Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О позитивной мобилизации

Жители села Черепашинцы самостоятельно осуществили газификацию, создали собственную систему водоснабжения, отремонтировали две дороги, детсад и дом культуры, обустроили компьютерный класс с Интернетом в сельской библиотеке — и не собираются на этом останавливаться. «День» узнавал, как такое возможно в украинских реалиях
16 января, 2013 - 12:10
СЕГОДНЯ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ НАУЧИЛИСЬ ЦЕНИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭКОНОМНО ВОДУ, КОТОРАЯ ТЕЧЕТ ИЗ ИХ КРАНОВ, — ОНА ДАЛАСЬ ИМ НЕЛЕГКО И СТОИТ ДЕНЕГ (5,03 ГРИВНЫ ЗА КУБОМЕТР). ПОЭТОМУ ДЛЯ ПОЛИВА ОГОРОДОВ, СТИРКИ ИЛИ МЫТЬЯ МАШИН ВОДУ БЕРУТ ИЗ КОЛОДЦЕВ, ГДЕ ОНА ЕЩЕ ОСТАЛАСЬ / Фото Константина ГРИШИНА, «День»

В первую очередь, что поражает, когда попадаешь в село Черепашинцы в Калиновском районе Винницкой области — это природа. Село раскинулось на берегах трех больших прудов. На холме — церковь Святой Покровы 1888 года, а возле одного из прудов — восстановленный древний колодец. Но больше всего здесь удивляют люди, которые научились вместе решать местные проблемы и самостоятельно работают ради повышения уровня своей жизни. Сегодня село насчитывает 782 хозяйства, в которых проживает 1434 человека. Село газифицировано. В местной школе — новые теплые окна. В детском саду — новый котел. В сельской библиотеке оборудован компьютерный класс с бесплатным доступом к интернету. Дом культуры — отремонтирован, как и две сельские дороги. И уже несколько лет село имеет свою централизованную систему водоснабжения. «Но это еще не все, — рассказывает 31-летняя Наталья ЧЕРНЫШ, сельский председатель, — в настоящее время общественность планирует решить проблемы освещения улиц и вывоза мусора».

Эксперты подчеркивают: этого бы не было, если бы не четкие цели, самоорганизованное общество и грамотный лидер из своих, который не боится быть «агентом изменений» и брать на себя ответственность.

БЕЗ ВОДЫ И БЕЗ НАЦСТРАТЕГИИ

Понимание того, что решать локальные проблемы самостоятельно — быстрее и качественнее, нежели ждать помощи от государства, — к сельской общине пришло не сразу. Как это часто бывает, подтолкнуло безвыходное положение. Невзирая на то, что село расположено среди больших прудов, еще несколько лет назад оно страдало от... отсутствия питьевой воды.

В 1960-х годах в Черепащинцах была построена небольшая система централизованного водоснабжения, которая охватывала пять улиц (а это 88 хозяйств). После распада СССР она находилась на балансе и обслуживании местного сельскохозяйственного предприятия ООО «Луч». В 2006 году на предприятии было увеличено поголовье скота и подавать воду жителям села оно больше не могло. Ситуацию ухудшал тот факт, что в колодцах крестьян внезапно снизился уровень воды, а впоследствии она вообще исчезла. «В колодцах пропала вода. Даже если люди строили новые колодцы, спустя некоторое время вода исчезала и в них. С трех часов ночи они были вынуждены занимать очередь к единственному колодцу с водой. Это пугало и нужно было что-то решать», — рассказывает сельский председатель Наталия Черныш. Кроме того, бурить новые скважины было достаточно дорого, ведь в этом селе водоносный горизонт залегает в гранитных залежах.

Черепашинцы — далеко не единственное украинское село, почувствовавшее на себе нехватку воды. Проблема с централизованным водоснабжением в украинских селах стала особенно ощутимой после того как сельские водопроводы, построенные преимущественно на средства бывших колхозов и совхозов, были переданы на баланс местных органов власти. Последние, не имея средств, не смогли обеспечить их функционирование: скважины и водопроводы в подавляющем большинстве вышли из строя, некоторые были сданы на металлолом. Тогда крестьяне начали копать колодцы и бурить неглубокие скважины. Сегодня 75% сельского населения Украины потребляют воду из верхнего водоносного горизонта, которая часто является некачественной. На национальном уровне до сих пор не определена четкая стратегия для развития водоснабжения в сельской местности. Кроме того, ситуация с водоснабжением в сельской местности в Украине с каждым годом только ухудшается. Если при Советском Союзе уровень централизованного водоснабжения в украинских селах составлял 50%, то, начиная с 1991 года, по данным Общей мониторинговой программы ВОЗ/ЮНИСЕФ, он сократился до 25%. Это соответствует уровню централизованного водоснабжения в странах Юго-Восточной Азии. Зато в латиноамериканских странах этот уровень достигает 60%, а в таких благополучных странах как Швейцария — 98%.

