Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О народном аристократизме

Любовь Янкив-Витковская исследует космос и древние «коды», которые пронесли свою энергетику через десятки веков
11 августа, 2017 - 11:51

К этому разговору нас побуждала заметка в соцсети пани Любови ЯНКИВ-ВИТКОВСКОЙ, доцента кафедры высшей геодезии и астрономии Национального университета «Львовская политехника», председателя Львовского астрономического общества, к которой она приобщила фотографии с особой вышивкой: «Это вышиванки из села Чагрив, но такие же и подобные элементы были на обрусах, портьерах и рушниках в селе, откуда мои прапрадеды... Это окрестности Рогатина-Галича... То есть почти из центрального района Галицкого королевства... И как бы потом не переназывали наши города и села поочередные колонизаторы, на старых обрусах в вышивании на века сохранилась древнейшая история нашего государства!». Как прокомментировала главный редактор «Дня» Лариса ИВШИНА, это: «Прекрасное и убедительное доказательство — память о Королевстве Руськом живет в народе, вышиванки — наши своеобразные манускрипты, свидетельства народного аристократизма. Трезубец Владимира, корона Данилы, характер — льва...» Напомним, 15 сентября на Форуме издателей во Львове будет представлена новая, и предполагаем, дискуссионно-сенсационная книга из Библиотеки «Дня» «Корона, або Спадщина Королівства Руського». Заказать ее можно уже сейчас.

О благородстве, которое «проговаривает» в вышивке, а также о связи этнографического и космического мы и говорили с Любовью Николаевной. А начали с вопроса: откуда у человека, чей профессиональный интерес составляет физика и астрономия, увлечение старинной вышивкой, ее знаками и кодами?

— Во-первых, моя покойная мама много вышивала, и в семье вышиванье шло параллельно с чтением книг, — рассказывает пани Любовь. — Дома обрус, покрывало на кровати, верета, простыня были прапрабабушкины, из маминой и папиной семьи переданы в наследство. И вышивать я научилась очень быстро. Это было как хобби. А усилило увлечение то, что в те годы, когда я училась, это все было запрещено, все украинское. И мама и ее сестра, обучая вышиванию, показывая узоры, знаки, воспитывали нас. На элементах вышивания мама меня учила патриотизму — что такое трезубец, что такое лев, что такое корона... Напрямую этого тогда нельзя было делать, ведь это был период коммунистического режима.

И потом, мы еще в детстве знали, что нужно девушке вышить себе сорочку, рушник к свадьбе, то есть такое было домашнее воспитание. Кроме того мой муж работал дипломатом в Польше, потом Чрезвычайным и Полномочным Послом в Латвии, поэтому я, как жена дипломата, должна была представлять свое государство должным образом: рассказывать о его культуре, истории. Встречаясь с другими женами дипломатов, рассказывала им об Украине. А поскольку Украина — это обязательно и вышивка, поэтому я более детально и обстоятельно выучила все, что касалось вышивки.

Моя профессия также обязывает нанизывать к своим лекционным курсам по основам космического мониторинга интересные для студентов элементы. Естественно, что эта наука дает возможность рассказывать о космосе интересно. Наука о космосе и объектах, которые есть в небесной сфере, является одним из этнографических элементов каждого народа. В украинской вышивке есть космические знаки, если посмотреть на рисунки трипольской керамики, на узоры на рушниках — то многие из них связаны с схематическими знаками астрономических объектов. Наши элементы вышивки очень близки к тем знакам, которые были в древнейшей земной цивилизации. Эти знаки были подобны в  космическом — в изображении планет, созвездий, и у нас — украинском этнографическом обращении.

Эти все знаки наши в вышиванке четко переплетены с космическими знаками — движением Солнца, движением планет, летоисчислением. Они органично объединены вместе, не искусственно. И цвета Солнца на льве — это наша животворная звезда, благодаря которой существует жизнь на земле, и небо — голубой цвет... Все четко. И как мне известно, на греческом языке слово «вышивка» переводится как... «космос». Просто у нас еще об этом мало говорится. Изучению космоса также уделяется не надлежащее внимание. По моему мнению, изучение основ астрономии должно быть на первом курсе на всех факультетах в вузах, ведь прогресс в познании мира без знания законов космоса невозможно. Нужна  нам образованная нация, или нам нужные невежды?

Кстати, мы со студентами проводим для деток мастер-классы по астрономии и задумали написать книгу о том, что мы видим на небе, как небо наблюдать. И именно в украинском духе.

Показанные вами вышиванки нас заинтересовали и как знаки той нашей истории, которая  замалчивалась и которую стоит актуализировать. Хотели спросить ваше мнение по этому поводу.

— Полностью соглашаюсь с таким утверждением. Я родилась в городе Рогатине. И всегда, где бы мы ни работали, на Рождество и Пасхальные праздники приезжали к родителям. Родители уже умерли, но там много друзей, которые всегда приглашают нас на празднование дня города (6 августа — ред.) здесь, среди других интересных мероприятий проводится и выставка вышиванок. Эти фото вышиванок  из этой выставки. Хотя у нас дома, если поискать, то тоже найдутся такие картинки: львы, орлы, соколы — элементы с коронами. И трезубцы. Как меня учили в детстве через стихи: «Лев і тризуб — то твій знак». Это как раз был обрус из села Чаргив. А это близко село Вышнив, местечко Журавно, Букачивци, Чернив. Это такой треугольник, откуда родом прапрародители моей матери. Ну и Галич. В детстве, рассказывая сказки, мама говорила, что эта территория у Галича — Чагрив, Вышнив, Насташине — были окраины, где жили родовитые бояре, господари, которые составляли свиту у Данилы Галицкого. По легенде, была такая Настка Чагрова (Насташине и Чаргив — два села рядом), любимая князя Осмомысла или Данилы Галицкого, которая очаровала князя не только своей красотой, а мудростью и благородством. Ну и конечно Настя Лисовская, известная в мире как Роксолана, воспитывалась в аристократическом галицком духе — знала несколько языков, умелая понимать людей, другую религию, из-за этого она и очаровала сердце руководителя мощного тогда государства. Здесь в наших краях тысячелетиями формировался особый дух, особое воспитание. В таких легендах я воспитывалась, потом я их рассказывала своим доченькам, но они «подкреплялись» вышиванками —  трезубцами, львами... Это все было в сердцах наших людей. В Рогатине во время дня города мы общались с этими старенькими вышивальщицами, а затем через пару часов мне товарищ высылает вышиванки своей бабушки из Радехова, где тоже все эти знаки... А когда я просмотрела свои архивы с вышивками, то нашла похожие орнаменты и из  Киева, Чернигова, Запорожья.. Наше королевство простирается далеко за современные пределы Украины.

