Недавно в старинном немецком городе Франкфурте-на-Майне прошел Второй форум ректоров педагогических университетов Европы, где была принята «Педагогическая Конституция Европы». Профессор Виктор Андрущенко, один из авторов Конституции, выступил еще и организатором Форума. «Дню» пан ректор рассказал о том, что уже удалось сделать и каким должен быть новый учитель объединенной Европы ХХІ века.
— Во Франкфурте была принята «Педагогическая Конституция Европы». Что это за документ: каковы его основные ценности, цель и принципы?
— Франкфуртское событие действительно носит незаурядный характер. Однако оно не является исключением или одноразовой акцией. Это — логическое продолжение педагогических инициатив, внесенных Министерством образования и науки Украины в последние годы относительно модернизации европейского образовательного пространства. Речь идет о фундаментальном Проекте «Школа ХХІ века: Киевские инициативы»; программе взаимодействия столичных Управлений образования Европейского пространства; ряде широкоформатных проектов международного типа и т.п. Академический Форум, участие в котором приняли ректоры университетов и заинтересованные лица 11 стран Европы, принял документ стратегического значения — аксиологическую платформу подготовки Нового учителя для объединенной Европы ХХІ века. Ценности, задекларированные в нем, имеют общечеловеческое значение и одинаково необходимы народам и странам европейского пространства. Документ получил амбициозное название — «Педагогическая Конституция Европы». Он устанавливает принципы согласованной трансуниверситетской политики, регламентирует педагогическую деятельность и определяет общий механизм подготовки педагогических кадров. На его основе мы намереваемся готовить учителя, который воспитает новые поколения европейцев, способных жить в общем Европейском Доме в уважении, понимании и сотрудничестве на основе таких общечеловеческих ценностей, как демократия и права человека, миролюбие и экологическая безопасность, солидарность и т.д.
— А как возникла идея такого документа, что стало толчком к его созданию?
— Представления о гуманистических основах педагогического образования европейского пространства сформировались еще в эпоху античности. Их общечеловеческое содержание шлифовалось в процессе продвижения стран Европы по ступеням прогресса. Каждая историческая эпоха последовательно формировала модель педагогического образования как образования гуманистического, креативного, человеко- и культуросозидающего. Необходимо отдать дань уважения славным педагогам, мыслителям, подвижникам в деле образования, которые в ходе исторического развития сформировали общую платформу ценностей, актуальную для всех стран и народов европейского континента и всего мира. Среди них — Ян Амос Коменский, Вильгельм фон Гумбольдт, Януш Корчак, Джон Локк, Антон Макаренко, Мария Монтессори, Иоганн Генрих Песталоцци, Жан-Жак Руссо, Василий Сухомлинский, Константин Ушинский, Фридрих Фрёбель и др. Однако условия для реализации этой модели появились сравнительно недавно. В их основе — распад последних империй, символом чего стало разрушение Берлинской стены, общее стремление европейских народов жить в мире и дружбе, взаимном уважении и сотрудничестве. Объединительный процесс, разворачивающийся сегодня на территории Европы, нуждается в формировании современного субъекта европейской жизнедеятельности — человеке, способном к сосуществованию в поликультурном обществе по принципам гуманизма, милосердия, справедливости и свободы. Реализация этого невозможна без учителя — одного из ключевых субъектов позитивных изменений. Собственно, учитель призван обществом быть проводником демократических идей и высокой морали. Уча детей и молодежь, формируя их мировоззрение и культуру, он способен воспитать у молодого поколения стремление к взаимопониманию, солидарности, толерантности и эффективному сотрудничеству в условиях жизни в общем европейском доме. Педагогам (учителям, воспитателям, социальным педагогам, преподавателям высших учебных заведений) под силу утверждать в образовательном пространстве Европы авторитет духовности, идеалы европейского сообщества.
«УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРОТИВОПОСТАВИТЬ БЕЗДУХОВНОСТИ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ, ВОЗВЫШАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА»
— То есть речь идет о новой исторической миссии учителя?
