Внимательно прочел несколько полемичную статью г. Михайленко «Транснациональная Европа и национальный капитализм» («День», №77, 28.04.2000) и хотел бы предложить свои размышления по этому поводу.
В последние годы однозначно выкристаллизировалась внешнеполитическая ориентация Украины в направлении интеграции в европейское содружество. Такая ориентация является стратегически важной для самоутверждения в мировой когорте высокоразвитых промышленных стран мира. Идеи реанимации СНГ, пропагандируемые некоторыми группами политических ностальгиков, можно оставить без внимания, а усилия в направлении присоединения к российско-белорусскому псевдо- союзу вызывают только сожаление об истраченном на это времени и деньгах.
Проблемы существуют не столько в общем направлении внешней политики, сколько в реализации планов интеграции в Европу, т.е. в тактике на этом пути. В этом вопросе определяющими представляются два фактора: отношения с Россией и внутренняя экономическая и социально-политическая ситуация в Украине.
Что касается нашего северного соседа, то, к сожалению, должны констатировать, что он остается агрессивным государством, играющим важную роль на мировой арене. Россия может себе позволить вести жестокую войну на Кавказе, не боясь негативных последствий для себя, она добилась права участия в работе так называемой Большой семерки (теперь уже Большой восьмерки. — Ред. ) и впервые за последние годы увеличила объем промышленной продукции. Не забывайте, что Россия, кроме этого, является еще и ядерным государством. С таким сильным соседом и его возможностями внешнеполитического давления нельзя не считаться. Одним из рычагов противодействия такому влиянию на украинскую политику являются, в первую очередь, альтернативные пути поставки энергоносителей, в частности, евроазиатский нефтетранспортный коридор. Завершение этого проекта не только уменьшит зависимость от российских энергоносителей, но и облегчит принятие стратегически важных внешнеполитических решений. Таких, например, как реакция Украины на бомбардировку Югославии военно-воздушными силами НАТО, когда важно было объективно оценить и отреагировать на сложную ситуацию, не прерывать отношений с Североатлантическим блоком и одновременно не ухудшать отношений с Россией. Важным является также информирование международной общественности о внешнеполитической позиции Украины за рубежом, о ее взглядах на внутренние проблемы. Нельзя недооценивать выступления за рубежом наших дипломатов, ученых и представителей правительства, от которых в значительной степени зависит имидж страны. Возьмем хотя бы выступление украинского посла в Австрии г. Владимира Огрызка на конференции в Дипломатической академии в Вене в апреле этого года, получившее весьма широкую огласку в австрийских СМИ. Причем особенно подчеркивалась критика в сторону ЕС по поводу нечетких перспектив партнерства и сотрудничества с Украиной и обеспокоенность Киева остаться изолированным после введения в ЕС центральноевропейских государств, в первую очередь Польши.
И социально-экономическая ситуация в Украине никому не внушает оптимизма. Манипуляция цифрами и введение в заблуждение международных организаций рассматриваются в Украине как путь улучшения сложной экономической ситуации. Однако необходимо постоянно учитывать, что рано или поздно данные будут высчитаны. Из этого живут такие фирмы, как консалтинговая группа ПрайсвотерХауз, которая по просьбе МВФ определила настоящую сумму резервов Нацбанка. Кстати, при желании эта фирма могла бы высчитать и долгосрочные убытки Украины от потери кредита доверия на международном валютном рынке вследствие этого.
Манипуляции статистическими данными в Украине не являются редкостью. Так, по официальным данным, уровень безработицы в Украине не превышает 5 процентов; по данным последнего отчета Международной организации труда, 18% рабочих, занятых в промышленности, только считаются работающими, а следовательно, являются безработными; еще 20% заняты неполный рабочий день. (Это является следствием разницы в методиках определения и подсчета безработных. — Ред. ). Реакция на такие разногласия однозначная: мало того, что в Украине огромные социально-экономические проблемы, так они еще и скрываются, а следовательно, не решаются. Один из авторов упомянутого отчета г. Гай Стенинг считает, что «если бы Украина не располагалась в Европе, то ее все считали бы развивающейся страной». О каком членстве в Европейском Союзе может идти речь?
Кроме того, Европу — как и весь мир — волнуют вполне конкретные вопросы, важнейшим из которых является закрытие Чернобыльской АЭС. Теперь эта проблема близка к решению, которым должно стать закрытие станции еще в этом году. Успешное решение этого вопроса облегчит создание действенного лобби Украины в европейских структурах, к которому с уверенностью можно отнести, например, Австрию, пообещавшую поддерживать европейский курс Украины, о чем заявил президент этой страны г. Клестиль во время своего недавнего визита в Киев. Важной является также поддержка позиции Украины Польшей, выступающей против создания нового «железного занавеса» в Европе на польско-украинской границе. В этом еще раз убедили четкие слова польского президента Квасневского в разговоре с французскими политиками в мае этого года.
Но никакие лоббисты за границей Украине не помогут, если она не будет проводить решительных рыночных реформ. Без них Украина еще долго не будет восприниматься серьезно среди «глобальных игроков» на мировой арене. И шанс у нее пока еще есть. Остается только надеяться, что новое правительство Ющенко использует его в полной мере.
С уважением, Виталий БОНДАРЬ, магистр, Вена