«КОГДА НЕТ ВОДЫ — ЭТО ОЧЕНЬ СТРАШНО»

«Еще недавно мы брали бочку на 50 литров и шли к колодцу — стояли в очереди за водой, бывало, и с трех часов ночи. Но уже год имеем централизованное водоснабжение. У нас три крана — два в доме, один — во дворе. Теплая вода от бойлера. Это такое счастье! К тому же нынешняя вода вкуснее той, что в колодце», — рассказывает 41-летняя Алла Ивановна ГОЛУБ, жительница села. «У меня в колодце вода начала опускаться и пропадать несколько лет назад, а окончательно пропала где-то полтора года назад. С того времени в колодце — сухо. Я не знаю, и никто не знает в селе, с чем это связано», — объясняет женщина.

Не справляясь с решением ряда проблем на местных уровнях, в 2005 году тогдашний президент Украины Виктор Ющенко заключил договора с правительством Швейцарии о сотрудничестве в решении локальных проблем. Впоследствии Швейцарское бюро сотрудничества инициировало проект «Поддержка децентрализации в Украине» (DESPRO)— чтобы содействовать эффективному местному развитию в Украине и оптимизации системы управления. Швейцарцы начали внедрять здесь проверенные на собственном опыте модели децентрализующих коммунальных услуг на районном, сельском и муниципальном уровнях, доказывая, что проще всего местные проблемы решать на том же уровне, где они и возникают. Проект стартовал в 2007 году. Тогда же о нем узнала и Наталия Черныш, занимавшая тогда должность главного бухгалтера в сельсовете Черепашинцев. Женщина решила приобщиться к проекту, поскольку видела в нем реальный и на тот момент чуть ли не единственный выход из ситуации с нехваткой воды в селе.

Впрочем, швейцарские специалисты не собирались просто так финансировать строительство водопровода, а выдвинули ряд требований перед сельской общиной. Во-первых, жители должны были мобилизоваться, объединиться и написать обоснованный проект. Если проект утверждался, то часть средств должна была предоставить швейцарская сторона, часть — местный бюджет, а часть — сами жители села. Они же должны были отвечать за воплощение проекта в жизнь и дальнейшую эксплуатацию водопровода, то есть взять на себя ответственность.

По словам директора Щвейцарского бюро сотрудничества в Украине, координирующего проект DESPRO, Гуидо Бельтрани, основная цель проекта не столько сам водопровод, сколько практика мобилизации и консолидации местных общин. Это очень интересный опыт для швейцарцев, поскольку они работают с обществом, которому Советский Союз привил стойкую привычку ждать улучшения «сверху», а потому его очень трудно расшевелить. Впрочем, подчеркивает господин Бельтрани, результатами проекта он доволен, ведь с каждым новым этапом местные общины демонстрируют все больший энтузиазм. На сегодня DESPRO реализовал в Украине уже 78 проектов строительства системы водоснабжения в селах.

Наталья Черныш рассказывает, что сначала было очень трудно. На первые собрания жителей села, которые проводились в актовом зале сельсовета, пришло... 15 человек. «Никто не верил. Иногда приходилось садиться на велосипед и объезжать буквально каждый дом, уговаривать тех, кто сомневался в инициативе, объяснять и убеждать тех, кто не хотел приобщаться к построению собственной системы водоснабжения в селе», — рассказывает пани Наталия. По ее словам, это была индивидуальная работа с каждым и длилась она три месяца. «Люди просто не верили», — объясняет председатель сельсовета. Хватало скептиков, которые упрямо отстаивали позицию, что деньги, заплаченные крестьянами, исчезнут, а водопровод так и не появится. Такую позицию тотального недоверия и сомнений побороть было сложнее всего. Впрочем, выход нашли, создав специальную Инвентаризационную комиссию, в состав которой как раз и вошли самые упорные скептики. Им было поручено проверять и сверять все данные, контролировать ход работ и отслеживать, на что и когда расходуются средства. Такое решение оказалось мудрым и в конечном итоге привело к позитивному результату. Что интересно, сначала проект DESPRO планировал покрыть 75% финансирования строительства системы водоснабжения в Черепашинцах, но общественности удалось собрать больше, чем планировалось, и потому швейцарцы внесли всего 65%.