— Совершенно верно. Ведь будущее каждого народа, страны и содружества народов в значительной степени зависят от качественной подготовки будущих педагогов, которые должны внести в среду (и душу!) поколений благородные идеи и ценности. Бездуховность разрушает; духовность — окрыляет, утверждает, вдохновляет на творчество. Учитель должен противопоставить бездуховности систему ценностей, которые возвышают человека, возвращают его к настоящей культуре, побуждают к сотрудничеству. Сегодня европейские страны предлагают разнообразие моделей осуществления такой подготовки учителя как по содержанию, так и по форме. Объединительные образовательные процессы, которые происходят в современной Европе, побуждают к поиску общих принципов сложной архитектуры профессиональной подготовки педагогов. «Педагогическая Конституция Европы» предусматривает определение единой ценностной и методологической платформы подготовки нового учителя для объединенной Европы ХХІ века. Документ освещает основные параметры педагогического образования, например, принципы его развития, содержание, условия, ожидаемые результаты реализации.
— Какие принципиальные положения определяют сущность «Педагогической Конституции Европы»?
— Ведущими из сформулированных ценностей являются человекоцентризм, толерантность, миролюбие, экологическая безопасность, соблюдение прав человека, солидарность, подготовка педагогов по единой шкале общечеловеческих ценностей и с учетом национальных особенностей. Все это является тем стержнем, вокруг которого и должны осуществляться модернизационные и инновационные процессы педагогического образования в современном европейском пространстве. Европейский учитель призван найти ответы на вызовы эпохи и способствовать вхождению ученической и студенческой аудитории в процесс прогресса научного знания, высокой культуры, социально-практического опыта поколений, общечеловеческих социокультурных ценностей, духа гуманизма и человеколюбия.
АССОЦИАЦИЯ РЕКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: 15 УНИВЕРСИТЕТОВ ИЗ ДЕСЯТИ СТРАН
— Согласовываются ли нормы, заложенные в Конституции, с основными европейскими документами об образовании, принятыми в прошлые годы?
— Несомненно. Нормативные основы профессиональной педагогической подготовки заложены Рекомендациями ЮНЕСКО-МОТ о положении учителей (1966) и Рекомендациями ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997), Лиссабонскими договоренностями (1997) о признании квалификаций в отрасли высшего образования, декларациями Болонского процесса относительно создания европейского пространства в сфере высшего образования, Международной стандартной классификацией образования (МСКО-2011). Актуальность «Педагогической Конституции Европы» заключается в дополнении перечня международных договоренностей в сфере высшего образования документом, интегрирующим положение об основах педагогической подготовки европейского образовательного пространства.
— Расскажите детальнее об Ассоциации ректоров педагогических университетов.
— Ассоциация ректоров педагогических университетов Европы создана осенью 2011 года в Киеве. В ее состав вошли ректоры 15 университетов из десяти стран, в частности из Республики Беларусь, Польши, Литвы, Германии, Чехии, Российской Федерации, Молдовы, Македонии. Впоследствии к нашему содружеству присоединились представители Армении. Актуально вхождение в Ассоциацию ректоров педагогических университетов Великобритании, Греции, Италии, Испании, Кипра, Румынии, Венгрии и других стран европейского пространства. Эта международная общественная организация ставит перед собой задачу развивать международные связи заведений высшего педагогического образования Европы, готовить предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы в педагогической сфере, организовывать научно-практические мероприятия на международном уровне, привлекать финансовые ресурсы государственных органов и негосударственных учреждений. Я возглавляю организацию от начала ее создания.
О «ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ: КИЕВ — ПРАГА — ФРАНКФУРТ»
— Почему именно Франкфурт был выбран местом проведения Форума?
— Город проведения Форума выбран неслучайно. Франкфурт — это город высокой индустрии, науки и культуры, город Университета Иоганна Гете. В университете работают пять лауреатов Нобелевской премии, ведется мощная научная и высококачественная образовательная деятельность. Здесь сформировалась и снискала мировое признание знаменитая Франкфуртская школа философии. Именно здесь живут и работают люди, которые с глубоким уважением относятся к Украине, проникаются ее проблемами, пытаются укрепить авторитет Украины в Европе и мире. При их участии во Франкфурте мы праздновали двадцатилетний юбилей Независимости Украины. Важным основанием для выбора стал высокий авторитет Германии в европейском пространстве. Предложение, озвученное в этой стране, не останется незамеченным...
