14—16 июня в Луцке состоялся международный форум интеркультурных городов «Українська платформа змін». Его организаторами выступили Минкультуры Украины, Луцкий городской совет и Центр развития «Демократия через культуру». Это знаковое для Украины в целом и Волыни в частности событие проходило в рамках программы Совета Европы — Европейской Комиссии «Интеркультурные города». Луцк на высоком уровне продемонстрировал свою открытость и готовность к открытой интеграции в европейскую культуру, умение работать с молодежью, образовательными заведениями и общественными организациями.
О впечатлениях и пользе форума рассказывает городской голова Луцка Николай РОМАНЮК.
— Николай Ярославович, жизнь любого города является отражением образа мыслей и действий граждан, которые его населяют и отвечают уровню развития разных сообществ внутри города. Известно, что существует определенная последовательность этапов развития формаций. Для индустриального общества характерно преимущество масштабных государственных проектов, осуществляемых руками пассивного большинства, которое послушно исполняет то, что ему скажут, получая взамен поддержку государства. Как бы вы охарактеризовали нынешний этап развития?
— Современный капитализм предлагает другую модель общества, которая исключает государственный патернализм. «Первую скрипку» в ней играют экономически активные граждане, интеллектуалы, люди высокой культуры. На смену пришла постиндустриальная информационная формация, главные «столбы» которой — разнообразие, личное самовыражение, экономика услуг, культура и социально ориентированная демократия. Мы гордимся своим прошлым, но и одновременно думаем о будущем: индустриальная эпоха осталась за плечами, экономические, политические и социальные институты и присущая им культура, которые формировали идентичность и силу городов в ХХ веке, устарели и отжили. Когда мы называем какой-то город, то обычно видим перед глазами его символы, потому что именно они являются привлекательными стимуляторами для туристов. Это — как в Сиднее — опера, как в Риме — Колизей, как в Мадриде — Музей Прадо, как в Иерусалиме — Стена Плача. Сегодня Луцк воспринимается не как город заводов, а как город, где функционирует замечательный Государственный исторический заповедник и дом Леси Украинки, где единственные в Украине Музей иконы и Музей колоколов. Для тех, кто не знает (если есть такие), смею сообщить, что в Волынском музее иконы, прожив нелегкой жизнью 1000 лет, нашла свое достойное место одна из самых известных у христиан Чудотворная икона Холмской Богоматери. Такой трагической и одновременно славной истории, преисполненной тайн и легенд, не имеет ни одна икона христианского мира. Пусть читатель представит себе на мгновение, что он стоит перед святыней, в которую впивались стрелы монголо-татарских завоевателей, которую рубила сабля на поле брани под Берестечком, которая пролежала сотни лет в руинах холмского храма, которую короновал двумя золотыми коронами сам Папа Римский, перед которой замирали польский король Ян Казимир и епископ Яков Суша, на которую изготовлял ценные одеяния в 1660 году известный в Европе ювелир из Люблина Себастьян Нисевич, которая известна 704 чудотворениями? В книге посетителей Музея иконы можно почитать отзывы об увиденном туристов из США, Канады, Австралии, Камчатки.
Речь идет о новой «версии» города. Она началась и активно развивается. Это значит, что все заинтересованные стороны и ключевые игроки — власть всех уровней, бизнес, интеллектуалы и различные городские сообщества должны сесть за стол переговоров и наработать главные универсальные принципы, которые позволят нашему Луцку, как и любому городу Украины, стать современным европейским городом. Это произойдет только в том случае, когда мы осознаем свои эволюционные возможности и поверим в будущее, в котором наши индивидуальные таланты и способности могут полностью раскрыться. Любое движение начинается изнутри. Необходимо найти свой внутренний потенциал, реализовать его в акте свободного творчества, и мир обязательно изменится к лучшему.
Свидетельство этому — Международный форум интеркультурных городов в Луцке, где были подведены итоги предыдущего этапа реализации программы и обозначены главные стратегические векторы, которые будут положены в следующий его этап. На форуме превалировали две базовых идеи — «внутренняя» (культурное разнообразие как ресурс развития города Луцка) и «внешняя» (обмен опытом участников форума). Очевидно, что отдельные проекты программы «Интеркультурные города» могут принести нашему городу позитивный результат только тогда, когда общая стратегия развития города будет рассматривать культурное разнообразие как один из главных ресурсов развития Луцка. Такой ресурс, который имеет разные измерения, — человеческий, интеллектуальный, коммуникационный, социальный, образовательный, собственно культурный — должен прийти на смену традиционному индустриальному ресурсу. Должна произойти своеобразная «гуманитарная» конверсия, которая изменит сознание членов общества, их представление о собственном городе.