«В 2007 году люди создали орган самоорганизации населения, принявший участие в написании проектной заявки. В феврале 2008 года он становится победителем швейцарской программы DESPRO. В том же году начинается первый этап строительства, в котором приняли участие 88 домохозяйств», — рассказывает Наталия Черныш. Общая стоимость проекта составила 290 тысяч гривен. 132 тысячи предоставили крестьяне, принявшие участие в проекте, — это по 1,5 тысячи гривен с двора, 65 тысяч гривен поступило из местного бюджета, еще 95 тысяч дал швейцарский проект. Когда в 2009 году в домах появилась вода, остальные жители села решили также приобщиться к проекту. Новый проект реализовали до 2011 года. На этот раз домохозяйства оплатили по четыре тысячи гривен. На вопрос, колебалась ли их семья, когда нужно было заплатить четыре тысячи гривен, Алла Ивановна Голуб ответила: «Не колебались, потому что когда нет воды — очень страшно».

В сельской амбулатории чисто и тепло. Фельдшер Лариса МАРТЫНЮК как раз моет руки водой из-под крана. Рассказывает, что водопровод существенно изменил жизнь в селе. «Раньше в день нужно было больше 20 ведер воды наносить. Мы все помогали санитарке, потому что она не могла управиться с этим самостоятельно. А это время. Сейчас у нас есть горячая вода в любое время суток — а значит больше времени для больных. Есть даже стационар», — улыбается женщина.

«Сегодня централизованная система водоснабжения в Черепашинцах состоит из четырех скважин, трех водонапорных башен и одной гидроаккумулирующей станции. Общая протяжность сети — 14 километров. Также вода появилась в детсаду и сельской амбулатории», — с гордостью рассказывает пани Наталия. Кстати, участие в проекте изменило и ее жизнь. После успешного завершения первого этапа строительства водопровода, в 2009 году, 27-летнюю Наталию Черныш жители избрали председателем сельсовета. За нее проголосовало 93% людей. В своей предвыборной программе женщина обещала отремонтировать дороги, систему отопления, канализацию и водоснабжение в амбулатории, то есть все то, что в настоящий момент постепенно воплощает в жизнь. Рассказывает, что участие в швейцарском проекте научило ее самому главному — писать проекты для разных программ и заявки на гранты. «Мне это очень нравится. Благодаря грантовым программам мы уже проложили в селе дорогу, поставили в школе металлопластиковые окна, провели в сельскую библиотеку интернет...» — улыбается сельский председатель.

ЧЕТКИЕ ЦЕЛИ И ЛИДЕР ИЗ СВОИХ

«Главный подход в реализации наших проектов — социальная мобилизация. Когда проект воплощают в жизнь, фактически все общество мобилизует свои ресурсы — финансовые, интеллектуальные, физические и другие. Формируется социальный капитал в обществе, позволяющий людям объединиться и решать неотложные проблемы. Важно, что такая мобилизация общества не заканчивается только проектом водоснабжения. На данный момент Черепашинцы работают над вопросами освещения улиц, утилизации отходов и т. д. И это прекрасный пример децентрализации, когда проблемы решаются на том же уровне, где они и возникают», — рассказывает руководитель проекта «Поддержка децентрализации в Украине» DESPRO Оксана Гарнец.

Примечательно, что успешный опыт Черепашинцев вдохновил и другие села на подобную активность. Так, жители соседнего села Заливанщина самостоятельно собрали деньги и сейчас строит водопровод. Даже без денег швейцарцев. Эксперты по вопросам децентрализации уверены: на данном этапе важной является циркуляция среди общественности знаний и успешного опыта. Ведь истории успеха являются действенным катализатором, когда речь идет о решении собственных проблем на локальном уровне.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