Может ли страна ставить себе цель модернизировать свою ментальность? В 2002 году, при президентстве Леонида Кучмы, Украина подписала восемь Целей развития тысячелетия (ЦРТ) на период до 2015 года, среди которых — улучшение уровня образования, медицинского обеспечения, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, ликвидация нищеты и голода и т. п. Сегодня, когда до установленного срока осталось меньше 1000 дней, эксперты признают: эти и другие цели легче было бы достичь, если бы мы начинали с изменения своей ментальности. Но такую цель не поставила ни одна из 189 стран. Возможно, Украина станет первой. Да и вообще, можно ли ставить такую цель?
Недавно Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун в обращении к мировому сообществу заявил, что планете для «ускорения» позитивных изменений и достижения ЦРТ необходимо сделать четыре шага. И.о. Постоянного представителя ПРООН в Украине Рикарда РИГЕР считает, что Украине нужно сделать три шага. Об изменениях в ментальности прямо речь почти не идет, но всюду об этом — между строк.
— Недавно «День» опубликовал обращение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна к мировому сообществу, в котором отмечалось, что до 2015 года, когда истекает срок выполнения Целей развития тысячелетия, мир должен сделать «четыре шага» — преодоление бедности, повышение медицинского обслуживания в Африке, выполнение странами-донорами своих финансовых обязательств, консолидация усилий глобального движения. С вашей точки зрения, какова роль Украины в этом глобальном движении?
— Я думаю, Украина может сыграть две роли. Украина сама взялась за то, чтобы достичь целей тысячелетия, и она работает в этом направлении. Кое-что удалось сделать больше, но — не все. Для примера, в сфере образования, в направлении уменьшения бедности Украина сделала немало. Так же за последние 15 лет удалось значительно уменьшить смертность среди детей и матерей, как и уровень абсолютной бедности, хотя остаются определенные аспекты бедности, вызывающие обеспокоенность. В городах ситуация улучшилась, а в сельских районах еще есть проблемы. К тому же рискуют попасть за черту бедности немало семей, где есть двое и больше детей.
Но когда речь идет о достижении гендерного равенства или борьбе с распространением ВИЧ, или проблеме сохранения окружающей среды, то здесь, по-видимому, стоит ускорить инициативы. Возьмем гендер. В экономической сфере достаточно многие женщины занимают активную позицию, но они представлены несоизмеримо мало в сфере принятия решений — идет ли речь о парламенте, или о высших руководящих должностях. Что говорить, если разница в оплате труда, в зависимости от того выполняет его мужчина или женщина, в Украине достигает 25 %.
Нужно вспомнить и о мероприятиях, направленных на нераспространение ВИЧ. В Украине порой 50% ВИЧ-позитивных людей не догадываются о своем статусе, потому что не проходили соответствующее тестирование. Они не принимают мер предосторожности и могут инфицировать своих близких. Поэтому наряду с необходимостью дальше и больше информировать людей, надо сделать более доступным в Украине медикаментозное лечение (при посредничестве как неправительственных организаций, так и правительственных органов).
В сфере защиты окружающей среды Украина принадлежит к числу стран с высоким уровнем потребления энергии. Соответствующие мероприятия, направленные на замену устаревших технологий в промышленности, а также в строительстве для повышения энергоэффективности зданий, могли бы помочь снизить выбросы СО2. Это — три приоритетных направления внутри Украины, куда следовало бы направить усилия с целью достижения ЦРТ. Но есть и другие, где бы Украина могла способствовать глобальному продвижению к этим целям. Скажем, вы — не самая бедная страна в том, что касается человеческого капитала, знаний, профессионального опыта, и ими бы могли поделиться. Поэтому Украина могла бы присоединиться к странам-донорам, так как это сделали Турция и Россия, чтобы способствовать достижению ЦРТ. Наконец, недавно Украина передала 100 тысяч долларов в Управление комиссара по делам беженцев для помощи в разрешении сирийского кризиса. Мы знаем, что Украина достаточно активно отправляет своих миротворцев для участия в операциях по поддержанию мира в разных частях света. Но, с точки зрения ЮНИСЕФ или UNDP, мы бы приветствовали более системный подход к Украине, поскольку она имеет и потенциал, и опыт, и знания, и определенные ресурсы, которые могли бы выделяться на более глобальном уровне.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ЗДОРОВЬЕ
— Срок достижения целей подходит к концу в 2015 году. Насколько активно сейчас проводится в Украине обсуждение будущих целей? Какова роль научно-исследовательских институтов, общественных организаций, онлайн-платформ? Как можно достичь наиболее эффективного обсуждения?
— В то время, когда начинали формулироваться цели развития тысячелетия, этим вопросом занимались только представители профессионального общества, эксперты и государственные органы. На этот раз глобальное сообщество приняло решение, что необходимо прислушиваться к мнению обычных граждан. Поэтому мы действительно проводим консультации с представителями разных слоев населения — молодежью, работающими, пенсионерами, людьми, которые потеряли работу. Мы создали веб-платформу в Интернете, где люди могут выбирать приоритеты из 15 предложенных. На это предложение уже отозвалось шесть тысяч человек, что две недели назад дало Украине возможность быть на седьмом месте по такой активности в мире. Обобщив эти показатели, мы увидели, что повсюду в мире приоритеты формулируются вокруг таких главных понятий, как здравоохранение, качество образования, наличие хорошей роботы, безопасности. На основе этих опросов, а также данных фокусных групп мы подготовим отчет, который будет представлен правительству. А в начале мая этого года этот отчет должен быть передан группе разработчиков, которая обобщает отчеты свыше 100 стран мира. На основе изученной информации будут формулировать порядок на период после 2015 года.
