Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О важности прощения

Почему в диалоге между Церковью и обществом именно оно занимает особое место
21 февраля, 2014 - 11:54
20 ФЕВРАЛЯ. КИЕВ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Для многих из нас попросить прощение — чрезвычайно трудно. Мы сразу же спрашиваем, а в чем наша вина, почему именно мы первыми должны идти на компромисс. Оказывается прощение — это особенное искусство, поскольку для того, чтобы простить, нужно предпринять шаг, преодолев личные амбиции и гордыню. Однако без извинения невозможно наладить коммуникацию и сделать продвижение для выхода из любой ситуации.

Тема прощения важна в обществе не только в рамках межличностных отношений, а на уровне всех сегментов общества. Мы часто слышим, что украинский Майдан называют Майданом человеческого достоинства. Может ли человек полновесно чувствовать себя достойным, когда жажда мести за совершенные обиды переполняет его сердце? Возможно, и нам сегодня стоит попросить прощение друг у друга, на всех уровнях. Потому что есть за что, ведь события последних дней свидетельствуют о еще большей потребности взаимного прощения. В течение этого времени можно было услышать немало восклицаний мести и ненависти, возмущения и злобы. Однако, служила ли когда-то агрессия инструментарием в творении мира и покоя? Лишь прощение всех сторон общества между собой является шагом к эффективной коммуникации.

Предлагаем читателям в очередной раз вспомнить христианское понимание прощения, в частности в современной украинской ситуации. Это можно сделать на примере одного известного прощения из Польши. В специальном комментарии «Дню» попросили поделиться своими рефлексиями также муфтия мусульманского сообщества.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРОЩЕНИЯ

На прошлой неделе в польских католических СМИ, а позже с перепечаткой в украинском католическом журнале Credo, появилась драматичная история о священнике из Эквадора и его отца. Отец Луис Альфредо Леон Армихос был зачат в результате изнасилования. Его 13-летняя мать работала уборщицей, чтобы помочь родителям содержать семеро детей. Хозяин, у которого она работала, изнасиловал женщину и бросил ее; семья девушки также отказалась от нее. Более того — мать будущего отца выдержала тяжелые побои, посредством которых хотели убить ещк не рожденного ребенка. Тогда женщина убежала из родного города и родила малыша. Оказалось, что у младенца были проблемы с дыханием и для многих надежды на то, что ребенок выживет, практически не было. Однако мальчик выжил. Спустя некоторое время мать с ребенком вернулась в родной город, а биологический отец признал своего сына и согласился выделять средства на его содержание. Впоследствии родители мальчика создали семью, однако спустя некоторое время расстались. В очень раннем возрасте — 23 года — Луис Альфредо по специальному разрешению епископа стал священником. После развода с отцом мать рассказала сыну, при каких обстоятельствах он был зачат, на что отец Архимос ответил: «Бог позволил мне стать священником не для того, чтобы я осуждал, а чтоб прощал». Через несколько лет его отец готовился к операции, потому он позвонил по телефону сыну и попросил исповеди. Отец Альфредо вспоминает: «Я ему сказал: отец, ты заслуживаешь Неба. После чего его глаза наполнились слезами». В тот день отец впервые за 30 лет своей жизни принял Святое Причастие.

ФЕНОМЕН БЛУДНОГО СЫНА

История отца Альфредо важна для осмысления в современном мире. Думаю, что из этого рассказа можем сделать несколько выводов. Во-первых, прощение оздоравливает душу человека, доказывая ее внутреннюю силу; во-вторых, наличие извинения цементирует отношения между людьми, ведь в слове «прости» доказываем уважение и любовь к ближнему. Через две недели у христиан наступит время Великого поста. Накануне Церковь предлагает рассмотреть притчу о блудном сыне и милосердном отце. В XVII веке Рембрандт пишет картину — «Возвращение блудного сына», которая до сих пор остается одним из самых драматичных полотен на библейскую тематику. На картине — фигура отца, который принимает своего сына. Неслучайно художник изобразил юношу со струпьями на лице, в изорванной одежде, стоптанных ботинках и с мозолистой ступней. Эти фрагменты свидетельствуют о длительных странствиях, поисках заработка, скитаниях, и в то же время потребности каждого человека в заботе и семейном уюте. Отец обнимает сына, на его лице — мир и любовь. Так же, как у его сына, который на коленях просит прощения. Важно, что художник на своем полотне также находит место для нескольких лиц, которые замерли в ожидании конечного вердикта отца. Безусловно, в форме притчи Церковь пытается в лице отца презентовать большую любовь Бога к каждому, кто будет нуждаться в ней. Однако рассказ является также хорошим образцом для наследования.