Но если говорить о нашем Рогатине, то он развивался не только с 1390 года и времени, когда было предоставлено Магдебургское право. По польской версии, Рогатин появился  как объединение села Филиповичи, по воле их короля. Но поселение Рогатин давно существовало до того, там даже был архимандрит...

Кстати, около Рогатина есть хутор Перенивка — фактически Перунивка. И там был свой Рогатинский Стоунхендж, то есть еще в языческие времена люди в наших краях были очень умные, развивались и познавали мир на достаточно научном уровне.

 — У нас готовится к печати новая книга, которая будет называться «Корона, або Спадщина Королівства Руського». Нам кажется, что нам ныне стоит брать из прошлого те аспекты, которые нас могут «питать», — собственно нашей благородной истории. То благородство, которое мы должны воспитывать, выращивая и себя, и свою элиту. Как вы думаете, проговаривают ли знаки, которые есть на вышивках, те же львы в коронах, нашим современникам?

— Они говорят, и пани Лариса очень метко написала в своем посту на «Фейсбуке» об аристократизме. Это благородство есть. Просто это специально забыто и временами уничтожалось, но оно обращается к нам, потому что имеет особую энергетику, это наш космический код, который нельзя уничтожить никому. Здесь не идет речь о каком-то разделении — аристократы — это господа. Аристократизм был характерен для нашего региона как признак тех, кто работает честно, преобразует нашу землю, познает мир, учится, помогает другим.. Здесь жили люди, которые умели читать, умели вышивать, знали, что вышивать нужно такими нитками, которые сохранятся на века, и они могли разрешить приобрести эти нитки, простые крестьяне заказывали их во Франциии, в Китае... В древности использовали нитки конопляные и льняные, крашенные натуральными красителями, а уже позже шерстяные или шелковые. Я немножко знаю об этом, потому что у меня по линии папы прадедушка была ткачом, имел ткацкий станок. Это были обычные крестьяне, но это были благородные люди, крестьяне — не селюки. Благородство заключалась в том, что они отдавали учить детей в гимназию, высшие учебные заведения. Между прочим, я проводила исследование, готовясь к нашим научным семинарам «Церковь и исследование космоса», и обнаружила, что в XVI веке украинцев-магистров в Европе было больше всего. То есть высылали украинцы детей учиться в европейские университеты, а некоторые украинцы из нашего края даже стали известными учеными в давние времена.

Но наше благородство нам и навредило, потому что из-за нашей доброты и порядочности нас легко обманывали, потом грабили, завоевывали... А тогда запрещали все украинское, чтобы стереть нашу историческую память и превратить в рабов. Имперская идеология уничтожала все, что напоминало о наших корнях. Даже на вышивках уничтожали трезубцы, сине-желтые орнаменты, преследовали за это, арестовывали за то, что носили вышиванки, или за то, что пели украинские песни...

...Мой отец отсидел в Воркуте «просто так» — только из-за того, что он учился в гимназии в Бережанах. а повод был простым — уничтожить украинскую элиту... Тогда после войны гимназию перевели в педучилище, и это был первый курс педучилища. Было специально сфабриковано дело — тогдашняя коммунистическая власть убила своего функционера, а вину возложила на местных студентов, тогда почти целый курс был арестован, папу осудила «тройка», и, 19-летний, он попал в Воркуту. Он потом был реабилитирован, но судьба его была поломана... И я об этом узнала, только уже когда закончила школу. Мама мне намеком объяснила, что мне не стоит вступать ни на исторический факультет, ни на иностранных языков, куда готовилась, а лишь на физический или математический, потому что такие были «расклады». И это не только при Советском Союзе, это и раньше было — веками мы были колонизированы. Но если бы у нас не было этого своего благородства духа, то нас бы уничтожили. Убивали нас, арестовывали, изменяли названия городов-сел, жгли книги... Но культура, язык сохранились в вышивке. Такова глубина и сила этого кода вышивки! Стоит вспомнить и аристократизм духа наших воинов, которые воевали за независимость нашего края, до конца были в землянках и не сдавались, вели подпольную борьбу, потому что они дали клятву на верность украинскому народу. А в том селе, откуда мой дедушка и бабушка, помню, прятали женщину из подполья вплоть до конца 80 годов прошлого века. Это все было. Есть ли еще такая армия в мире? Это великая наша история, а еще перед нами большое будущее, потому что благородство наших предков генетически записано в каждом украинце. А это является для нас точкой опоры в мире. Поэтому вы очень правильно все делаете, что затрагиваете эти вопросы. Мы выписываем вашу газету уже очень много лет, наша семья следит за вашими публикациями.  И очень удачна ваша идея относительно книги.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День». Фото Дмитрия Беркия и из фейсбук-страницы Любови Янкив-Витковской
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