— ПРООН недавно обнародовала Доклад о человеческом развитии. Согласно его данным, мы сегодня находимся на уровне 2001 года. С вашей точки зрения, в чем причина этого и какие необходимо предпринять дополнительные усилия, чтобы от регресса вернуться к развитию?
— Надо помнить, что индекс человеческого развития — это комбинация трех показателей: продолжительность образования в годах, ожидаемая продолжительность жизни и ВВП. В 2008 году ввиду глобального экономического кризиса Украина претерпела резкий спад в хозяйственном потенциале, потом начала потихоньку подниматься. В целом страна имеет все шансы, чтобы извлечь пользу, ведь имеет неплохо образованную рабочую силу. Конечно, было бы хорошо, если бы были расширенные возможности для образования взрослых и если бы сфера образования корректировалась в зависимости от потребностей рынка. Индекс человеческого развития может выиграть, если будет трансформирована сфера здравоохранения — если бы она лучше реагировала на нездоровые привычки определенных категорий населения в определенных регионах страны. В частности, речь идет о взрослых трудоустроенных мужчинах.
— Вы имеете в виду вредные привычки?
— Не только, хотя и это. Многие люди заняты на опасных производствах, в частности в угледобывающей промышленности. Если есть у нас хорошо образованная рабочая сила, которая ведет здоровый образ жизни, то это позволит и экономике всей страны эффективнее включаться в мировые процессы и повышать уровень жизни. По-моему, именно это является определяющим — уровень образованности трудовых ресурсов и их здоровье.
ПРООН НЕ ДАЕТ УКАЗАНИЙ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ. НАША ЗАДАЧА — ИНИЦИИРОВАТЬ ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ САМИМИ ГРАЖДАНАМИ
— Сегодня эксперты много говорят о подъеме Юга, значительном прогрессе человеческого развития таких странах, как Турция, Таиланд, Индонезия. Как вы считаете, чему Украина может у них поучиться?
— Одним из общих для этих государств факторов является то, что там существует единое перспективное виденье, которое не меняется даже при смене правительств. Кроме того, эти страны выделяются своими крупными инвестициями в развитие человеческого капитала — как в сфере образования, так и в сфере здравоохранения. Еще одно — это высокая степень интегрированности в мировую экономику. И когда во время кризиса одни государства достаточно резко упали, эти подверглись меньшему спаду. Как раз потому, что они не полагались только на Европу или США, но и имели хорошие связи между собой.
— Какие бы вы назвали конкретные примеры успешных проектов, которые содействовали человеческому развитию в Украине и повышению уровня жизни граждан?
— Возьмем гендер. Во взаимодействии с прежним Минсемьи, а затем с Департаментом гендерной политики мы разработали и реализовали проект по противодействию домашнему насилию и насилию по гендерному признаку. Несмотря на то, что вопрос противодействия и наказания за домашнее насилие и насилие по гендерным признакам предусмотрен в украинском законодательстве, очень мало сотрудников правоохранительных органов, судебной системы, даже образования проявили осведомленность в этом вопросе и были готовы применять то, что им предлагали. Поэтому приходилось проводить информационно-разъяснительную работу (чтобы они с большим пониманием относились к потерпевшим, умели оказывать им необходимую поддержку, а также предупреждать и выявлять такие преступления). За этот период количество звонков на горячую линию значительно выросло. Вряд ли это означает рост случаев домашнего насилия или насилия по гендерным признакам — скорее то, что люди стали больше защищать свои права, понимают, куда им надо обращаться за помощью.
Для нас очень важно, чтобы нас, ПРООН, не воспринимали как тех, кто приходит и указывает, как и что делать. Наша задача — инициировать поиск приоритетов самими гражданами, чтобы они сами поняли, что им нужно. И в процессе поиска приоритетов выяснилось, в Украине есть немало населенных пунктов, где среди приоритетов общества назвали желание иметь центральное водоснабжение. Этот проект строился на принципах солидарного финансирования, когда само общество вносило определенную сумму, а также районная власть и мы. В частности, в этом процессе мы учили представителей сообщества, как им реализовать процесс конкурсного отбора, тендеров и мониторинга по качеству. Мы считаем очень важным умение представителей власти и сообщества взаимодействовать и общаться. Сегодня во многих областях заинтересовались этими проектами, собираются их повторить: использовать подход, когда сообщество сначала выбирает, контролирует, вносит свои деньги, привлекает к сотрудничеству райсоветы и доноров.
А теперь пример в городе. Во многих многоквартирных домах семьи, владельцы этих квартир, привыкли заботиться только о собственной квартире, а об общих коридорах, лестничных площадках — нет. Мы в рамках проекта по муниципальному управлению содействуем развитию системы ОСМД, чтобы больше людей взяло на себя ответственность за состояние дома, а также за его эксплуатацию. Мы убедились, что этот процесс совместной работы, кроме решения бытовых проблем, порождает у граждан гордость за то, что они умеют успешно общаться с властью и достигать своих целей. ПРООН уделяет, по-видимому, больше внимания изменению менталитета, нежели физическим изменениям.
— Реализовывая эти проекты в Украине, вы почувствовали изменения в украинском менталитете, их становится больше?
— У нас нет научных подтверждений, поэтому можно говорить о личном виденье: те сообщества, с которыми мы работали, выглядели полными энергии, и мы видели, что они готовы работать ради общего блага.