КОММЕНТАРИИ

«УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА ЛЮДЕЙ НЕДОПУСТИМО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА»

о. Михаил ДИМИД, священник УГКЦ, преподаватель Украинского католического университета, активист Автомайдана:

— Христианин в случае распинания его силами зла должен иметь перед собой икону Распятия Иисуса Христа и чувствовать, что его вера — это не вера в распятие, а в Воскресение. Оно, однако, проходит через испытания, во время которых большое искушение отчаяться в вере в Бога, а в то же время — поверить в свои силы. Если я верю, что Бог является Богом — действую Его по егометоду. Если моя вера не сильная, то я беру на себя Божьи полномочия. Однако, поскольку я не являюсь Богом и никогда Им не стану, то такое мое действие противопоказано и приводит к противоположному эффекту. Нужно помнить, что унижение достоинства людей недопустимо с точки зрения христианства, и каждый имеет право пользоваться своей Божьей свободой и защищать ее. Если кто-то препятствует этому легитимному волеизъявлению, и тем более, если оно приводит к кровопролитию, он должен нести ответственность согласно Божьих и человеческих законов! Тому разбойнику, который просил у Христа прощение перед Богом на кресте, — Бог простил! Все могут получить от Бога прощение, а перед людьми — было бы хорошо, чтобы наступил справедливый суд. Порой такое случается в истории, но, к сожалению, редко... Каждый из нас пусть своей открытостью к Божьему провидению старается быть инструментом Божьей справедливости и все будет хорошо!

«ТОТ, КТО ПРОЩАЕТ, ТОГО ПРОСТИТ БОГ»

Шейх Саид ИСМАГИЛОВ, муфтий Духовного управления мусульман Украины «УММА»:

— Мусульманское учение о прощении во многих элементах близко к иудео-христианской традиции, поскольку ислам, христианство и иудаизм очень близки. Однако справедливо сказать, что у каждой религии есть свои особенности. К примеру, у нас в Коране подтверждается ветхозаветный текст, где Господь говорит, что разрешено возмездие «око за око, зуб за зуб». Это ветхозаветное правило легло в основу иудейской религии. Если мы посмотрим на христианство, мы увидим акцент на прощение. Что касается ислама, мы принимаем серединную позицию между этими двумя религиями. У нас в Священном Коране говорится о том, что верующим разрешено возмездие «око за око, зуб за зуб», но если верующий простит, для него это будет лучше. Вот здесь очень важный богословский момент: во-первых, уместно простить, потому что это лучше, ибо прощение — очень высокая и великая черта для человека. У нас говорится о том, что тот, кто прощает, того простит и Бог. Основатель ислама пророк Мухаммад сказал: «Не помилует Аллах того, кто не проявляет милосердия к людям. Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, и вас помилуют на небесах». Если мы прощаем обиду, нанесенную нам, то Всевышний Господь тоже нас за это прощает. Во-вторых, ислам сохраняет ветхозаветное предписание, в котором разрешается возмездие. Для чего это сделано? Для того чтобы человек не стал отъявленным преступником, и не совершал преступления, постоянно оправдываясь тем, что его простят. Когда один раз человек согрешил, нанес ущерб другому человеку, его уместно простить. Но человек может почувствовать вседозволенность и безнаказанность, и снова нарушать права других, совершать грехи и преступления.

Ислам делает особый акцент на справедливости. Справедливость — это одна из высших божественных ценностей, данных людям. Всевышний Господь говорит, что он запретил несправедливость Себе, и он запретил несправедливость нам. Если уходит справедливость, наступает эпоха греха. Сейчас, когда духовные лидеры размышляют, каким образом сберечь мир, мы — мусульмане — стоим на том, что все нужно решить по справедливости. Складывается интересная ситуация — со стороны власти, силовых структур по сути никто не наказан за избиение, за убийство людей, за потерю имущества, потерю частей тела. Человеческое естество так устроено Богом, что оно требует справедливости. Забери у человека справедливость — он будет забитым существом, бесправным, озлобленным и несчастным. Для того чтобы сохранить мир и благополучие в стране, необходимо строго следовать справедливости. Пока не будет справедливого наказания, в душах людей не будет покоя. Большинство людей не могут успокоиться из-за того, что они не увидели подлинного правосудия, когда невинные отпущены, виновные — наказаны, права — восстановлены. Дайте людям справедливость!

Первый шаг должен сделать тот, кто начал, соответственно вторая сторона тоже должна сделать шаг навстречу. Если человек просит прощения, а в то же время продолжает совершать преступления, это не есть просьба о прощении, это — хитрость, либо лицемерие, либо обман. Я бы не хотел, чтобы подумали, что я кого-то обвиняю, я не судья. Я только как имам (мусульманский священнослужитель) даю совет, каким образом достичь мира, прощения и согласия.

Юлиана ЛАВРИШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