— Поскольку участие в программе «Интеркультурные города Украины» не предусматривает получение отдельного ресурса или ощутимой финансовой помощи для реализации соответствующих проектов, за счет чего может быть обеспечена ее деятельность?
— Главным образом, за счет синергического эффекта, то есть за счет взаимовыгодного и разумного соединения тех ресурсов, которые уже имеются. Один из них на ближайшее будущее — обобщение опыта реализации аналогичных проектов городами-участниками международной сети интеркультурных городов и поиск возможностей для их реализации в Луцке и других городах-участниках в Украине в партнерстве с этими городами и, конечно, с опорой на другие рамочные структуры международного сотрудничества. На этот счет существуют такие интересные программы, как «Культурная столица Европы», грантовые конкурсы Еврокомиссии, бизнес-связи и т.п. Нынешняя эпоха постмодернизма привела к перераспределению ресурсов из сферы промышленности в сферу сервиса и услуг. Поэтому сегодня, ведя речь о создании красивой городской среды, мы должны представлять ее как производство, которым нужно профессионально руководить. Любой бизнес должен начинаться с понимания его миссии — ради чего он создается, что привнесет в культурную жизнь города. Производство по созданию красивого и удобного для жизни города вытекает из миссии и стратегии городского сообщества. Такая стратегия объясняет, каким образом достигается это его назначение. Городской среде в разных ее функциональных зонах необходимо лицо, которое отражает миссию города и его уникальность.
Относительно украинской сети интеркультурных городов, инициатором и «старожилом» которой стал украинский многонациональный город Мелитополь (о чем на форуме и мне лично много рассказала заместитель городского головы Ирина Донец), то актуальность вопросов, связанных с темой интеркультурности в более широком или даже в глобальном масштабе, позволяет рассматривать подобную сеть в качестве инструмента для решения разных проблем, с которыми сталкиваются большинство украинских городов (миграция, социальное и культурное расслоение, социальная интеграция, пассивность населения, низкий уровень гражданского сознания, национальные проблемы и их решение, о чем рассказала председатель еврейской общины Мелитополя Анна Стеценко).
Возвращаясь к проблемам ресурсов, которые помогут в реализации проектов, скажу, что Луцку необходимо развитие мифотворчества в наилучшем понимании этого слова. С его помощью цивилизованный мир сегодня осваивает городскую среду, делает ее уютной и комфортной для проживания. Как, например, в Мелитополе — «Фестиваль черешни», на который пришли и приехали десятки тысяч граждан города и окружающих сел (чем поделились представители этого замечательного южного города). Город должен заполняться новыми символами и знаками, люди должны сознательно творить, проектировать, менять, украшать, и тогда каждый член общества найдет свой «кусочек» Луцка, который будет отвечать его ожиданиям и мечтам. Город — это огромная общая квартира его сообщества, и она должна обрастать новыми мифами, не теряя при этом свою старую обворожительность. В этом контексте у нас уже есть большие наработки: Луцк стал городом культурных событий международного масштаба, городом активных людей, городом неординарным и ярким, в нем много разных общественных организаций (не «грантоедов»!), сообществ. Луцк имеет все, чтобы быть современным, успешным, культурным городом. Я его вижу только таким. Поэтому проведение здесь такого форума — не случайность. В нашем городе уже в XIV ст. проводился съезд королей Европы.
В сентябре, кстати, на уровне областной исполнительной власти по инициативе главы Волынской ОГА Бориса Климчука мы проведем съезд европейских королей слова — писателей, художников, поэтов, переводчиков из тех стран, монархи которых приезжали на съезд к нам в 1429 году. Основной целью украинской платформы интеркультурных городов является изучение лучшего опыта европейских городов в развитии успешных местных общин с использованием ресурсов их культурного разнообразия. Недаром на форуме директор Центра развития «Демократия через культуру» Александр Буценко акцентировал, что это будет способствовать развитию не только культуры, но и экономики, образования, СМИ. В Украине сейчас насчитывается одиннадцать таких городов, которые разделяют такие идеи, и речь здесь идет не столько о разнообразии культур, присущих каждому городу, сколько об их общих интересах, уважении ко всем культурам.
— Николай Ярославович, мы подошли к разговору, что культура — конкурентное преимущество территории. Не так ли?