— Это значит, что можно говорить о «франкфуртских принципах европейского педагогического процесса»?
— Франкфуртский форум стал заключительным аккордом глубокого по содержанию и обстоятельного по значению педагогического сотрудничества педагогов и ученых стран Европы. Современные основы конституционного процесса в педагогике заложены Киевским Форумом министров образования стран европейского пространства (октябрь, 2011), в частности докладом Министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника «Школа ХХІвека: Киевские инициативы». Проект документа тоже родился в Киеве. Он разрабатывался при непосредственном участии представителей Украины (В. Андрущенко), Германии (Моритц Гюнцингер) и Литвы (Альгирдас Гейджутис). В октябре прошлого года текст «Педагогической Конституции» получил одобрение на заседании Правления Ассоциации (Прага, Чехия) и после скрупулезной доработки был предложен участникам Франкфуртского форума. Таким образом, сформировался своеобразный «Педагогический треугольник: Киев — Прага — Франкфурт», который подготовил и принял документ стратегического педагогического значения для народов Европы и не только. «Педагогическую Конституцию Европы» подписали представители Беларуси, Армении, Македонии, Молдовы, Германии, Польши, России, Чехии, Украины, ряда других стран Европы.
— Как официальные участники и гости Форума восприняли «Педагогическую Конституцию...»?
— Положительно. Идею подготовки Нового учителя на общей ценностной платформе поддержали и высоко оценили депутаты Европейского Парламента, сотрудники дипломатических служб разных стран, ученые и, конечно же, педагоги. Вполне справедливо его нужно рассматривать как документ европейского типа и значения, соразмерный с Лиссабонскими и Болонскими договоренностями. Обсуждение документа проводилось демократически, открыто, толерантно, с уважением к разноплановым предложениям и точкам зрения. Негативных оценок не было. Высоко оценила и поддержала Проект д-р Дорис Пак, выступившая на Форуме с Программным докладом. В таком же ракурсе идею рассматривали ректоры Геннадий Бардовский (Россия), Удо Рауин (Германия), Рубен Мирзаханян (Армения), Василий Кремень, Анатолий Толстоухов, Виль Бакиров, Владимир Евтух (Украина). Предложенный проект поддержал Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Германии Павел Климкин, прежний посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн, другие участники Форума.
«ВЫПУСКНИКИ УНИВЕРСИТЕТА СТАНУТ ГЛАВНЫМИ МОДЕРАТОРАМИ ИДЕИ ЕДИНСТВА ЕВРОПЫ»
— Документ принят. Что дальше?
— Будем выполнять решения и договоренности. Мы планируем объединить усилия ассоциаций и союзов педагогического профиля, действующих на территории Европы, выйти с предложением в Европейский Парламент относительно принятия соответствующей резолюции и усиления внимания к педагогическому делу правительств и парламентов национальных государств. Есть намерение провести ряд международных конференций, педагогических чтений в разных странах Европы, сориентированных на человеко- и культуросозидательные ценности. Нами предложена и целостная система внедрения решений Форума в учебно-педагогическую практику. Ее первым шагом станет создание международных рабочих коллективов по формированию приложений к Программам магистерской подготовки будущих педагогов. Их главная цель — имплементировать в учебно-воспитательный процесс стран европейского пространства педагогические конституционные ценности.
Еще одно направление работы — подготовка учебников, своеобразных «Книг для чтения» по истории, экологии, обществоведению и т. п. Книги будут издавать на английском и языках страны, где они созданы. Существующие спорные вопросы будут поданы согласно методологии педагогического дискурса и толерантности, с уважением к народам и культурам, их традициям и национальным особенностям. Наконец, третьим шагом станет основание на территории одного из государств европейского пространства Европейского педагогического университета. Его студенты смогут узнать друг друга еще со студенческой скамьи. Познакомиться и достичь взаимопонимания, построить дружеские отношения, пронести их через всю жизнь. Выпускники университета станут главными модераторами идеи единства Европы, духовности ее граждан, их содружества и сотрудничества.