выступления вице-премьер-министр Украины Константин Грищенко в первый день работы Украинско-Польского клуба фигурально заявил, что Украина нуждается в помощи, и не в форме советов, а практически. «В контексте решения проблем в сфере финансов мы убеждены, что лучшим ответом на это должно стать сотрудничество с МВФ. Украине необходима только часть от тех объемов, которые МВФ предоставляет некоторым членам ЕС сегодня. И я верю, что ЕС может сделать намного больше в решении этой проблемы. Мы уверены, что это в интересах и самого ЕС», — сказал он. Грищенко призвал европейских партнеров к солидарности с Украиной в решении актуальных экономических проблем, чему должно способствовать заключение Соглашения об ассоциации между сторонами.
«День», пользуясь присутствием на дискуссионной панели члена бюджетного комитета Европарламента, поинтересовался у него перспективами финансовой поддержки ЕС имплементации Украиной Соглашения об ассоциации, а также — нужно ли, исходя из польского опыта, чтобы в украинском бюджете появилась статья расходов на евроинтеграцию, если да, то в каком размере в соотношении к ВВП.
— Не надо забывать, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС еще не подписано. Нет подписи — нет Соглашения, — ответил «Дню» европарламентарий Бронислав Либерадски. — Следующий бюджет ЕС — это финансовый план на 2014—2020 гг. Это новый документ, в котором будет предусмотрена возможность внесения изменений отдельных статей, которые будут нуждаться в дополнительном выделении средств. Поэтому после подписания Соглашения об ассоциации необходимо будет собраться вместе правительству Украины и Европейской Комиссии, чтобы обозначить приоритеты. С чего будем начинать? С транспорта? Инфраструктуры? Социального фонда? Сельской местности? Что является главными приоритетами в сотрудничестве ЕС и Украины.
Более того, по словам Либерадски, в Украине должна появиться специализированная правительственная институция, которая будет отвечать за определение этих приоритетов и контролировать выполнение задач. «Пока такого нет. Чтобы получить финансовую помощь, такую инфраструктуру необходимо построить. Вопрос номер один в сегодняшней повестке дня — это подписать Соглашение об ассоциации. На 79,5 % — моя личная уверенность, что все получится», — подытожил европарламентарий.