— В «Белой книге» по международному культурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве», утвержденной министрами иностранных дел стран-членов Совета Европы, Совет Европы считает, что государственные органы и негосударственные учреждения должны поддерживать культуру, искусство и наследие, которые создают особенно важное пространство для диалога. Культурное наследие, «классическая» культурная деятельность, современные формы искусства, народная и уличная культура, культура, которая передается через СМИ и Интернет, естественным образом пересекают границы и соединяют разные культуры. Искусство и культура создают пространство самовыражения вне официальных структур, на личном уровне, и могут действовать как посредники. Все заинтересованные стороны должны поощрять широкое участие в культурной и художественной деятельности. Культурная деятельность может играть ключевую роль в превращении определенной территории в общественное пространство. Развивая движение «межкультурных городов» в 2008 году Совет Европы начал программу по поддержке городов, которые стремятся стать пространствами межкультурного диалога. Это предусматривает сравнительные обзоры и обмен лучшими практиками в отрасли управления, СМИ, посредничества и культурной политики.
В современном мире продолжается своеобразная «война территорий», в которой соперничество городов, регионов и целых государств в борьбе за ресурсы превратило их из простых географических единиц в товары, имеющие определенную ценность. По этой причине во многих странах актуальным трендом стал территориальный брендинг, который позволяет привлекать инвестиции в национальную экономику, развивать все виды туризма, создавать благоприятное лицо государства в глазах населения и мировой общественности. Правительства многих стран считают нужным показать всему миру достижения нации в сфере культуры. Культура стала одним из наиболее действенных способов создания конкурентного преимущества той или другой территории. Ставка на такую составляющую позиционирования территориального бренда позволяет четко передать ее уникальность и самобытность.
— То есть, город должен иметь стимул развития, под которым понимается не только рост экономики, повышение конкурентоспособности и модернизация инфраструктур, а что-то более высокое? Примечательно, что представитель Совета Европы Кристина Баглай на первой пленарной сессии форума обронила фразу: «Культура предшествует экономике», а заместитель Министра культуры Украины Тимофей Кохан в приветственном слове акцентировал, что «Луцк — город многих культурных инициатив». Что вы на это скажете?
— Относительно культурных инициатив, то их множество, и поскольку газетная площадь имеет ограничения, то я их перечислять не буду. Относительно развития, то эта экономическая и культурная категория понимается в расширенном и опережающем содержании: наряду с тем, что перечислено в вашем вопросе, должно иметь место усвоение «новых» ресурсов — информационных, социальных, гуманитарных. Развитие — это то, что стратегически вводится. Один из способов развития экономики — развитие культурного достояния. Об этом рассказывали почти все участники форума. Задача государства — создавать все условия для его сбережения. Однако существует много вопросов в сфере культуры, которые придется решать в условиях ограниченных ресурсов. В этой связи хочу подчеркнуть, что здесь придет на помощь партнерство государства и бизнеса. Оно поможет решить много проблем сохранения достопримечательностей культуры и истории, создаст объекты туристической инфраструктуры и социально-экономического развития региона на основе культурного наследия. Вокруг культурного объекта или мероприятия, который станет брендом, начнет формироваться инфраструктура — гостиницы, дороги, кафе и рестораны. Туда придут частные инвестиции. Формирование территориального бренда всегда обходится недешево, но еще дороже — его отсутствие. Территориальный бренд окупается в долгосрочной перспективе, создает приятный психологический климат и становится источником гордости сообщества за свой город.
Наиболее очевидными путями, которые позволяют перейти от политики стимулирования экономического роста к политике стимулирования развития, являются такие. Один из первых — это поддержка изменений, даже требующих затрат. Они должны иметь не только экономический, но и институционный, и социальный характер, касаться сфер принятия решений, выстраивания взаимосвязей между властью и обществом, высвобождать частную инициативу. Следующее — это интенсификация контактов между городами (что в который раз подтвердил сам ход форума), формирование единого информационного пространства, которое обслуживает любые формы междугородних обменов, включая систему образования, рынка труда, транспортные и культурные связи. Не менее важной является поддержка и наращивание символического капитала городов, включающего в себя не только местный колорит, но и возможности мировой культуры, которая будет подгонять время. И, наконец, это отказ от авторитарных подходов к управлению в интересах сотрудничества и более гибкой системы принятия решений, основанной на учете разных групп интересов городского сообщества. Форум, прошедший в нашем городе, как агора — место встречи и диалога. Это замечательное начало, имеющее красивое продолжение.